Советское кино сочетает в себе душевность, искренность и глубокий смысл. У каждого из нас есть своя любимая сцена: будь то трогательный момент встречи героев, уморительный диалог или сцена, которая заставляет нас задуматься о жизни. Эти кадры прочно вписались в нашу память, стали своего рода маркерами эпохи. Когда мы угадываем, из какого фильма тот или иной кадр, мы невольно окунаемся в атмосферу давно знакомых сюжетов, вспоминаем героев, чьи реплики стали крылатыми фразами. Это не просто игра — это возвращение в прошлое, где вместо спецэффектов и супергероев были настоящие люди, их эмоции и живые истории.
Как создавали «Белое солнце пустыни»
Работу над новым проектом сначала доверили Андрею Кончаловскому, который в соавторстве с Фридрихом Горенштейном в сжатые сроки подготовил сценарий под названием «Басмачи». История повествовала о милицейском отряде, который под воздействием вражеской пропаганды переходит на сторону басмачей. Главный герой, командир отряда, проникает в лагерь врага и, рискуя собственной жизнью, возвращает бойцов под красные знамена.
Однако этот сценарий не вызвал восторга у руководства киностудии. Кончаловскому предложили работать с другими авторами — Валентином Ежовым, известным по «Балладе о солдате», и Рустамом Ибрагимбековым. С самого начала Ежов отнесся к предложению скептически, говоря: «Наш народ мыслит иначе, и попытка перенести нравы американского Дикого Запада на нашу почву будет выглядеть нелепо». Дополнительной проблемой стало то, что ни один из сценаристов не бывал в пустыне, где должны разворачиваться события, а историческими деталями они владели поверхностно.
Для устранения этого пробела решили найти свидетеля событий Гражданской войны в Средней Азии. Когда такой человек был найден, он поведал несколько старых историй, а на прощание вспомнил о степных ханах, которые в боях бросали свои гаремы, и трудностях, с которыми сталкивались красноармейцы, вынужденные сопровождать женщин в паранджах по пустыне. Этот рассказ вдохновил сценаристов, и так появился новый проект под рабочим названием «Спасите гарем».
Но работа над сценарием внезапно остановилась, когда Кончаловскому предложили экранизировать «Дворянское гнездо» к юбилею Ивана Тургенева. Воодушевленный режиссер сразу переключился на новую задачу, охладев к истории про гарем и красноармейца Сухова. Руководство киностудии принялось искать другого постановщика.
Первым кандидатом стал Витаутас Жалакявичюс, автор фильма «Никто не хотел умирать», но он отказался, сославшись на занятость на Литовской киностудии. Затем предложение сделали Юрию Чулюкину, создателю популярной комедии «Девчата», но и он не проявил интереса к проекту. Неожиданно сценарий попал к Андрею Тарковскому, который в тот момент находился без работы после того, как его фильм «Андрей Рублев» был положен на полку. Но даже в таких условиях Тарковский отказался браться за историю про басмачей.
Последним, к кому обратились, стал Владимир Мотыль. После его фильма «Женя, Женечка и «Катюша», который вызвал критику за идеологические ошибки, режиссер находился в профессиональной изоляции и мог бы не отказываться от новой работы. Однако, прочитав сценарий, Мотыль заявил, что проект его не интересует. Он мечтал создать драматичное и глубокое кино о декабристах, а легковесная история про гарем казалась ему не только чуждой, но и заведомо обреченной на провал. «Мотыль уже очернил образ солдата Великой Отечественной, а теперь собрался очернить солдата Гражданской войны!» — предвосхищал он возможные обвинения.
Сложности возникли уже на этапе выбора актеров, начавшегося в январе 1968 года. На роль красноармейца Федора Сухова рассматривались два актера: Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов, звезда 1950-х годов. Кузнецов, уставший от ролей «правильных» героев, поначалу отнесся к предложению скептически, тогда как для Юматова участие в фильме могло стать возвращением в большое кино.
Режиссер Владимир Мотыль изначально склонялся к кандидатуре Юматова. Актер активно участвовал в подготовке фильма: одна из ключевых сцен — пленение Сухова — была придумана при его участии. По предложению Юматова герой бросает бандиту часы, чтобы отвлечь его внимание, а затем устраняет врагов, воспользовавшись моментом.
Несмотря на утверждение Юматова на роль, в ночь перед съемками произошло событие, которое исключило его участие. К Юматову в гостиницу приехали забрать его на съемки, но в назначенное время он так и не появился. Стук в дверь номера оставался без ответа. Учитывая, что в прошлом у актера случались запои, администратор гостиницы решил взломать дверь. Юматов лежал на кровати, его лицо было покрыто синяками и ссадинами. Позже стало известно, что актер, который уже два года воздерживался от алкоголя, накануне похоронил своего близкого друга — режиссера Никиту Курихина. Курихин погиб в автокатастрофе на машине, которую он приобрел при содействии Юматова.
На поминках, где присутствовали знакомые и коллеги, кто-то высказал мнение, что именно Юматов виноват в трагедии. Эти слова настолько задели актера, что он пустил в ход кулаки, ввязавшись в драку. Итогом стали многочисленные травмы на лице.
Синяки и повреждения требовали времени на заживление — не менее недели. Однако съемочный процесс нельзя было откладывать: лето подходило к концу, а вместе с ним уходила возможность съемок на натуре. В этой ситуации режиссер Владимир Мотыль немедленно отправил телеграмму Анатолию Кузнецову.
Не менее сложным оказался поиск исполнителя роли Павла Верещагина. Режиссер планировал пригласить Павла Луспекаева, несмотря на его проблемы со здоровьем: из-за ампутации пальцев на ногах актер испытывал значительные трудности. Однако все другие кандидаты на роль не подходили, и Мотыль решился обратиться к Луспекаеву. Актер, несмотря на состояние здоровья, настоял на выполнении всех сцен без упрощений, считая, что его герой должен быть сильным и стойким.
Подбор актера на роль Петрухи также не был простым. Персонаж в сценарии не имел четко прописанной природы, что затрудняло выбор. Среди претендентов был даже Савелий Крамаров. Однако спустя две недели режиссер обратил внимание на Николая Годовикова, который ранее исполнил эпизодическую роль в другом фильме Мотыля. Для Годовикова это стала первой крупной ролью.
Проблемы возникли и с выбором актрисы для роли Катерины Матвеевны. Пересмотрев множество профессиональных актрис и непрофессионалов, режиссер остановил выбор на Галине Лучай, работавшей редактором в «Останкино». У нее не было опыта в кино, но благодаря настойчивости Мотыля она согласилась принять участие.
Даже после окончательного формирования актерского состава трудности не закончились. Техническое оборудование оставалось в дефиците, режиссера обвиняли в непрофессионализме, а директор «Мосфильма» отказывался принять готовую картину.
Решение о выходе фильма в прокат принял Леонид Брежнев, увлеченный жанром вестернов. Высоко оценив фильм на закрытом показе, он снял все препятствия для его выхода. Так, 30 марта 1970 года «Белое солнце пустыни» увидело свет, став одним из самых значимых фильмов своего времени.
Посмотрите и другие тесты на канале «Назад в СССР»:
Сегодня, когда современные технологии предлагают безграничные возможности, хочется вернуться к истокам, к чему-то настоящему. Тесты по советскому кино дают такую возможность. Они позволяют почувствовать связь с прошлым, с теми моментами, которые делают нас теми, кто мы есть.