Эту группу с «осенним» названием чаще всего вспоминают в качестве стартовой площадки для таких будущих звёзд, как Александр Башлачёв и Юрий Шевчук. Но «Рок-сентябрь» и сами по себе были величиной, имея в составе замечательных музыкантов, а в арсенале — отличные песни в широком жанровом диапазоне.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Не всем было суждено выбиться в звёзды, но свой миг славы мог получить любой... В конце 1970-х по всей стране возникла генерация команд, готовых выйти за рамки официоза и освоить новые территории. Что совпало с запросами аудитории на новую, более экспериментальную музыку. «Рок-сентябрь» из Череповца — именно такой случай. Заявив о себе на региональной сцене, группа попала в струю магнитиздата и послужила творческой лабораторией для двух будущих героев рока.
История коллектива началась в 1979 году в промышленном Череповце на юге Вологодской области. Инициатором создания группы выступил Вячеслав Кобрин — выпускник класса флейты музыкальной школы, осознанно променявший академический инструмент на рок-гитару. Он дал группе имя «Диско-сентябрь», которое отражало первоначальное стремление играть модную танцевальную музыку.
Ядро команды, помимо основателя, составили басист Олег Хакман, клавишник и вокалист Александр Пугачёв и барабанщик Евгений Белозёров. Кобрин и Пугачёв были выходцами из знаменитого Череповецкого хора мальчиков.
На первых порах коллектив репетировал в городском Доме культуры, сочинял свои песни, играл на танцплощадках и участвовал в смотрах и конкурсах — типичный путь для многих групп того времени.
В какой-то момент судьба свела музыкантов с Александром Башлачёвым, который вернулся в Череповец ради производственной практики, учась на факультете журналистики УрГУ. В 1980 году молодой поэт начал писать для группы тексты, их сотрудничество длилось до конца 1982 года.
Многие стихи Башлачёв сочинял ещё в Свердловске, отправляя их Кобрину почтой. В ответ получая фонограммы с новыми запросами. Этот период стал для Башлачёва пробой пера в песенном жанре, пусть его юношеские вирши и не отличались философской глубиной.
В начале 1981 года группа записала на собственной репетиционной базе альбом «Диско-робот», неожиданно породивший хит о пляшущем роботе. Альбом разлетелся по стране благодаря магнитофонному самиздату. Название и заглавный трек были данью модным тенденциям, но остальной материал был выдержан в ключе заводного советского рок-н-ролла с непременным медляком.
Успех привёл к предложению из Ульяновской филармонии. Музыканты ненадолго ушли в профессионалы, но официальная карьера не задалась и продлилась менее полугода. Разочарованные, ребята вернулись в Череповец и, сменив вывеску на более соответствующую содержанию — «Рок-сентябрь», — записали новый альбом «Нам нужен ветер».
Осенью 1982 года «Рок-сентябрю» удалось прорваться на всесоюзный конкурс «Золотой камертон», который проводила газета «Комсомольская правда». Выступление в гостинице «Орлёнок» стало судьбоносным: там череповчане познакомились с другим конкурсантом — Юрием Шевчуком, лидером тогда ещё малоизвестной уфимской группы «ДДТ».
Между музыкантами возникла определённая творческая химия. После конкурса Шевчук вместе с клавишником Владимиром Сигачёвым приехал в Череповец. К тому моменту в «Рок-сентябре» назрел кризис, и группу покинул басист Олег Хакман (его место занял Андрей Масленников). В январе 1983 года Кобрин, Масленников, Белозёров и звукорежиссёр Юрий Сорокин помогли Шевчуку записать цикл его ранних песен, известный как «Компромисс».
Ныне альбом входит в официальную дискографию «ДДТ». По иронии судьбы эта запись песен Шевчука оказалась гораздо популярнее альбомов «приютившей» его череповецкой группы. Но и рассорила партнёров, каждый из которых стремился идти своим путём. Кобрин планировал получить официальный статус при одной из филармоний и выйти на всесоюзный уровень. Шевчук — оставаться в подполье и писать «проблемный» рок.
И тут случилось непредвиденное. На «Золотом камертоне» кто-то передал запись «Рок-сентября» иностранцам. Неведомыми путями она дошла до Севы Новгородцева, и в апреле 1983 года знаменитый ведущий поставил в эфир «Рок-посевов» песню «Манекен» на стихи Башлачёва. В итоге группу внесли в чёрные списки, лишив возможности не только профессиональной, но и вообще любой концертной деятельности.
После распада первого состава Вячеслав Кобрин перебрался в Таллин, где не только не затерялся среди местных музыкантов, но и выбился в натуральные рок-звёзды. И это в регионе, в котором царила невероятная для СССР творческая свобода, а плотность талантливых коллективов на душу населения оставалась высочайшей.
Кобрин играл в культовом Magnetic Band с Гуннаром Грапсом, выступал с Яаком Йоалой и Тынисом Мяги, стал одним из основателей групп Ultima Thule и Kobrin Blues Band — и вообще прославился в качестве легенды эстонского блюза.
Тем временем в Череповце Олег Хакман в середине 1980-х возродил «Рок-сентябрь» в новом составе и выпустил несколько добротных магнитоальбомов, которые уже не смогли повторить прежний успех. Это были «Калейдоскоп» (1984), «Пляшет зал» (1985), «Карусель» (1986) и «Рок-сентябрь» (1987). На этих записях вектор развития группы сместился в сторону джаз-рока и фанка.
Перестройка ненадолго вернула группу в филармонию (на сей раз Вологодскую), даже был выпущен миньон на фирме «Мелодия». Но в начале 1990-х годов коллектив окончательно прекратил существование.
История «Рок-сентября» переплелась с судьбами его участников. Классик русской рок-поэзии Александр Башлачёв ушёл в 27-летнем возрасте в 1988 году. Юрий Шевчук достиг творческих высот с «ДДТ». Вячеслав Кобрин — сердце и мотор группы — после семи лет в Эстонии рванул сначала в Торонто, а потом в далекую Коста-Рику, в город Мануэль-Антонио, где и скончался несколько лет назад.
«Рок-сентябрь» так и остался феноменом эпохи магнитиздата, можно сказать, группой-призраком, чьё наследие «размыто» между поэтической славой Башлачёва, успехами «ДДТ» и эстонскими достижениями Кобрина. Но старые плёнки по-прежнему хранят неповторимое, теперь уже архаичное, но живое в каждой ноте звучание, которое в начале 1980-х создавали в Череповце смелые, ищущие, искренние музыканты.
Спасибо за подписку! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и донатом!