Найти в Дзене
pensivekato

А.Ф. Лосев. Античный космос и современная наука.

Далее Лосев предлагает рассмотреть так называемую четверицу, которую, по-видимому, надо считать основной пифагорейской. В неё входит, прежде всего, Эфир. Прокл в комментариях на «Тимея» называет его Монадой, которая «выше диады», или, «если хочешь выразиться орфическим языком, Эфир выше Хаоса». Стобей видел в этом мифическое лоно позднейшего Нуса: «Ум — неложный, царственный, негибнущий Эфир». Второеначало есть диада, или первоматерия, о чём прямо говориться: «Пифагорики применили диаду к материи». О том, что это понятие близко к платоническому меону, говорит не только общая догадка, но и ясные слова тех же «Теологумен»: ὒλη неопределённая сама в себе, и в другом месте: «Материя — неопределённая двоица». Делая параллель с платоническим меоном, не надо забывать того, что в раннем пифагорействе нет ещё различения между эйдосом и фактом, здесь впервые, почти в мифологической форме, намечаются лишь смутные контуры будущих эйдетических установок. Поэтому в понятии этой первоматерии надо
Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. 1869г. Фёдор Андреевич Бронников.
Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. 1869г. Фёдор Андреевич Бронников.

Усвоение работы философа с помощью конспекта. Лекция 9. Диалектические конструкции. Ещё две страницы текста источника. Рассмотрение пифагоровской четверицы.

Далее Лосев предлагает рассмотреть так называемую четверицу, которую, по-видимому, надо считать основной пифагорейской. В неё входит, прежде всего, Эфир. Прокл в комментариях на «Тимея» называет его Монадой, которая «выше диады», или, «если хочешь выразиться орфическим языком, Эфир выше Хаоса». Стобей видел в этом мифическое лоно позднейшего Нуса: «Ум — неложный, царственный, негибнущий Эфир».

Второеначало есть диада, или первоматерия, о чём прямо говориться: «Пифагорики применили диаду к материи». О том, что это понятие близко к платоническому меону, говорит не только общая догадка, но и ясные слова тех же «Теологумен»: ὒλη неопределённая сама в себе, и в другом месте: «Материя — неопределённая двоица».

Делая параллель с платоническим меоном, не надо забывать того, что в раннем пифагорействе нет ещё различения между эйдосом и фактом, здесь впервые, почти в мифологической форме, намечаются лишь смутные контуры будущих эйдетических установок. Поэтому в понятии этой первоматерии надо отменить не только платонический момент, но и аристотелевско-натуралистический, поскольку отношения между диалектикой и натурализмом тут только ещё начинали осознаваться.

Третьеначало — Время, Χϱόνος, - напоминающее до некоторой степени третью Плотинову субстанцию — Душу, также обнимающую в себе все три времени.

Четвёртое началотоже интересно: это «бестелесное существо, которое расширяется не только во всём мире, но и за его пределами»; она - «огромная бездна, беспредельная по всем направлениям». О ней же у Прокла в комментариях к «Тимею»: «Последняя бесконечность, которую и материя (мир) объемлется, есть пространство, как местоприбывание первосуществ, в котором нет ни границ, ни дна, ни опоры и которое называется также непроницаемой тьмой». Это — Άδάστεια, Неизбежность, Άνάγϰη, Необходимость, Δίϰη, Воздаяние, Νόμος, мировой Закон. Лосев предполагает здесь близость позднейшего Хена, объединяющего в себе всю четверицу.

Оно — во всех сотворённых вещах, оно — выше смертных очей и есть для них тьма. Это — Зевс.

Далее: «из глубины несмешанной единицы (т.е Зевса) исходит божественное Первоначало, пока не достигнет священной Четверицы». А Четверица «рождает затем мать всего, всё вмещающую, первородную, всему полагающую предел, неуклонную, неутомимую, священную Десятерицу, имеющую ключ ко всему; все ведь причастно и равно Первочислу».