Дороги
Принято считать, что в России есть две проблемы: дураки и дороги. Пришло время развенчать вторую часть данного мифа. Проехав за последнее большое путешествие в 2024 г. 33 тыс. км и объездив до этого всю европейскую часть, можно с уверенностью сказать, что проблема с дорогами в стране решена более, чем на 95%.
Все федеральные трассы находятся либо в отличном состоянии, либо близком к этому. У нас в России тяжелый и даже суровый климат, поэтому да, после зимы бывают в некоторых регионах местами ямы, но их ремонтируют во время теплого времени года. Возвращаясь назад в августе, большая часть проблемного полотна, встретившаяся нам в июне, уже была восстановлена.
Некоторые участки вполне по качеству сопоставимы с платными дорогами, например Новокузнецк – Кемерово. В Северной Осетии (по пути к Цейскому ущелью), в Тюменской области, Алтае, на Байкале, Сахалине - отличные дороги. На Алтае ждем дорогу через перевал Кату-Ярык, сейчас это труднодоступный маршрут, Телецкий тракт подубитый (сплошная гравийка), а вот Чуйский и Чемальский тракты – отличные. Дороги в селах Пензенской области и Ставропольского края порадовали, в г. Дивногорске и окрестностях понравилось. Трасса Омск – Новосибирск отличная.
Не очень местами дорога Владивосток – Хабаровск и в Забайкальском крае. Федеральная трасса «Амур» не располагает к быстрой езде (жесткие стыки на мостах, волнообразное полотно). На Камчатке дороги до природных достопримечательностей по большей части отсутствуют, но на то это и дикий край. Там, где дороги есть, они в хорошем состоянии. В Приморском крае также: дороги либо отличные, либо хорошие, но до ряда диких пляжей и мест без подготовленной машины не добраться.
В Саратове не понравились утопленные сильно в дорожное полотно люки, нужно смотреть в оба. В Чите ситуация на подъезде к городу и в самом городе нерадужная. В Астрахани дороги могли бы быть и получше, дорожное полотно на мостах было в плохом состоянии. В Красноярске как дождь, так часть дорог затоплена, с ливневками явно проблемы. Ул. Семафорная в Красноярске – это просто ужас, она все время была залита водой, такого мы нигде больше не встречали.
С региональными дорогами ситуация в целом неплохая. Да, есть отдельные населенные пункты, где не мешал бы ремонт, но таких встретилось немного. Поэтому если вы нигде не будете стараться срезать и сократить путь (мы так пару раз делали в ходе путешествия и проезжали участки по 100 км по грунтовым дорогам), то везде до всех основных мест на легковом автомобиле вы спокойно доедете.
Еще из неприятного – это переезды через Транссибирскую магистраль: в трех или четырех местах нет эстакад над ней, а с учетом того, что сейчас поезда ходят там, как в метро (переориентация на дружественный Китай), то интервал, когда можно пересечь железную дорогу, сокращен до минимума. Пробки в этих местах жуткие, по несколько часов можно потерять. Ладно мы, туристы, не спешим, можем и потерпеть, но местных жителей и дальнобойщиков откровенно жалко. Будем надеяться, что эту проблему со временем решат, но пока даже намеков на какое-либо строительство эстакад в этих местах нет, при этом по стране строится/ремонтируется огромное количество мостов.
Подводя итог: в целом дороги нас приятно удивили, мы на такое, отправляясь до Владивостока, не рассчитывали и настраивались на худшее, даже зубастую резину а/t специально купили вместо шоссейной. Отправляясь завтра в этот же путь, не сомневаясь, опять поставили бы такую же, так как она показала себя с лучшей стороны, но не потому что дороги плохие, а потому что мы хотели и хотим иметь свободу действий при съезде на грунт. Можно ли отправляться без нее в такое путешествие? Конечно, можно, просто увидите чуть меньше. Поэтому если у вас обычный легковой автомобиль, то не нужно боятся, на нем можно без какой-либо спец подготовки отправляться в путь, дороги позволяют. Единственное, что рекомендуем – поставить спереди на морду решетки из металлической сетки или временную тканевую сеточку. Местами очень много бабочек и мошек, они могут сильно забить радиатор (с бабочками мы столкнулись на Алтае и в Кемеровской области, много мошек было во Владимирской и Тюменской областях). В Приморском крае купил обычную сетку от мошкары и, остановившись на берегу Японского моря, прикрепил ее на хомуты.
По возвращении домой сразу же в бампер и в подкапотную решетку установил металлическую сетку, чтобы решить данный вопрос раз и навсегда. Она еще и от камней радиаторы спасает, что на трассах тоже актуально. И не забудьте перед поездкой проверить состояние тормозных дисков и колодок, нагрузки на них будут существенные на перевалах и серпантинах.
Самая лучшая дорога
На текущий момент в России самая лучшая дорога по качеству – это платная трасса М12 «Восток». До Казани из Москвы ехать одно удовольствие, устать невозможно. Когда ее достроят до Екатеринбурга, это несомненно даст толчок с точки зрения туризма всем населенным пунктам, находящимся на ее пути либо примыкающим к ней. Конечно, минус – цена, хочется, чтобы было подешевле, что справедливо и в отношении платных дорог М11 «Нева» и М4 «Дон». На «Неве» и «Доне» не забывайте про транспондер, он дает скидки и с ним быстрее, не нужно терять время на оплату.
АЗС и топливо
Дома заправляемся на Лукойле либо Роснефти. На федеральных трассах в Европейской части преимущественно на Лукойле. Но в Сибири и на Дальнем Востоке Лукойла нет, чему были удивлены. Благо там есть Роснефть (не везде и не часто, но есть), компания все-таки, видимо, несет государственную нагрузку. При этом на Дальнем Востоке у Роснефти не работает мотивационная программа, никаких баллов Роснефть там на свою карту не начисляет. В отдельных регионах много АЗС Газпромнефти (например, в Омской области, где у них свой нефтеперерабатывающий завод), на эти АЗС тоже иногда заезжали. У Газпромнефти топливо нам меньше нравится, чем на том же Лукойле, но с точки зрения перекусить на АЗС есть интересные предложения.
В Татарстане, Башкирии и ряде соседних с ними регионов заправлялись несколько раз на Татнефти и Башнефти, топливо было хорошее.
На Дальнем Востоке открыли для себя заправки ННК. Топливо производит Хабаровский нефтеперерабатывающий завод. ННК там — это как Роснефть и Лукойл в Европейской части, самая популярная сеть, около 250 АЗС. Изначально скептически были к ним настроены, но ввиду отсутствия привычных АЗС, нужно было понять, где заправляться, и, почитав про них, поняли, что альтернатив им на Дальнем Востоке нет, это единственная сеть, которой там можно доверять. Никаких проблем с топливом не заметили, вполне качественное, разницы в поведении машины не было. Все местные только на ней и заправляются.
В Забайкалье ННК очень выручает, так как кроме этой АСЗ на протяжении сотен километров не будет ни одной приличной АЗС, куда можно было бы заехать без опаски.
По статистике получилось, что чаще всего заправлялись на Роснефти, т.к. у них самая большая представленность АЗС в регионах.
Цена на топливо при перемещении на восток страны существенно растет, если в Европейской части ДТ находилось в диапазоне 61-66 рублей, за Уралом 65-70 рублей, то на Дальнем Востоке уже более 75 рублей за литр (и даже более 85 рублей встречалось в отдельных населенных пунктах). Самое дорогое топливо видели на Сахалине при выезде на экскурсию в каком-то отдаленном населенном пункте. Цена ДТ была 96 рублей, но это скорее исключение. Средняя цена в районе 77 рублей была. Цены пишу на память, без точности до копеек. Нужно принимать во внимание, что цены сильно варьируются в зависимости от их расположения даже в рамках одного субъекта РФ (внутри города либо за пределами, на платных либо бесплатных дорогах и т.д.).
Плюс современных АЗС, особенно на федеральных трассах, что это не просто заправка, а целый комплекс услуг, что, конечно, удобно, они развиваются в правильном направлении.
Штрафы и ГИБДД
Можно ли проехать расстояние в 33 тыс. км и не получить ни одного штрафа? Можно, но сложно)). 3 штрафа все-таки с камер поймали, и с 750 рублями пришлось расстаться. В целом в этой части перемещение по Яндекс Навигатору очень помогает, очень хорошо он подсказывает. Но иногда замечали на знаках ограничение скорости, снижали до 40 км/ч, а Яндекс, например, продолжал показывать еще 60 км/ч. В целом на 99% он отрабатывает корректно и хорошо помогает в дороге.
Никаких проблем с сотрудниками ГИБДД не испытали, да, иногда останавливают для проверки документов, работа у них такая, но каких-либо трудностей это не создает, если ты корректно себя ведешь, то и они тоже, все живые люди. Каких-либо нареканий в поездке к их работе у нас не возникло.
Карты
Интернета в регионах часто нет, поэтому обязательно заранее до поездки скачивайте офф-лайн карты тех регионов, куда направляетесь. По мере того, как будете их проезжать, карты можно будет удалять на обратном пути, освобождая место на телефоне для новых фото и видео.
Из неприятного – часто Яндекс Навигатор старается провести по самому короткому пути, игнорируя качество дорог, и это происходит даже несмотря на активированные в настройках опции. Он все равно может настойчиво тащить тебя на непролазные дороги, где только на тракторе проедешь… Несколько раз из-за этого в незнакомых местах приходилось потом либо делать лишний крюк, либо вообще возвращаться назад. После этого стали дополнительно включать навигатор автомобиля, который знает только достаточно крупные дороги, и перепроверять, не хочет ли Яндекс увезти нас на второстепенные, менее качественные дороги, через которые по расстоянию возможно и ближе, но по времени точно дольше (хуже дорожное полотно (либо вообще отсутствует), ниже скоростной режим).
Также нужно быть готовым к отсутствию в некоторых местах сигнала GPS либо его некорректному отображению. С этим ничего не поделать, остается только принять. Вашим GPS станут в таком случае ваши глазки, которые будут считывать знаки и адреса домов, по которым вы сориентируетесь, куда ехать, предварительно изучив маршрут.
Поэтому на Яндекс надейся, но сам не плошай.
Как сэкономить на дороге
Не знаем будет ли действовать программа «плоских тарифов» далее, но в 2024 г. она работала, и авиабилеты в рамках данной программы из Москвы во Владивосток и Петропавловск-Камчатский оставались относительно доступными (так добирались к нам супруга с дочкой). Если государство сохранит ее на последующие годы, то это здорово поможет вам сэкономить. Обычно данное решение принимается президентом в декабре.
Также мы сэкономили за счет банковских кэш-бэков: при покупке авиабилетов через приложение банка возвращалось около 10% стоимости в месяце, следующем за датой совершения полета, соответственно, следите за предложениями банков на этот счет.
На топливе получалось экономить тоже за счет кэш-бэков от банка и через бонусные баллы приложений АЗС (до поездки как минимум стоит скачать на телефон и зарегистрироваться в приложениях Лукойл, Роснефть, Татнефть, Газпромнефть).
Еще один способ тратить меньше – снизить скоростной режим. При равномерном движении со скоростью 80-90 км/ч достигается наиболее экономичный расход топлива автомобилем. Но этот способ, конечно же, подходит не всем. Мы в целом там, где это было возможно, двигались с бОльшей скоростью. Тем не менее про скоростной режим не забываем, особенно это может быть актуально при больших перегонах, на которых АЗС редки, а ваш топливный бак при этом небольшого размера. У нас топливный бак 80 литров, поэтому нам не пришлось брать с собой канистры, но если у вас бак маленький, а ездить с ветерком любите, то для Забайкальского края рекомендую взять с собой канистру, она может вам и пригодится, но это скорее перестраховка. Если по навигатору следить за АЗС на пути и не забывать на них заезжать, то бака должно везде хватить.
Для платных дорог лучше прибрести транспондер, дает возможность накапливать баллы и получать через них скидки. И в целом с ним удобнее, чтобы не стоять в очередях и проезжать шлагбаумы без остановок.
Парковки в аэропортах в регионах
В регионах по сравнению с Москвой гораздо гуманнее тарифы на парковку в аэропортах. Очень понравилась рядом с аэропортом Владивостока парковка SkyPark, два раза оставляли машину на неделю и более, когда летали на Сахалин и Камчатку. Все четко работает, удобное расположение, трансферы до аэропорта и обратно быстрые и включены в стоимость парковки, персонал вежливый, цены за сутки адекватные (что-то около 200 рублей).
Правый руль
Начиная примерно с Красноярска и далее в сторону Владивостока, доля праворульных машин начинает расти, достигая своего апогея во Владивостоке. Если в Красноярке по ощущениям 50/50 леворуких и праворуких автомобилей, то во Владивостоке уже, наверное, 10/90 в пользу правого. Как стремительно доля праворуких растет от Красноярска в сторону востока, также стремительно в сторону леворуких при перемещении на запад.
Такси поголовно на Дальнем Востоке праворульное, что неудивительно, цена автомобилей значительно ниже, соответственно, вернешь вложенные средства быстрее.
Подавляющее большинство автомобилей марки Toйота (процентов 70-80%, далее Хонда, Ниссан, Мазда и т.д.).
При этом нередко встречаются БМВ и Фольксваген с правым рулем. Чувствуешь себя как за границей))
Всю дорогу на восток вам будут ежедневно встречаться перегонщики японских машин, в течение дня навстречу движутся десятки и сотни машин с обклеенными мордами и лобовыми стеклами для защиты от сколов. На лобовом стекле нередко оставляют лишь небольшой квадрат, оставленный не заклеенным перед водителем (побольше, конечно, чем в танке)), но выглядит не очень безопасно, обзорность снижена).
ТО
Дальний Восток — это край японских автомобилей, поэтому обслужить европейский автомобиль там непросто, но возможно. В г. Артеме находится бывший дилер VW, запись на 2 недели вперед, нужно учитывать данный момент. Нас смогли принять через неделю с момента обращения. ТО прошло отлично. Но если бы потребовались какие-то запчасти, то их пришлось бы достаточно долго ждать, в наличии только самые ходовые расходники.
До поездки прошли ТО дома, чтобы иметь уверенность что автомобиль в дальней дороге не подведет. К нашему счастью, он ни разу не подвел, даже колесо не пробили)).
О том как мы пришли к большому путешествию можно прочитать в статье "Прямо за мечтой или 100 дней по просторам России".
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, он даст вам возможность не пропустить новые статьи.
Улыбайтесь миру, мечтайте и пусть все путешествия сбудутся!