19 декабря исполнилось бы 91 год актрисе, режиссеру, одному из основателей театра «Современник» Галине Волчек. Еще при жизни она прочно вошла в нашу театральную историю, не боясь экспериментов и цензуры.
Сама Галина Борисовна признавалась, что вовсе не мечтала когда-либо возглавить театр. Хотя, будучи актрисой «Современника» все чаще уходила в режиссуру, отдаляясь от актерства. А все потому, что полностью была лишена той самовлюбленности, которая присуща артистам.
- Не люблю свое изображение, поэтому так много я порезала своих фотографий. И в зеркало смотрюсь крайне редко, - признавалась Волчек.
- Я вошел в Школу-студию МХАТ и увидел в раздевалке: стоит красивая, большая, грудастая, характерная артистка. А потом я услышал ее голос, низкий, с матерком, и я подумал: вот это интересная женщина, - вспоминал актер Валентин Гафт. – Она – женщина! С ней прекрасно ходить в магазины. В магазинах она тоже талантлива. Среди тысячи платочков и отрезков она выберет то, что ей надо. Кстати, на Кипре в одном большом магазине одежды висел портрет Волчек, как постоянной покупательницы. Не случайно у меня как-то родилось:
«В ней, толстой, совместилось тонко:
Любовь к искусству и комиссионкам!»
Несмотря на такую очень мужскую профессию – режиссер, Волчек не никогда забывала о своей женской природе. Когда актриса Вера Марецкая узнала, что Галина, которую она знала с детства, стала режиссером, воскликнула: «Галя, значит, теперь ты будешь ходить с мужским портфелем и в мужском костюме?!». На что Волчек клятвенно пообещала: к каждой премьере шить себе новое платье, и это вошло у нее в традицию на всю жизнь.
А самым счастливым днем в своей жизни Галина Волчек всегда называла появление сына Дениса, который родился в браке с Евгением Евстигнеевым. Себя Галина Борисовна считала сумасшедшей мамой.
- Помню, когда я получал двойки в школе, мама очень бесилась, - вспоминает сегодня Денис Евгеньевич. – У них с отцом была почетная обязанность: каждое восьмое марта приходить в школу на банкет учителей. Им приходилось сидеть, общаться, чтобы в следующем годы меня не выгнали из школы.
- Вокруг нее всегда было поле доброты. Лично для меня она была не актриса, а женщиной для ухаживаний. Есть такое понятие: приятная баба, - вспоминает второй супруг Волчек Марк Абелев. – Приходишь к ней – приятно, уходишь от нее, какую бы гадость она тебе не сказала, все-таки приятно. У нее был такой особый человеческий талант – в любой ситуации остаться необыкновенной. Мне нравилось все, что она делала: мыла ли или сушила голову, или репетировала в театре… Никаких «рыбок-пипок» у нас не было. Я ее звал Волчок или Волчихой, она меня – Маркушей. Когда мы женились, у нее был 5-летний сын Денис. Я ему придумал – два школьных дневника, один – для мамы, чтобы не нервничала, а в другом, который мы ей не показывали, были замечания от учителей, которые я подписывал.
В 1970 году из «Современника» ушел Олег Ефремов. Он уговаривал уйти с ним и Волчек, однако, та решила остаться, потому что посчитала предательством бросить своих коллег-артистов в такое сложное время. Галина Борисовна поддалась на уговоры труппы и возглавила «Современник». Хотя некоторые чиновники возмущались: баба во главе театра, еще и еврейка, к тому же – не член Коммунистической партии! Но актеры отстояли ее кандидатуру. Не секрет, что к тому времени в «Современнике» произошел некий творческий кризис, - уходила популярность былых спектаклей, а какие ставить новые было непонятно. Галина Борисовна методом проб и ошибок вернула зрителя в свой театр.
О театре "Современник" читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:
Вспоминая тот период, Волчек предпочитала не хаять тех, кто тогда не помог и ушел из ее театра, не говорить обо всех трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться. И сосчитать невозможно, сколько она выдержала цензурных комиссий, когда сдавала спектакли. И чаще побеждала, отстаивала. До сих пор непонятно, как в 1978 году, в разгар «холодной войны» ей удалось вывезти театр на гастроли в Америку! Помогло ее упорство. Ведь не случайно многие коллеги отмечали в ней не только профессиональные качества актрисы и режиссера, но и как хорошего менеджера.
В 1989 году в «Современнике» вышел спектакль Волчек «Крутой маршрут», поставленный по воспоминаниям репрессированной писательницы Евгении Гинзбург. И хотя в стране уже буйствовала перестройка, все-таки тогда еще в Советском Союзе никто не осмелился выпустить такой материал.
- Это было высокое достижение во всех областях, как в художественном, так и в политическом, - вспоминал сын Гинзбург, писатель Василий Аксенов. - Сама идея создания спектакля, где сорок с лишним женщин изображают жертв, и восемь садистических мужчин изображают палачей, это уже несет глубочайший смысл… Волчек создала на сцене правдоподобную сталинскую атмосферу! Даже актриса Марина Неелова в главной роли очень похожа на мою маму в молодости. В сцене, когда героиню приводят на первый допрос НКВД, Неелова закричала: «Где мои дети?!» Я, который находился в зале, чуть не упал без чувств, насколько я поверил в происходящее!
Не секрет, что Галина Волчек старалась присутствовать на каждом спектакле, если не находилась в зале, то смотрела в своем кабинете по телетрансляции.
- Галина Борисовна могла вызвать любого артиста в антракте и что-то подсказать, сделать замечание. В этом смысле она всегда держала руку на пульсе, - делится актриса Елена Яковлева. – Зная, что за нами следит такой жесткий глаз, желания как-то схалтурить ни у кого не возникало. Для артистов «Современника» Волчек была мамой, она за многих хлопотала, помогала, подсказывала. И так тонко чувствовала каждого!
Незадолго до ухода из жизни Галина Борисовна, перед очередной поездкой на отдых и лечение в любимый немецкий Баден-Баден, в кулуарах «Современника» она вдруг поведала мне о своем желании вернуться на сцену, как актриса.
- А почему бы нет?! – кокетливо сказала тогда Волчек. – Даже на инвалидной коляске я могла бы сыграть какую-нибудь старуху-процентщицу. Сейчас жалею, что в свое время профукала многие роли. С другой стороны, я играю столько, сколько никому не снилось, все роли в «Современнике» мои. Все-таки мы так устроены, что даже когда нет никакой надежды, мы все равно на что-то надеемся. Даже сформулировать не можем: на что.
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов