Далее Лосев предлагает рассмотреть так называемую четверицу, которую, по-видимому, надо считать основной пифагорейской. В неё входит, прежде всего, Эфир. Прокл в комментариях на «Тимея» называет его Монадой, которая «выше диады», или, «если хочешь выразиться орфическим языком, Эфир выше Хаоса». Стобей видел в этом мифическое лоно позднейшего Нуса: «Ум — неложный, царственный, негибнущий Эфир». Второеначало есть диада, или первоматерия, о чём прямо говориться: «Пифагорики применили диаду к материи». О том, что это понятие близко к платоническому меону, говорит не только общая догадка, но и ясные слова тех же «Теологумен»: ὒλη неопределённая сама в себе, и в другом месте: «Материя — неопределённая двоица». Делая параллель с платоническим меоном, не надо забывать того, что в раннем пифагорействе нет ещё различения между эйдосом и фактом, здесь впервые, почти в мифологической форме, намечаются лишь смутные контуры будущих эйдетических установок. Поэтому в понятии этой первоматерии надо