Найти в Дзене
Авиатехник

Рейс без разрешения: Почему командира не остановили перед катастрофой. Случай с самолётом Ан-2 в апреле 1962 года

19 апреля 1962 года экипаж самолёта Ан-2, 242-го ОАО Казахского ТУ ГВФ выполнял пассажирский рейс №31/32 по маршруту Алма-Ата – Талды-Курган – Капал – Арасан и обратно. После прибытия в Талды-Курган экипаж получил метеорологическую консультацию для проведения последующего полета до Капала и Арасана. Прогноз погоды на утренние часы предсказывал облачность от 4 до 7 баллов с высотой облаков 1500-2000 м и четкую видимость 4-10 км. Однако с 9 до 12 часов ожидались ухудшения — облачность до 4-7 баллов, возможен дождь и понижение видимости до 4-10 км.

Метеорологические условия соответствовали минимальным требованиям для полета, и экипаж мог выполнять рейс только до Арасана. На обратном пути между Арасаном и Талды-Курганом ожидалось ухудшение погоды, поэтому диспетчер аэропорта Талды-Курган разрешил вылет только до Арасана, предупредив, что обратный рейс необходим согласовать с авиадиспетчерской службой Талды-Курган или с РДС аэропорта Алма-Ата.

Однако в аэропорту Капал экипаж принял на борт троих дополнительных пассажиров, которые следовали в Алма-Ату, тем самым нарушив задания на полет. В аэропорту Арасан были приняты еще три пассажира. Не получив разрешения на вылет от авиадиспетчера Талды-Курган, экипаж в 09:10 самовольно осуществил взлет для обратного рейса.

После взлета командир самолета уведомил о вылете и запросил разрешение следовать до Талды-Кургана. Однако диспетчер запретил полет из-за ухудшающейся погоды и приказал произвести посадку в Капале. Вместо выполнения указания, командир настойчиво добивался разрешения на прием, ссылаясь на пролетающий самолет Ли-2 №51154. Диспетчер согласовал посадку, но с указанием соблюдать правила визуального полета (ПВП), предупреждая о необходимости возвращения при ухудшении погоды.

На высоте 1850 м, которую экипаж подтвердил как безопасную, увеличить высоту не удалось из-за облачности и начала дождя. Экипаж не доложил о снижении видимости, продолжив полет в сложных метеоусловиях и в горной местности. Диспетчеры обоих аэропортов, зная о ухудшении погоды и возвращении предыдущих рейсов, не воспрепятствовали недисциплинированному действию экипажа.

Несмотря на облачность и невозможность набрать безопасную высоту, командир самолета отключил барограф с целью сокрытия фактической высоты полета. Продолжая снижение в условиях плохой видимости и обильных осадков, экипаж не использовал радиокомпас и приводную радиостанцию аэропорта Талды-Курган, в результате чего ошибочно принял поселок Абай за поворотный пункт Акешки и в сообщил о его пролете.

Полёт продолжался с дальнейшим снижением и ухудшением горизонтальной видимости. Вместо принятия обоснованного решения о возвращении, командир самолета, вопреки правилам и здравому смыслу, продолжил снижение в горной местности в надежде обойти облака. В 09:35 мск (12:35 местного времени) самолет на высоте 1140 м столкнулся с горой Ескиульмес, высота которой составляла 1504 м, находясь в 30 км северо-восточнее аэропорта Талды-Курган.

В результате катастрофы три пассажира погибли, один был серьезно ранен, двое получили легкие травмы, а члены экипажа получили незначительные ушибы.

Авиатехник в Telegram (подпишитесь!)