Найти в Дзене
Пераново перо

Галина Волчек – «приятная баба»

19 декабря исполнилось бы 91 год актрисе, режиссеру, одному из основателей театра «Современник» Галине Волчек. Еще при жизни она прочно вошла в нашу театральную историю, не боясь экспериментов и цензуры. Сама Галина Борисовна признавалась, что вовсе не мечтала когда-либо возглавить театр. Хотя, будучи актрисой «Современника» все чаще уходила в режиссуру, отдаляясь от актерства. А все потому, что полностью была лишена той самовлюбленности, которая присуща артистам. - Не люблю свое изображение, поэтому так много я порезала своих фотографий. И в зеркало смотрюсь крайне редко, - признавалась Волчек. - Я вошел в Школу-студию МХАТ и увидел в раздевалке: стоит красивая, большая, грудастая, характерная артистка. А потом я услышал ее голос, низкий, с матерком, и я подумал: вот это интересная женщина, - вспоминал актер Валентин Гафт. – Она – женщина! С ней прекрасно ходить в магазины. В магазинах она тоже талантлива. Среди тысячи платочков и отрезков она выберет то, что ей надо. Кстати, на Кипре

19 декабря исполнилось бы 91 год актрисе, режиссеру, одному из основателей театра «Современник» Галине Волчек. Еще при жизни она прочно вошла в нашу театральную историю, не боясь экспериментов и цензуры.

Галина Волчек. Фото Валерия Плотникова
Галина Волчек. Фото Валерия Плотникова
Фотогалерея Валерия Плотникова | Дзен

Сама Галина Борисовна признавалась, что вовсе не мечтала когда-либо возглавить театр. Хотя, будучи актрисой «Современника» все чаще уходила в режиссуру, отдаляясь от актерства. А все потому, что полностью была лишена той самовлюбленности, которая присуща артистам.

- Не люблю свое изображение, поэтому так много я порезала своих фотографий. И в зеркало смотрюсь крайне редко, - признавалась Волчек.

- Я вошел в Школу-студию МХАТ и увидел в раздевалке: стоит красивая, большая, грудастая, характерная артистка. А потом я услышал ее голос, низкий, с матерком, и я подумал: вот это интересная женщина, - вспоминал актер Валентин Гафт. – Она – женщина! С ней прекрасно ходить в магазины. В магазинах она тоже талантлива. Среди тысячи платочков и отрезков она выберет то, что ей надо. Кстати, на Кипре в одном большом магазине одежды висел портрет Волчек, как постоянной покупательницы. Не случайно у меня как-то родилось:

«В ней, толстой, совместилось тонко:

Любовь к искусству и комиссионкам!»

Несмотря на такую очень мужскую профессию – режиссер, Волчек не никогда забывала о своей женской природе. Когда актриса Вера Марецкая узнала, что Галина, которую она знала с детства, стала режиссером, воскликнула: «Галя, значит, теперь ты будешь ходить с мужским портфелем и в мужском костюме?!». На что Волчек клятвенно пообещала: к каждой премьере шить себе новое платье, и это вошло у нее в традицию на всю жизнь.

Галина Волчек с мужем Евгением Евстигнеевым  и сыном Денисом. Фото из семейного архива
Галина Волчек с мужем Евгением Евстигнеевым и сыном Денисом. Фото из семейного архива

А самым счастливым днем в своей жизни Галина Волчек всегда называла появление сына Дениса, который родился в браке с Евгением Евстигнеевым. Себя Галина Борисовна считала сумасшедшей мамой.

- Помню, когда я получал двойки в школе, мама очень бесилась, - вспоминает сегодня Денис Евгеньевич. – У них с отцом была почетная обязанность: каждое восьмое марта приходить в школу на банкет учителей. Им приходилось сидеть, общаться, чтобы в следующем годы меня не выгнали из школы.

- Вокруг нее всегда было поле доброты. Лично для меня она была не актриса, а женщиной для ухаживаний. Есть такое понятие: приятная баба, - вспоминает второй супруг Волчек Марк Абелев. – Приходишь к ней – приятно, уходишь от нее, какую бы гадость она тебе не сказала, все-таки приятно. У нее был такой особый человеческий талант – в любой ситуации остаться необыкновенной. Мне нравилось все, что она делала: мыла ли или сушила голову, или репетировала в театре… Никаких «рыбок-пипок» у нас не было. Я ее звал Волчок или Волчихой, она меня – Маркушей. Когда мы женились, у нее был 5-летний сын Денис. Я ему придумал – два школьных дневника, один – для мамы, чтобы не нервничала, а в другом, который мы ей не показывали, были замечания от учителей, которые я подписывал.

Олег Ефремов и Галина Волчек на 30-летии "Современника". Фото Юрия Роста
Олег Ефремов и Галина Волчек на 30-летии "Современника". Фото Юрия Роста

В 1970 году из «Современника» ушел Олег Ефремов. Он уговаривал уйти с ним и Волчек, однако, та решила остаться, потому что посчитала предательством бросить своих коллег-артистов в такое сложное время. Галина Борисовна поддалась на уговоры труппы и возглавила «Современник». Хотя некоторые чиновники возмущались: баба во главе театра, еще и еврейка, к тому же – не член Коммунистической партии! Но актеры отстояли ее кандидатуру. Не секрет, что к тому времени в «Современнике» произошел некий творческий кризис, - уходила популярность былых спектаклей, а какие ставить новые было непонятно. Галина Борисовна методом проб и ошибок вернула зрителя в свой театр.

О театре "Современник" читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:

Вспоминая тот период, Волчек предпочитала не хаять тех, кто тогда не помог и ушел из ее театра, не говорить обо всех трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться. И сосчитать невозможно, сколько она выдержала цензурных комиссий, когда сдавала спектакли. И чаще побеждала, отстаивала. До сих пор непонятно, как в 1978 году, в разгар «холодной войны» ей удалось вывезти театр на гастроли в Америку! Помогло ее упорство. Ведь не случайно многие коллеги отмечали в ней не только профессиональные качества актрисы и режиссера, но и как хорошего менеджера.

В 1989 году в «Современнике» вышел спектакль Волчек «Крутой маршрут», поставленный по воспоминаниям репрессированной писательницы Евгении Гинзбург. И хотя в стране уже буйствовала перестройка, все-таки тогда еще в Советском Союзе никто не осмелился выпустить такой материал.

Марина Неелова в спектакля "Крутой маршрут". Фото из открытых источников
Марина Неелова в спектакля "Крутой маршрут". Фото из открытых источников

- Это было высокое достижение во всех областях, как в художественном, так и в политическом, - вспоминал сын Гинзбург, писатель Василий Аксенов. - Сама идея создания спектакля, где сорок с лишним женщин изображают жертв, и восемь садистических мужчин изображают палачей, это уже несет глубочайший смысл… Волчек создала на сцене правдоподобную сталинскую атмосферу! Даже актриса Марина Неелова в главной роли очень похожа на мою маму в молодости. В сцене, когда героиню приводят на первый допрос НКВД, Неелова закричала: «Где мои дети?!» Я, который находился в зале, чуть не упал без чувств, насколько я поверил в происходящее!

Не секрет, что Галина Волчек старалась присутствовать на каждом спектакле, если не находилась в зале, то смотрела в своем кабинете по телетрансляции.

- Галина Борисовна могла вызвать любого артиста в антракте и что-то подсказать, сделать замечание. В этом смысле она всегда держала руку на пульсе, - делится актриса Елена Яковлева. – Зная, что за нами следит такой жесткий глаз, желания как-то схалтурить ни у кого не возникало. Для артистов «Современника» Волчек была мамой, она за многих хлопотала, помогала, подсказывала. И так тонко чувствовала каждого!

Галина Волчек и артисты "Современника". Фото Сергея Пятакова (РИА-Новости)
Галина Волчек и артисты "Современника". Фото Сергея Пятакова (РИА-Новости)

Незадолго до ухода из жизни Галина Борисовна, перед очередной поездкой на отдых и лечение в любимый немецкий Баден-Баден, в кулуарах «Современника» она вдруг поведала мне о своем желании вернуться на сцену, как актриса.

- А почему бы нет?! – кокетливо сказала тогда Волчек. – Даже на инвалидной коляске я могла бы сыграть какую-нибудь старуху-процентщицу. Сейчас жалею, что в свое время профукала многие роли. С другой стороны, я играю столько, сколько никому не снилось, все роли в «Современнике» мои. Все-таки мы так устроены, что даже когда нет никакой надежды, мы все равно на что-то надеемся. Даже сформулировать не можем: на что.

Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.

Олег Перанов