Найти в Дзене
Психолог и Я

На пути к переменам: Как помочь неблагополучным семьям и защитить детей

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 🌟

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска). 💰

2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами). 🏥

3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями). 👨‍👩‍👧‍👦

4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями). 💔

5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители). 📚

6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры). ⚖️

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная). 📉

Механизм выявления неблагополучных семей.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. 📊 Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, старшего воспитателя, педагогов) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. 📝 С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия. 👩‍🏫

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

• утомленный, сонный вид; 😴

• санитарно-гигиеническую запущенность; 🚿

• склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания; 🍽️

• неумеренный аппетит; 🍕

• задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; 📉

• привлечение внимания любым способом; 🎭

• чрезмерная потребность в ласке; 🤗

• проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием; 😠😞

• проблемы во взаимоотношениях со сверстниками; 🤝

• трудности в обучении. 📖

Признаки физического насилия в семье проявляются:

• в боязливости ребенка; 😟

• в выраженном страхе взрослых; 😨

• в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания; 😬

• в боязни идти домой; 🏠

• в жестоком обращении с животными; 🐾

• в стремлении скрыть причину травм. 🤫

Признаки неблагополучия в семье:

1. Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют. 🚫👕

2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде. 🍷🚷

3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин. 😢

4. Родители неоднократно «забывают» забрать ребенка из детского сада. 🕒

5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода. 💼❌

6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются. 👵🏠

7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий. 🧸🚫

8. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей. 😡🥴💔

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй:

1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей). 📖👂

2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи. 🏚️🔍

3. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни. 👨‍👩‍👧‍👦💬

4. Совместные педагогические консилиумы по определению путей совместных действий. 🤝🧑‍🏫

5. Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации. 🔍🎯

6. Изучение личностных особенностей членов семьи. 🧠👤

7. Составление карты семьи. 🗺️📝

8. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями. Передача информации в Управление образования о проведении профилактических мероприятий с неблагополучными семьями. 🏢📊

9. Составление программы работы с неблагополучной семьёй. 📅📋

10. Текущие / 1 раз в месяц/ и контрольные посещения семьи. 📆👀

11. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй. 📈🤔