Почему фильмы того времени до сих пор вызывают такой отклик у зрителей? Возможно, дело в неподдельной искренности. Советские актёры играли не ради славы или больших гонораров, а потому, что они любили своё дело. Их работа не была постановочной — она шла от души. Они создавали образы, которые трогали сердца, заставляли задумываться о жизни и её смысле. Неудивительно, что тесты о кино СССР всегда вызывают интерес: мы хотим вернуться к этим образам, снова пережить забытые моменты.
Забавные актерские истории...
Георгий Милляр
В 1938 году Александр Роу, начинающий режиссёр, дебютировал с фильмом-сказкой «По щучьему велению». Лента сразу завоевала успех, и Роу вскоре приступил к следующей постановке — «Василиса Прекрасная». Во время работы над первой картиной он познакомился с Георгием Милляром, исполнившим роль Царя Гороха. Эта встреча стала началом их творческого тандема, и Роу пригласил актёра на роль отца-гусляра в новый фильм.
Увидев, как тяжело проходили пробы актрис на роль Бабы-Яги, Милляр неожиданно предложил свою кандидатуру.
— Это не женская роль, — сказал он. — Какая актриса согласится выглядеть такой страшной на экране? А я могу всё это выдержать.
Актёр лично придумал грим и даже разработал костюм. В результате образ получился настолько впечатляющим, что стал знаковым для всей карьеры Милляра.
Позже, в 1964 году, работая над фильмом «Морозко», Милляр вновь перевоплотился в Бабу-Ягу, но на этот раз решил придать персонажу не столько зловещие, сколько ироничные черты. Так вместо пугающего злодея зрители увидели забавную старушку с крючковатым носом и торчащими клыками. После съёмок он с улыбкой назвал своё воплощение: «Баба-Яга с яйцами».
Любовь, тигры и кино
Летом 1957 года Евгений Леонов, находясь на гастролях в Свердловске, познакомился со своей будущей женой. Уже в ноябре того же года пара зарегистрировала брак, а через два года у них родился сын Андрей.
Новость о его рождении застала Леонова во время съёмок фильма «Полосатый рейс». Восторг был настолько велик, что актёр схватил одного из тигров, снимавшихся в картине, и, вопреки всем правилам безопасности, поцеловал зверя в нос. Даже дрессировщики были шокированы таким поступком!
Александр Абдулов
Актёрская профессия порой требует от исполнителей не только таланта, но и смелости. В 1976 году Марк Захаров предложил Александру Абдулову, который тогда ещё только начинал свой путь в кино, роль инженера Щукина в фильме «12 стульев». Для молодого актёра это была значимая возможность, пусть даже роль и была небольшой. Однако сценарий предполагал необычную задачу: герой Абдулова должен был появиться на лестничной площадке совершенно обнажённым. Ни замены этого момента, ни дублёра не предусматривалось.
Съёмки проходили в подъезде жилого дома. Чтобы подготовиться к сцене, актёру пришлось воспользоваться гостеприимством одной из жительниц, которая разрешила ему намылиться в своей ванной. Пока Александр приводил себя в порядок, по всему дому быстро разлетелся слух: в подъезде собираются снимать обнажённого актёра.
Когда пришло время выходить, Абдулов приоткрыл дверь и был ошеломлён: на лестнице собралась целая толпа любопытных, среди которых преобладали женщины.
— Я ни за что не выйду! Делайте, что хотите! — решительно заявил он съёмочной группе.
Режиссёр вместе с помощниками попытались убедить зевак разойтись, но их попытки не увенчались успехом. Тогда Марк Захаров сам подошёл к актёру и сказал:
— Саша, ну что поделаешь? Такая у нас работа. Выходи!
Собрав всё своё мужество, Абдулов решился. Он выскочил в подъезд с решимостью солдата, бросающегося на амбразуру. Реакция толпы оказалась неожиданной:
— У-у-у… — разочарованно протянули зрители, осознав, что ожидания оказались преувеличенными. Вскоре лестничная площадка опустела, а съёмочная группа продолжила свою работу.
Кавказская пленница
После триумфа фильма «Кавказская пленница» у создателей появилась идея снять продолжение. Леонид Гайдай в то время был загружен другими проектами, а Этуш вместе с авторами сценария Морисом Слободским и Яковом Костюковским буквально загорелись желанием развить полюбившуюся зрителям историю.
Новый сюжет начинался с того, что товарищ Саахов и неудачливая троица его подельников оказываются в тюрьме после суда. Место действия — образцово-показательная колония, где Саахов становится директором клуба и организатором культурной жизни. Учитывая, что тюрьма мужская, в театральных постановках товарищу Саахову приходится исполнять все женские роли самому.
Согласно сюжету, после освобождения Саахов узнаёт, что его прежнюю должность главы района заняла Нина — та самая «спортсменка, комсомолка и просто красавица». Сценарий, написанный Слободским и Костюковским, обещал быть остроумным и весёлым. Все, кто с ним ознакомился, были уверены в успехе.
Однако планы разрушило руководство киностудии. Киноначальники категорически отказались запускать фильм в производство, заявив:
— Снимайте что угодно, но только не за колючей проволокой!
Владимир Этуш пытался переубедить высокие инстанции, обивая пороги кабинетов. Он уверял, что колония в фильме будет показана настолько благополучной и организованной, что люди сами будут хотеть туда попасть. Однако все его доводы оказались напрасными — проект так и не получил разрешения на съёмки.
Иван Рыжов
Иван Рыжов родился в простой крестьянской семье. Его детство прошло в деревне на территории нынешнего Раменского района Подмосковья. Ещё в юности он начал трудиться в колхозе и даже дослужился до бригадира. Но увлечение любительским театром захватило его настолько, что однажды Иван решил отправиться в Москву, чтобы поступить в театральное училище.
В день экзамена он надел свои кирзовые сапоги, лучший серый костюм и праздничную косоворотку. Несмотря на проливной дождь и грязь, Иван отправился в столицу. Придя в театр Революции, где набирали курс, он увидел нарядных и опрятных абитуриентов. В своём грязном и промокшем виде он почувствовал себя неуместно и даже подумывал уйти. Но тут прозвучала его фамилия, и ему пришлось войти в аудиторию, где сидела приёмная комиссия.
За длинным столом собрались около двадцати человек. Увидев их внимательные взгляды, Иван растерялся, сложил руки на груди и замер.
— Ну что же, молодой человек, — раздался голос из комиссии. — Что будете читать?
— Что хотите! — отозвался он, стараясь скрыть своё смущение.
— Тогда начните со стихотворения, — предложили ему.
Иван выбрал «Партбилет» Безыменского. Стих начинался со слов: «Весь мир грабастают рабочие ручища, всю землю щупают — в руках чего-то нет…». Рыжов никогда раньше не видел, как нужно читать стихи, поэтому решил иллюстрировать каждую строку. Он «грабастал» землю руками, опустился на колени и начал «щупать» её, ползая по полу. Комиссия разразилась хохотом.
— Чего ржёте? — обиженно спросил Иван, не прекращая своего представления.
Когда он закончил стихотворение и поднялся с колен, ему предложили спеть.
— Пою! — ответил Рыжов, не задумываясь.
Но, охваченный волнением, он не мог вспомнить ни одной песни, кроме одной. Собравшись, он протяжно запел: «Пускай могила меня накажет за то, что я тебя люблю…». Снова послышался смех, но одна из женщин, сидевших сбоку, неожиданно начала плакать.
«Ну вот, хоть кого-то тронул», — подумал Иван. Позже он узнал, что это была Ольга Ивановна Пыжова. Она изо всех сил старалась сдержать смех, но вместо этого пустила слёзы. Иван повернулся к ней и продолжил петь, обращаясь только к ней.
— Ну что, тебе посвящается! — подколол кто-то из комиссии, вызвав новую волну смеха.
Дальше последовало задание на этюд. Рыжова попросили что-нибудь разыграть, и он, не долго думая, лёг животом в грязь, оставленную сапогами, и начал изображать пловца. Комиссия, смеясь до изнеможения, махнула руками и отправила его в коридор.
Уверенный, что провалил экзамен, Иван всё же решил прийти посмотреть список поступивших. К своему удивлению, он обнаружил свою фамилию под номером 18. Ему не верилось, поэтому он попросил стоявшую рядом девушку прочесть эту строчку.
— Здесь какой-то Рыжов, — ответила она.
— Это я! — гордо произнёс Иван.
— Вот так! — удивилась она. — Такого медведя приняли, а меня нет…
Посмотрите и другие тесты на канале «Назад в СССР»:
Тесты по советскому кино — это не просто проверка памяти. Это шанс узнать что-то новое или, наоборот, вспомнить давно забытое. Ведь советские актёры — это настоящие мастера, чьё искусство актуально и по сей день. Итак, готовы ли вы проверить себя? Оставайтесь с нами, окунитесь в атмосферу прошлого и получите удовольствие от путешествия в мир, где кино было настоящим искусством, а каждый фильм — шедевром. Возможно, вы откроете для себя что-то новое, ведь великое кино СССР никогда не перестанет удивлять.