Ох уж эта романтика! Городские улицы заливает безудержный ночной ливень, а наши герои - Аня и Евгений - укрывшись в подъезде, разговаривают и не могут расстаться. Запускают в ручье, бегущем по мостовой, бумажный кораблик. Немножко обнимаются. У Ани день рожденья - и Евгений дарит ей плюшевого медведя... А ещё Аня никак не может решиться и сказать своей маме, которая ждет её дома, что... Что она...
В общем, Аня вышла замуж. Только вот молодожены в три часа ночи разбегаются: она - к маме, он - в общежитие.
Ну, это понятно, жилищный вопрос - он такой. И в 50-е - 60-е нередко бывало так, что влюбленные просто пошли - и расписались. Без свадьбы, без белого платья и фаты...
И только этой ночью Аня решается спросить у мамы, почему они с папой разошлись ещё до её рождения. И получает ответ - "Просто один из нас не любил, или любил слишком мало..."
Актрисы тут как на подбор, и, пожалуй, Мама - Евгения Козырева, выглядит поэффектнее своей слегка инфантильной дочки, которую играет Изольда Извицкая. Тут надо отметить, что в некоторых кадрах они действительно похожи, и обе по-своему прелестны со своими женственными мягкими фигурами и тонкими талиями. (На самом деле между актрисами разница в возрасте всего 12 лет и мама выглядит невероятно молодо - даже если родила лет в 18).
А папа-генерал (Иван Дмитриев) живет на государственной даче, и когда Аня и Женя приезжают знакомиться, папина жена Клавдия устраивает небольшой скандальчик - увы, она ревнует мужа к женщине, что была у него много лет назад...
Бог весть, что там у них произошло - а встреча на аэродроме с Еленой пробудила в генерале былые чувства, да такие, что он подумывает развестись с Клавдией.
(В фильме, кстати, интересно обратить внимание на две кухни - коммунальную у Ани и мамы и генеральскую-дачную с каким-то несоветским интерьером кухни. Или очень-очень дизайнерским).
Впрочем, какой развод? Советскому генералу такое не положено...
Молодожены же улетели далеко, в одну из Среднеазиатских республик, где новоявленный муж назначен начальником археологической экспедиции. И в отличие от непрактичной и эмоциональной Ани Евгений собран, деловит и организован. Не удивительно - прошел войну солдатом, член партии... И просто хороший человек. Невольно возникает вопрос - чем привязала его к себе юная жена? Что будит в душе этого деловитого и умного человека, прошедшего войну солдатом, восторженная юная женщина?
Итак, Евгений с вещами уезжает на раскоп, а Аня задерживается. И это роковое стечение обстоятельств - когда Аня собирается к мужу, уже установлены кордоны: на границе вспышка чумы...
Но когда у Ани что-то не ладится, всегда появляются на помощь подруги, такие же студентки: Маша (Светлана Харитонова) и Нина (Нина Дорошина). В гостинице есть буквально минутная сцена, когда девушки врываются в комнату к Ане - юные, с тонкими талиями: Маша в комбинезоне, а Нина в брюках и блузке-ковбойке. Прелесть девчонки! Они-то тоже ехали работать, а работы не будет- карантин! И дальше дивный момент: выясняется, что Аня осталась без вещей - абсолютно все чемоданы увез Евгений.
Тут же подруги отдают Ане деньги, а Нина выясняет, что под комбинезоном у Маши... Платье! Конечно, платье отправляется в пользу Ани... Нина потрошит свой чемодан - трусы, лифчик, полотенце... Сцена и трогательная, и комичная.
Чудный, милый муж Нины - Шуша, встречается лишь в эпизоде, но в этой роли необыкновенно трогателен молодой Евгений Леонов. Шуша едет в центр эпидемии: он врач.
А на раскопе нашли монету VI века. Сообщить бы об этом - да куда-то пропал шофёр... Жуликоватый тип живет поодаль от экспедиции - якобы для того, чтобы бензин на хранить рядом с людьми. На самом деле типчик подрабатывает "левыми" рейсами. Ну и доездился - заразился...
Конечно, спасать товарища отправится Евгений: замотавши рот и нос тряпкой, намоченной в бензине, герой на себе тащит чумного в грузовик и шесть часов везет в больницу. К людям, там ведь врачи, они спасут... Оценивать действия героя не берусь, может, я не знаю, как надо, но вопросов много.
Да, напоследок герой поджигает саманное строение, где жил шофер. (И где хранил ГСМ, заметим). Некоторое время смотрит на разгорающееся пламя и только затем уезжает. (Взрыв не показали, жалко).
Дальше тоже вопросы возникают серьёзные: Анечка, узнав, что муж в карантине (заметим, что о болезни речи не идет), рвется на кордон и убеждает её пропустить. Военный впечатлён и пишет записочку, чтобы Аню пропустили ухаживать за мужем. Восхищенно целует руку.
С точки зрения кинематографии всё это эмоционально и зрелищно, но с точки зрения здравого смысла?.. С точки зрения приказа, устава, дисциплины?..
А Евгений в карантине, заметим, не страдает, у него отдельное помещение, стол, пижама, печатная машинка. Книги и документы (а разве после такого карантина это всё не будет уничтожено?). Некто в защитном костюме притаскивает Евгению телефон "прямо в номер". Евгений, в общем-то, сам в шоке.
Анечка дозванивается до мужа по этому телефону, Евгений теперь в шоке от того, что Аня пробралась в карантинную зону. Впрочем, Аня быстро понимает, что сидеть и каждый день звонить мужу это эгоистично, зато она может заменить его на раскопе некоего "замка"(? Правомерно ли называть строение в Средней Азии замком?).
Телефон, конечно, дело Анечкиного папы-генерала. Он сидит на своей двухэтажной даче с камином и руководит всеми. В тревогах за дочь Елена как-то смягчилась, а бывший муж тянется к ней. С Клавой, кстати, они расстались.
И всё бы хорошо, и кажется, что примирение возможно, но нет. Призрак Клавы отравляет всё вокруг. Елена не прощает предательства...
А у Ани на раскопе всё отлично, Евгений возвращается, когда экспедиционный реставратор трепетно расчищает кисточкой античную, кажется, женскую головку (откуда бы?). И вся экспедиция трепетно следит за этим.
В общем, всё завершилось тем, с чего и начиналось - мама сама по себе, генерал сам по себе - весна не повторяется.
Но у нашей молодёжи всё, конечно, будет по-другому. Лучше и чище.
Не правда ли?
Впечатление от фильма двойственное - вроде и интересно, а вроде актрисы переигрывают. Харитонова и Дорошина в эпизодах - прелесть, что такое, Шуша-Леонов мил и трогателен, но три основные героини то трагически застывают, то играют бровями в порыве чувств. Как-то всё получается более театрально, чем кинематографично.
В общем, про что фильм снимал режиссер, я не очень поняла. Вроде про любовь, но все в этом фильме сами по себе, и даже безоблачные чувства Ани и Евгения вызывают некое опасение, что здравомыслящий Женя бурной эмоциональности Ани в конце концов не выдержит...
Экзотика Средней Азии как-то сбоку припёка. Надо было создать условия "испытания любви", да пострашнее - вот и придумали.
Смотреть ли, нет, решать вам, в фильме есть атмосфера, интересные костюмы, декорации, какие-то бытовые штуки. Есть интересные режиссерские находки, зацикливающие сюжет. Но мне не хватило логики и цельности.
Всем любви и здоровья, а я, как всегда, остаюсь искренне ваша - Умная Эльза!