Найти в Дзене

Кто может писать книги для детей в жанре нон-фикшен?

Когда я решила сделать публикацию на эту тему, сначала хотелось сказать: авторы, не бойтесь, вы справитесь! А потом вспомнила о том, сколько сырых проектов к нам приходит. И о том, как мне жаль времени, которое авторы потратили на разработку. Да и своего тоже — моего и редакции. Поэтому получившийся у меня материал может и оттолкнуть, и привлечь вас к созданию познавательных книг для детей. Но вы можете сами взвесить все плюсы и минусы создания детских книг в познавательных жанрах, ну а мы — редакторы — будем ждать от вас новых качественных, продуманных и оригинальных проектов. Итак. Чаще всего научно-популярные или познавательные книги для детей пишут эксперты — ученые, специализирующиеся в какой-то области, педагоги, накопившие хороший опыт, специалисты различных направлений, которым есть, что рассказать о своей работе. Как правило, это люди, которые не только хорошо знают своё дело, но и могут облечь свои знания в какую-то небанальную форму. Однако одного этого всё же маловато. Ещё

Когда я решила сделать публикацию на эту тему, сначала хотелось сказать: авторы, не бойтесь, вы справитесь! А потом вспомнила о том, сколько сырых проектов к нам приходит. И о том, как мне жаль времени, которое авторы потратили на разработку. Да и своего тоже — моего и редакции. Поэтому получившийся у меня материал может и оттолкнуть, и привлечь вас к созданию познавательных книг для детей. Но вы можете сами взвесить все плюсы и минусы создания детских книг в познавательных жанрах, ну а мы — редакторы — будем ждать от вас новых качественных, продуманных и оригинальных проектов. Итак.

Чаще всего научно-популярные или познавательные книги для детей пишут эксперты — ученые, специализирующиеся в какой-то области, педагоги, накопившие хороший опыт, специалисты различных направлений, которым есть, что рассказать о своей работе. Как правило, это люди, которые не только хорошо знают своё дело, но и могут облечь свои знания в какую-то небанальную форму. Однако одного этого всё же маловато. Ещё необходимо владеть хорошим литературным языком, умением понятно формулировать и разговаривать на языке доступном ребенку. Обсудим, что имеется в виду...

✅ Умение формулировать сложные вещи: а) понятно, б) чётко и конкретно. У читателя не должно возникать вопросов во время чтения вашего текста. «Когда-то люди изобрели… и почти сразу стали…» Когда-то — это когда? Почти сразу — это в течение года, десяти веков, тысячи лет? В голове у маленького читателя должна складываться чёткая картина: что, где, какого размера, когда и как именно. Для тренировки попробуйте описать какое-то природное явление или механизм. Ветер – это… Паровоз – это…

✅ Корректировать подачу информации сообразно возрасту читателя. Учтите, пожалуйста, что читатель не обязан владеть терминами и понятиями (а мы постоянно об этом забываем). Задача автора в детской познавательной книге описывать происходящее, как для инопланетян. Хотя авторы (и редакторы тоже не исключение) регулярно грешат аргументом «да всё ведь понятно». Нет, не понятно. Или понятно для взрослого эрудированного человека. Вспомните себя в детстве. Как вы читали учебник? Все было понятно? Пусть познавательная книга — не совсем учебник. Но если у вас есть родительский опыт, вы прекрасно представляете, как ребёнок воспринимает текст учебника и сколько усилий нужно, чтобы растолковать, что же хотел сказать автор. Не забываем об этом! И обязательно используем сравнения с понятными ребёнку предметами и явлениями.

✅ Эксперт, который умеет разложить всё по полочкам, не всегда обладает в достаточной степени хорошим литературным языком. Проще говоря, не всегда может красиво изложить свои ценные мысли. И детская книга — это не реферат, даже талантливо задуманный. Тут у издательства два пути — или найти эксперту хорошо пишущего соавтора, или использовать для обработки текста талантливого редактора. Будем готовы к тому, что наш текст будет кто-то обрабатывать.

✅ Многих останавливает от написания собственной книги недостаточность опыта и мысль о том, что есть куда более сильные эксперты в теме. Но экспертность не вешают в граммах. Если вы готовы глубоко погрузиться в тему, стать дотошным исследователем, прояснить для самого себя всё непонятное… Вполне вероятно, что вы и другим сможете объяснить то, в чём разобрались сами! Экспертность автора нонфикш-книги измеряется глубиной погружения в тему.

А что делать, если вы не эксперт, но очень хотите написать познавалку?

Допустим, вы заинтересованы какой-то темой и у вас есть желание написать книгу (для детей)... Напишите её не как эксперт, а как исследователь! В истории детской литературы встречаются книги таких авторов, и это прекрасные талантливые и полезные книги.

Несколько коротких вдохновляющих (надеюсь) советов:

✅ Используем эксперта! Берём комментарии, отдаём эксперту текст на проверку на разных этапах (концепция, тематический план, текст), или берём его в соавторы.

✅ Допустим по выбранной теме уже есть книги от экспертов, но они сухие, скучные и напоминают учебники. Возможно, это наш шанс сделать материал гораздо более привлекательным для читателя. Используем полезный материал, как базу для собственных знаний, облекаем полученную информацию в интересную форму. Но не будем плагиаторами, нет, пожалуйста, я не об этом.

✅ Библиотека — очень полезное место для исследователя. Не будем пользоваться источниками только из Интернета!

✅ Перепроверяем данные. Используем англоязычные источники, это помогает, проверено!

✅ Обязательно сопровождаем свой текст в издательство подробным тематическим планом. Это то же самое, что и синопсис для художественных текстов. Тематический план нужен не только издателю, но и автору — структура идеи, которую мы пытаемся продать читателю, станет чётче, понятнее.

Ваша Оля Д.