Наконец-то я посмотрела лучший китайский фильм из выпущенных за последнее время - "Статья 20". "Лучший фильм" - в данном случае не просто эпитет, а официальный титул, полученный на церемонии вручения 37-й кинопремии "Золотой петух" в ноябре 2024 года. Кроме главной премии, картина выиграла также номинацию "Лучшая мужская роль" - лауреатом стал актёр Лэй Цзяинь. А ещё раньше, в августе 2024, на 37-й кинопремии "Сто цветов" этот фильм взял три номинации: "Лучшая режиссёрская работа" (Чжан Имоу), "Лучшая актриса" (Ма Ли), "Лучшая актриса второго плана" (Чжао Лиин). В общем, полную коллекцию главных премий фильм собрал - неудивительно, это ведь Чжан Имоу. Всё вроде как ожидаемо. Но, с другой стороны, титул главного режиссёра страны мастер носит не зря. "Статья 20" - ещё одна возможность в этом убедиться.
Годы идут, а знаменитый режиссёр не сбавляет темп. Практически каждый год выпускает по фильму. За свою долгую карьеру он успел снять множество картин на самые разные темы и в самых разных жанрах - историческое уся и дворцовые интриги с непровзойдённой красотой видеоряда, реалистичное и полное глубокого символизма кино о событиях начала ХХ века и об эпохе Культурной революции, напряжённый шпионский триллер о Второй мировой, брутальный современный детектив - кажется, что круг его интересов необычайно широк, а возможности почти безграничны. И "Статья 20" в очередной раз открывает новую тему в его творчестве. На этот раз режиссёр показывает зрителям работу прокуратуры. То есть это в каком-то смысле производственное кино. Если точнее, юридическая драма - да ещё и с элементами комедии. Комедия - один из немногих жанров, которым легендарный режиссёр до недавних пор не уделял особого внимания. В историческом детективе "Красная река" (2023) появились кое-какие элементы чёрной комедии. Ну а "Статья 20" - уже полноценная драмеди, где забавные бытовые сценки с ревнивой женой и вечно попадающим впросак мужем чередуются с картинами насилия и безысходности. Снова эмоциональные качели, да.
Надо сказать, что это не просто художественный фильм о работе прокуроров: картина снята в тесном сотрудничестве с Центром кино и телевидения при Верховной народной прокуратуре Китая, и дела, показанные в ней, имеют прототипы среди реальных дел, рассмотренных провинциальными прокуратурами. Одна из продюсеров картины, Чжан Тинтин, говорит, что цель фильма - показать, что закон не может уступить беззаконию, и продемонстрировать людям дух правосудия. Она рассказала также, что идея сделать фильм о правомерной самообороне пришла к ней ещё в 2018 году, когда рассматривалось резонансное дело о поножовщине в провинции Куньшань. В 2020 году работа над фильмом началась, а создание сценария заняло ещё 4 года. Сначала над ним работал сценарист Ли Мэн, а в 2022 году подключился сам режиссёр, Чжан Имоу.
В процессе создания сценария творческая команда посетила несколько провинциальных прокуратур, где кинматографисты общались с прокурорами и наблюдали за их работой. Так что всё показанное очень реалистично. И благодарные зрители щедро вознаградили усилия создателей фильма: после четырёх месяцев проката его сборы составили почти 2,5 миллиарда юаней. Как и говорил в своей лекции Дмитрий Комм, любимый жанр китайцев - это реалистичное современное кино, затрагивающее актуальные проблемы общества. Так что кассовый успех фильма совсем не удивителен.
Сюжет картины построен на пересечении нескольких ситуаций, которые явственно перекликаются друг с другом, несмотря на разную степень "тяжести" последствий. Дело, которое получает новый прокурор провинициальной прокуратуры, Хань Мин, связано с нанесением тяжких телесных повреждений, пострадавший находится в коме. Но почему скромный водитель грузовика вдруг напал на человека и нанёс ему больше 20 ударов ножницами? Это даже не секрет. Это известно всем: пострадавший был членом семейной банды, державшей в страхе всю округу. Водитель был должен ему серьёзную сумму денег, и коллектор несколько раз приходил к нему взыскивать долг. При этом издевался над его женой у него на глазах. Вот терпение несчастного и лопнуло. Всем всё известно - неофициально, конечно. Официально никто свидетельских показаний не даёт, им ещё жить в этой деревне. К началу фильма фигурант находится в предварительном заключении уже полгода, и прокуратуре всё никак не удаётся сдвинуть дело с мёртвой точки.
Там ведь тоже люди работают, а не бездушные автоматы. Они понимают ситуацию, поэтому не могут просто так взять и посадить водителя на максимальный срок, как требуют члены бандитской семейки. Ходят слухи, что у пострадавшего был нож, и если бы его удалось найти - или хотя бы свидетеля, который это видел - то дело было бы квалифицировано как "превышение необходимой обороны", а это совсем не то, что умышленное покушение на убийство. Вот это затянувшееся дело и получает новый прокурор. Вернее, над ним работает его напарница, а он ей помогает.
При этом в семье у Хань Мина тоже не всё спокойно. Его сын, придя в новую школу, быстро ввязывается в драку. Выясняется, что он заступался за другого ученика, которого обижали школьные хулиганы. А возглавлял хулиганов не кто иной, как сын директора школы. Вот этот сын директора и получил в нос. Директор, ничего не знающий о похождениях сыночка, возмущается и угрожает заявлением в полицию. И хотя у Хань Мина там работает шурин, тот тоже ничего сделать не может. А сын прокурора, от которого директор требует извинений, неправым себя не считает и извиняться не собирается. По сути, конечно, он поступил благородно, но есть некоторые нюансы: чтобы признать его героем, надо чтобы сын директора стал злодеем, а тот парень, естественно, ни в чём не признаётся. Можно было спросить жертву хулиганов, конечно. Но школьное правосудие так же медлительно, как и обычное, они там начинают расследование дела о буллинге, а тем временем будущее парня висит на волоске, родители сходят с ума от беспокойства и пытаются уговорить директора не подавать заявление в полицию.
И третья ситуация - прошлое дело Хань Мина, о водителе автобуса, который ударил хулигана, пристававшего к девушке. Он довольно крепко приложил его по голове - за что и отсидел несколько лет. Хотя там и камеры были, в автобусе, всё было записано. И тем не менее благородный водитель, вдовец, в одиночку воспитывающий дочь, получил срок. Но даже выйдя из тюрьмы, он не признаёт себя виновным и продолжает подавать жалобы и ходатайства о пересмотре дела. А Хань Мин иногда встречается с ним, чтобы убедить его отпустить ситуацию, даже работу ему находит, и вроде бы уже удаётся его уломать, но... Там кончается всё печально. То есть нам показывают три сюжетных линии, в каждой из которых есть кто-то несправедливо осуждённый - за самооборону или защиту слабого. И Хань Мин во всех этих ситуациях полностью на стороне справедливости - ведь он и сам склонен к рыцарским поступкам. Об этом вспоминает его коллега, с которой они вместе учились в университете. И тем не менее почему-то так получается, что справедливость и закон оказываются по разные стороны баррикад.
Решение этой дилеммы и есть главная идея фильма, о чём нам прямо сообщает его название. Статья 20 Уголовного кодекса КНР посвящена правомерной самообороне. В статье говорится, что если человек предпринимает меры, чтобы остановить неправомерные действия другого лица, наносящие урон государственным интересам, общественной или личной безопасности, частной собственности и т.п. и при этом причиняет вред нарушителю, такой случай рассматривается как правомерная самооборона, и защитник не несёт уголовной отвественности. Если серьёзность ответных действий несоразмерна нарушению, это рассматривается как превышение необходимой обороны, и защитник подлежит уголовной ответственности. Однако если решительные действия предпринимаются для пресечения тяжких преступлений против личности (перечислять не буду, а то Дзен может ограничить публикацию😉, думаю, все понимают, о чём речь) и влекут за собой увечья или смерть преступника, понятие превышения необходимой обороны неприменимо, и защитник освобождается от уголовной ответственности.
Казалось бы, правильная и справедливая статья, но по каким-то причинам применяется она далеко не всегда. Особенно если дело связано с организованной преступностью. В ход идут и запугивание свидетелей, и сокрытие улик, и прочие грязные приёмы, которые мы наблюдаем и в этом фильме. В китайской судебной практике дела, подобные делу водителя, напавшего на коллектора, рассматриваются как "превышение необходимой обороны" - а бандитская семейка вообще добивается осуждения по статье "умышленное убийство". Однако в итоге Хань Мину удаётся квалифицировать дело как "правомерную самооборону", и это, безусловно, победа справедливости. И другие подобные ситуации также разрешаются в пользу защитников. В финале мы видим полный текст Статьи 20 УК КНР - и это практически обращение Верховной народной прокуратуры Китая к зрителям: не бойтесь вставать на защиту справедливости! Закон на вашей стороне! И это, знаете, сильно - такой прямой диалог власти с народом посредством искусства. Остаётся только надеяться, что это не лицемерный популизм, а реальная забота об интересах общества.
Надеюсь, читатели простят мне такое "раскрытие интриги" - дело в том, что интриги как таковой там и нет, потому что, зная правила китайского кино, мы можем догадаться, что зло обязательно будет наказано, а справедливость восторжествует. Основной интерес для зрителя здесь представляет сам процесс восстановления справедливости. Как это работает, как служащие правоохранительных органов болеют душой за своё дело и за тех, кто страдает без вины. "Мы занимаемся не делами, а человеческими жизнями", - говорит женщина-прокурор Лу Линлин, а потом и Хань Мин повторяет эту фразу в своём финальном выступлении. Это и есть основной посыл фильма: у прокуратуры человеческое лицо. Лицо Хань Мина, или Лу Линлин, прокурора Тяня или главного прокурора Вана... А в фильме это лица актёров, конечно. И об актёрах необходимо поговорить отдельно, тем более что исполнители ведущих ролей были отмечены главной кинопремией страны.
У Лэй Цзяиня это первая премия такого уровня, и я искренне рада за него, так как это один из моих любимых китайских актёров. Его способность к перевоплощению удивительна, он невероятно убедителен как в роли могучего, сурового средневекового воина, так и в образе скромного современного паренька, не красавца, но обаятельного, как плюшевый медвежонок. 42-х летний актёр очень много снимается в последнее время, сейчас он на пике своей карьеры, и неудивительно, что одна из его многочисленных работ отмечена такой престижной премией, давно пора было! Итак, немного о его персонаже в этом фильме. Хань Мин занимается серьёзнейшими делами, казалось бы, ему прилично было бы иметь "морду кирпичом"- но ничего подобного мы не наблюдаем, этот персонаж скорее комический. В семейной жизни он классический китайский муж-подкаблучник, который редко осмеливается спорить с шумной и эмоциональной супругой. Его основное занятие в семье - оправдываться и бегать по её поручениям, несмотря на занятость на работе.
На рабочем месте он тоже не то чтобы сильно уверен в себе, потому что работает недавно, ему ещё предстоит себя показать, так что за порученное ему дело он берётся с большим энтузиазмом - а дело и правда непростое. А дома жена пилит его за то, что он не может решить проблему сына, который избил одноклассника. Шурин подливает масла в огонь - он, конечно, на стороне сестры. Читая такое описание, можно подумать, что герой находится на грани нервного срыва. Но он, видимо, человек с философским настроем и стабильной псхикой, и супругу обожает, несмотря ни на что. Такова традиционная модель взаимоотношений в китайской семье и, возможно, это не худший вариант😀. Лэй Цзяинь очень органичен в такой роли - простого, добродушного мужчины средних лет, хорошего семьянина и добросовестного работника. Но есть в герое и нечто большее - вот это самое стремление к справедливости, без которого нельзя стать хорошим юристом. Его выступление в финале полно волнения и энтузиазма, и когда он говорит о важности своей работы для человеческих судеб, зритель понимает, что такие люди, как он - надежда и опора правосудия.
Великолепная актриса Ма Ли, сыгравшая супругу героя, также снялась в огромном множестве фильмов и сериалов и считается одной из самых популярных актрис кино. Здесь она особеннно шикарна: в сценах ревности очень напоминает мне Надю из нашей комедии "Любовь и голуби". Мне прямо так и слышится местами: "Ах ты, с*чка крашена!"😁 Вообще, она тут полностью отвечает за комедийную линию и справляется с ней блестяще! А что касается Чжао Лиин в роли Хао Сюпин, жены водителя грузовика, находящегося под следствием за нападение на коллектора, то её актёрская задача совершенно противоположная. Хао Сюпин - жертва насилия и несправедливости, несчастная глухонемая женщина с маленькой дочкой-инвалидом. И хотя экранное время этого персонажа не очень велико, в нём максимум жёстких сцен: изн*силование, преследование, попытка самоу*ийства. Чжао Лиин, одну из самых красивых трафик-звёзд, здесь трудно узнать, она здесь постоянно избитая и плачущая. Кстати, сыграть глухонемого персонажа непросто - но это у Чжао Лиин получилось очень убедительно. А когда героиня поняла, что её ребёнка похитили, игра актрисы тронула меня до слёз. Вот и ещё один пример удачной трансформации трафик-звезды в звезду большого кино.
И в остальных ролях здесь именитые актёры, даже в самых небольших. Сыграть у Чжан Имоу - честь для любого актёра, от таких предложений не отказываются, какова бы ни была роль. В роли директора школы - Чжан И, в роли прокурора Вана - Юй Хэвэй, в роли прокурора Тяня - Ван Сяо. В роли прокурора Лю Линлин интересная актриса Гао Е с такой своеобразной холодной внешностью, которая очень подходит её суровой и прямолинейной героине. Лично мне очень симпатичны ещё два актёра: Чэнь Минхао в роли шурина-полицейского и Ян Хаоюй в роли водителя автобуса, фигуранта прошлого дела. Первого я видела в самом рейтинговом сериале 2023 года "Затяжной сезон", тоже в роли полицейского, правда, на пенсии (хотя актёр ещё довольно молод). Он там был неподражаем - как, впрочем, и здесь, у него такая своеобразная харизма. Второй совершенно изумительно сыграл в фильме "Редакционный отдел исследований Вселенной". У него отлично получаются персонажи "не от мира сего", и здесь он примерно такой же. Обращает на себя внимание и юный талант - 19-летний Лю Яовэнь в роли сына Хань Мина, очень симпатичный мальчик. В общем, актёрская игра - чистое наслаждение, но когда у Чжан Имоу было по другому?
Грустно осознавать, что вот такое качественное во всех отношениях кино мы скорее всего никогда не увидим ни в кинотеатрах, ни на наших официальных платформах. Ладно кинотеатры - кто-то решил, что российскому зрителю интересны только сказки, неудачные римейки старых мультфильмов и туповатое развлекалово. Может, оно и так, у меня нет иллюзий по поводу массового российского зрителя. Но на платформах можно было бы его выпустить. Возможно, организаторы очередного фестиваля обратят на него внимание. А пока у нас есть буквально один человек, взваливший на себя нелёгкую миссию знакомить наших зрителей с шедеврами от главного режиссёра китайского кино. Это Наталия из группы ВК "Красота и сказка". Огромное ей спасибо за перевод и за энтузиазм в деле продвижения китайских фильмов! Вот что на самом деле скрывается под громкими заявлениями о "культурном обмене" с Китаем. Одиночки-энтузиасты, чей труд оценят, в лучшем случае, несколько сотен любителей хорошего кино. Но как же хорошо, что они всё таки есть!
А вы уже посмотрели "Статью 20"? Как впечатления? Как думаете, почему китайские зрители предпочитают реалистичное проблемное кино, а наши - сплошное развлекалово? Или это не так, и наши прокатчики просто не понимают потребностей зрителя? Пишите, что думаете!