Елена смотрела на часы каждые две минуты, нервно постукивая карандашом по столу. До конца рабочего дня оставался час, а ей еще нужно было забрать детей из садика. И сегодня была очередь мужа, но он, как всегда, молчал.
"Лена, отчет по квартальным продажам готов?" - голос начальника вырвал её из раздумий.
"Да, Сергей Петрович, заканчиваю. Через полчаса будет у вас на почте," - она попыталась улыбнуться, но вышла только нервная гримаса.
Телефон завибрировал – сообщение от мужа: "Прости, сегодня никак не смогу забрать детей. Важная встреча с клиентами. Сама справишься?"
Елена почувствовала, как внутри все закипает. Третий раз за неделю! И каждый раз "важная встреча". Она схватила телефон и быстро набрала номер мужа.
"Андрей, мы же договаривались!" - зашипела она в трубку, выйдя в коридор. "Сегодня твоя очередь! У меня квартальный отчет горит!"
"Лен, ну ты же знаешь – работа," - устало отозвался муж. "Эти клиенты из Москвы, я не могу их послать. Давай ты сегодня, а я завтра точно заберу."
"Завтра?" - Елена едва сдерживалась, чтобы не закричать. "Ты то же самое вчера говорил! И позавчера! Я тоже, между прочим, работаю! И у меня тоже дедлайны!"
"Да что ты сравниваешь?" - в голосе мужа появилось раздражение. "У меня контракт на несколько миллионов, а ты со своими отчетами носишься как курица с яйцом!"
Повисла тяжелая пауза. Елена сжала телефон так, что побелели костяшки пальцев.
"Знаешь что?" - процедила она сквозь зубы. "Катись к черту со своими миллионами. А детей все равно заберешь ты. Я сегодня на работе допоздна."
Она отключила телефон и вернулась за свой стол, чувствуя, как дрожат руки от злости.
В десять вечера Елена открыла дверь их квартиры. В прихожей горел свет, из детской доносилось тихое сопение – значит, Андрей все-таки забрал детей и уложил спать. На кухне громыхнула кружка.
"Явилась?" - муж сидел за столом, мрачно глядя в чашку с остывшим чаем. Его помятая рубашка и ослабленный галстук говорили о том, что день выдался не из легких.
"Да, явилась," - Елена скинула туфли и прошла на кухню. "И что, сильно тебя это напрягло – детей из садика забрать?"
"Ты понимаешь, что я важную встречу сорвал?" - Андрей поднял на нее усталый взгляд. "Пришлось клиентам врать про семейные обстоятельства, переносить все на завтра. Теперь полночи буду презентацию переделывать."
"А ты понимаешь, что я тоже работаю?" - Елена с грохотом поставила чайник. "Что у меня тоже начальник, дедлайны и ответственность? Почему ты считаешь, что твоя работа важнее моей?"
"Потому что я основной добытчик в семье!" - повысил голос Андрей. "Моя зарплата в три раза больше твоей! И если я потеряю этот контракт, нам придется забыть про новую машину и отпуск!"
"Ах вот как!" - Елена развернулась к мужу. "То есть моя работа ничего не стоит? А то, что я, помимо этой "несерьезной" работы, еще и с детьми сижу, и готовлю, и уборку делаю – это тоже ерунда?"
"Я этого не говорил," - Андрей устало потер виски. "Но пойми, у меня сейчас очень важный период. Если все выгорит с этим контрактом, я смогу взять отпуск, будем больше времени проводить с детьми..."
"Всегда одно и то же!" - перебила его Елена. "Вечно у тебя "важный период"! А дети растут сейчас, понимаешь? Им нужен отец сейчас, а не когда ты наконец осчастливишь всех своими миллионами!"
"Мама?" - сонный голос пятилетней Алисы прервал их перепалку. Девочка стояла в дверях кухни, прижимая к груди потрепанного зайца.
"Алисонька, почему не спишь?" - Елена бросилась к дочери, стараясь говорить спокойно. "Папа же тебя уложил."
"Вы ругаетесь..." - всхлипнула девочка. "Опять из-за садика? Я могу сама ходить, я большая!"
Елена почувствовала, как к горлу подступает ком. Она подхватила дочь на руки:
"Никуда ты сама не пойдешь, маленькая еще. Мы с папой просто... обсуждаем рабочие моменты. Пойдем, уложу тебя."
Когда она вернулась на кухню, Андрей сидел, обхватив голову руками:
"Довели ребенка... Может, нам правда что-то менять надо?"
"Да, менять!" - взорвалась Елена. "Только что именно? Мне работу бросить? Сидеть дома с детьми, пока ты будешь строить карьеру? Или может няню нанять на твои будущие миллионы?"
"А что, неплохая идея," - оживился Андрей. "Няня решила бы все проблемы."
"Прекрасно!" - всплеснула руками Елена. "То есть чужой человек должен наших детей растить? А ты когда последний раз с сыном в футбол играл? Когда Алисе сказку читал? Они папу уже не узнают скоро!"
"Да что ты преувеличиваешь!" - вспылил Андрей. "Я каждые выходные с ними вожусь! И вообще, если бы ты меньше пилила и больше поддерживала, у меня бы и силы оставались на все!"
"Ах, так это я виновата?!" - Елена почувствовала, что снова закипает. "Это из-за меня ты задерживаешься на работе до ночи? Из-за меня пропускаешь утренники в садике? Из-за меня забываешь про дни рождения собственных детей?!"
"Я не забываю!" - Андрей стукнул кулаком по столу. "Я все помню! И про утренники, и про дни рождения! Просто я... я..." - он осекся, подбирая слова.
"Что ты?" - Елена скрестила руки на груди. "Давай, договаривай!"
"Я устал!" - выпалил он. "Устал, понимаешь? Каждый день как белка в колесе – работа, клиенты, встречи. Дома ты со своими претензиями. Вечно всем недовольна – то я мало денег зарабатываю, то с детьми мало времени провожу. А я что, железный?"
В его голосе прозвучала такая неподдельная горечь, что Елена на секунду растерялась. Она впервые за долгое время внимательно посмотрела на мужа – осунувшееся лицо, мешки под глазами, новые морщины у глаз. Когда он успел так постареть?
"Знаешь," - медленно произнесла она, присаживаясь напротив, "а ведь я тоже устала. Устала разрываться между работой и домом. Устала быть одновременно бухгалтером, мамой, женой, поваром и уборщицей. Устала чувствовать себя виноватой, когда прошу тебя помочь с детьми."
"Но я же помогаю!" - возразил Андрей.
"Помогаешь?" - горько усмехнулась Елена. "Нет, милый. Ты не помогаешь. Ты делаешь одолжение. Как будто забрать детей из садика или погулять с ними – это какая-то особенная услуга, за которую я должна быть тебе благодарна. А ведь это твои дети, Андрей. Не только мои – наши!"
Они замолчали. Где-то на улице просигналила машина, в соседней квартире кто-то громко включил телевизор. А они сидели на кухне, глядя друг на друга, как будто впервые увидели.
"А помнишь," - вдруг тихо сказала Елена, "как мы с тобой мечтали о детях? Как планировали, что будем самыми лучшими родителями, что все будем делать вместе?"
"Помню," - вздохнул Андрей. "Только жизнь оказалась сложнее, чем мы думали. Кредит за квартиру, машина в лизинг, цены растут... Кто-то должен это всё тянуть."
"Но какой ценой, Андрей?" - Елена подошла к окну. "Вчера Алиса меня спросила, почему папа её не любит. Представляешь? А Димка... он перестал тебя ждать по вечерам. Говорит – папа всё равно на работе."
Андрей вздрогнул, как от удара:
"Они так думают? Но я же... я же для них стараюсь! Чтобы у них все было, чтобы в хорошую школу пошли, чтобы на море каждый год..."
"А может, им не нужно море?" - перебила его Елена. "Может, им нужен просто папа, который придет домой пораньше и поиграет с ними в лего? Который не будет отмахиваться от их рассказов про садик, потому что "устал и надо еще поработать"?"
"Слушай," - Андрей встал и начал мерить кухню шагами, "а давай завтра я возьму выходной? Отменю все встречи, проведу день с детьми. А ты отдохнешь, сходишь в свой салон красоты..."
"Вот!" - Елена резко развернулась к нему. "Вот оно! Ты думаешь, что можешь купить время с детьми! Один выходной – и все будет хорошо? Не так это работает, Андрей. Детям нужен постоянный отец, а не приходящий аттракцион по выходным!"
"А что ты предлагаешь?!" - он снова начал заводиться. "Уволиться? Пойти работать продавцом в магазин за тридцатку? Тогда точно будет больше времени на детей – только есть нам будет нечего!"
"Пап?" - в дверях кухни появился их семилетний Дима, протирая заспанные глаза. "А ты завтра правда выходной возьмешь?"
Родители замерли, глядя на сына. Мальчик переводил взгляд с одного на другого, явно не понимая, почему они замолчали.
"А можно мы тогда в парк пойдем?" - с надеждой спросил он. "Ты обещал научить меня кататься на роликах еще месяц назад. Помнишь?"
Андрей почувствовал, как к горлу подступил ком. Он действительно обещал. И забыл. Как забывал уже много раз до этого.
"Конечно, сынок," - хрипло произнес он. "Обязательно пойдем. И ролики возьмем, и мороженое купим."
"Правда?" - лицо мальчика просияло. "А можно и Алису с собой возьмем? Она так давно просила..."
"Димка, маленький," - вмешалась Елена, "уже поздно, тебе спать надо. Завтра все обсудим."
"Мам, я не маленький!" - возмутился сын. "И я все слышал... вы опять ругались. Из-за работы, да? Пап, а может, ты будешь меньше работать? У Саньки вот папа всегда дома вечером, и они в приставку играют..."
Елена и Андрей переглянулись. В словах ребенка было больше мудрости, чем во всех их взрослых спорах.
"Знаешь, сынок," - Андрей присел перед мальчиком на корточки, "ты прав. Я слишком много работаю. И слишком мало времени провожу с вами. Я постараюсь это исправить."
"Прямо с завтрашнего дня?" - уточнил Дима.
"Прямо с завтрашнего дня," - подтвердил отец. "А сейчас марш в кровать! Завтра рано вставать – у нас большие планы."
На следующее утро Андрей действительно взял выходной. Елена проснулась от необычных звуков на кухне – там гремела посуда и слышался детский смех.
Она вышла из спальни и застала удивительную картину: муж в фартуке жарил блинчики, а дети сидели за столом и о чем-то увлеченно с ним болтали.
"Мамочка, смотри!" - закричала Алиса. "Папа нам завтрак готовит! Как в том мультике про медведя!"
"Вижу," - улыбнулась Елена, прислонившись к дверному косяку. "И как успехи?"
"Ну," - смущенно хмыкнул Андрей, показывая подгоревший блин, "пока не очень. Но мы тренируемся."
"Пап, а ты правда сегодня с нами целый день будешь?" - спросил Дима, уплетая даже подгоревшие блины с аппетитом.
"Правда," - кивнул Андрей. "И завтра вечером тоже. Я поговорил с начальством, договорился, что буду уходить в шесть. Никаких больше задержек допоздна."
Елена удивленно приподняла брови:
"А как же важные клиенты? Контракты? Презентации?"
"Знаешь," - Андрей перевернул очередной блин, "я всю ночь думал над твоими словами. И над тем, что Димка сказал. Позвонил сегодня директору, объяснил ситуацию. Оказалось, он сам через это прошел – чуть семью не потерял из-за работы. Предложил мне перейти на другой проект – там график более свободный."
"А зарплата?" - осторожно спросила Елена.
"Меньше," - признался Андрей. "Тысяч на двадцать. Но... может, оно того стоит? Зато буду успевать и на утренники, и на футбол с Димкой, и сказки Алисе читать."
К вечеру вся семья валялась на диване, уставшая, но счастливая. День прошел именно так, как они и планировали – парк, ролики, мороженое. Алиса уснула, положив голову отцу на колени, а Димка листал альбом с фотографиями, которые они сегодня наделали.
"Елен," - тихо позвал Андрей, "а ведь я и забыл, как это – просто быть с детьми. Без телефона, без мыслей о работе. Представляешь, оказывается, Алиска научилась считать до ста! А я и не знал..."
"А я и забыла, каким ты можешь быть," - так же тихо ответила Елена. "Знаешь, я ведь тоже виновата. Вместо того чтобы поговорить нормально, начинала пилить, скандалить."
"Только давай не будем обольщаться," - вздохнул Андрей. "Одним днем все не исправишь. Нам придется многое менять. И с деньгами будет труднее..."
"Значит, будем экономить," - пожала плечами Елена. "Может, не поедем в этом году на море. Зато купим велосипеды – будем кататься всей семьей в парке. Димка давно просил."
"А еще я подумал..." - Андрей замялся. "Может, мне курсы какие-нибудь пройти? По программированию, например. Говорят, там можно удаленно работать, график свободный..."
"Это ты сейчас серьезно?" - удивилась Елена. "Ты же всегда говорил, что компьютеры – это не твое."
"Мало ли что я говорил," - усмехнулся он. "Человек может меняться. Особенно когда есть ради чего."
Он осторожно погладил спящую дочь по голове. Димка подсел ближе, показывая очередную фотографию.
"Пап, смотри, тут ты падаешь с роликов! А можно завтра снова покататься?"
"Завтра я на работу, сынок," - ответил Андрей. "Но вечером... вечером обязательно покатаемся. И теперь так будет каждый день."
Он посмотрел на жену: "Правда же?"
Елена улыбнулась: "Правда. Только давай договоримся – если что-то пойдет не так, сразу говорим. Без этих вот..." - она показала на кухню, где еще вчера они устроили очередной скандал.
"Договорились," - кивнул Андрей. "Хотя спорить мы все равно будем."
"Будем," - согласилась Елена. "Но хотя бы не на кухне и не при детях."