На протяжении всей жизни мы находимся в постоянном движении. Жизнь — это непрерывный процесс, и человек всегда активен; это можно назвать шестым свойством жизненного цикла. Эти активности невероятно разнообразны и происходят как внутри индивидуума, так и в отношении к внешнему миру.
Представьте себе, что жизнь — это как река, которая течет, меняя свои русла и создавая новые формы. В каждой петле реки скрыты наши действия, мысли и эмоции, которые могут изменяться под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.
Например, когда мы сталкиваемся с новыми вызовами или возможностями, мы можем адаптироваться и расти, как вода, находящая свой путь. Но иногда, как показывает практика, эти перемены могут быть затруднены. Задумайтесь, не сталкивались ли вы с ситуациями, когда ваши личные или профессиональные обстоятельства мешали вашему развитию?
Таким образом, динамика жизненного цикла — это не просто набор событий, а сложный танец между внутренними и внешними факторами, который формирует нашу личность на протяжении всей жизни.
Они образуют сложный узор, включающий различные подсистемы, а также целостную индивидуальность, и составляют основу для продолжающихся изменений, вызванных развивающимся потенциалом и экологическими возможностями и требованиями.
Изменения делятся на количественные и качественные. Количественные изменения связаны с увеличением и уменьшением физических и психических возможностей и являются результатом изменяющихся способностей и склонностей. В общем, большинство способностей и склонностей возрастает и улучшается в течение детства и юности, а затем начинает снижаться в разные моменты средней взрослости. Качественные изменения в действиях и целях чаще всего являются следствием изменений в мотивации и стремлениях, которые происходят на протяжении жизни.
Это подводит нас к седьмому свойству жизненного цикла: давлению потребностей, которое оказывается на человека на протяжении всей его жизни.
Представьте, что жизненный цикл — это как непрерывный поток, который несет нас сквозь разные этапы. В разные моменты времени мы сталкиваемся с новыми возможностями и требованиями, которые формируют не только наши способности, но и то, к чему мы стремимся. Как в игре, где на каждом уровне нам открываются новые задания и препятствия, так и в жизни мы либо накапливаем опыт и знания, либо сталкиваемся с их утратой.
Задумайтесь: как вы изменялись на протяжении своей жизни? Какие навыки вы развили, а какие, возможно, утратили? Эти изменения, будь то в способности решать сложные задачи или в определении жизненных приоритетов, являются результатом постоянного давления наших потребностей. Они формируют не только то, кем мы становимся, но и как мы воспринимаем окружающий мир.
Эти потребности играют ключевую роль в побуждении человека к действию. Поскольку намерения заложены в этих потребностях, они также придают ему направление. Однако между намерениями, исходящими от базовых потребностей, и сложными целями, которые преследует зрелый разум, существует значительный разрыв. В зрелом мышлении потребностный аспект частично заменяется аспектом ценностей и убеждений. (Способность человека отделять намерения, связанные с ценностями, от давления потребностей будет рассмотрена как отдельная характеристика.)
С этим обсуждением мы покидаем область фактического описания и переходим в сферу спекулятивного мышления. Общеизвестно, что человек, как и все другие живые существа, никогда не находится в состоянии полного равновесия. Это частичное или полное дисбалансирование является причиной его развития. Но существуют два взгляда на то, что именно представляет собой это развитие.
Задумывались ли вы когда-нибудь, что именно движет вами в жизни? Это может быть стремление к удовлетворению базовых потребностей, таких как еда и безопасность, или же более сложные цели, связанные с вашими убеждениями и ценностями. Например, когда вы решаете учиться на дополнительном курсе, это может быть связано как с желанием повысить свою квалификацию, так и с вашей внутренней мотивацией, например, стремлением помочь другим.
Научные исследования показывают, что постоянный дисбаланс является двигателем изменений. Это похоже на то, как в природе, чтобы выжить, организмы адаптируются к изменениям в окружающей среде. Так и мы, как люди, учимся и развиваемся в ответ на вызовы, с которыми сталкиваемся.
Итак, задайте себе вопрос: что движет вами? Ваши базовые потребности или более глубокие ценности? Это размышление может открыть новые горизонты понимания самих себя.
Некоторые считают, что существует постоянная стремление к установлению и поддержанию равновесия, или гомеостаза. Гомеостаз — это состояние, при котором организм или система поддерживают стабильные условия, несмотря на внешние изменения. Другие же утверждают, что есть еще один аспект — создание изменений, направленных на производство новых возможностей. Эта вторая точка зрения возникла в результате Междисциплинарной конференции в Чикаго в 1956 году, где пересмотрели саму концепцию гомеостаза и признали, что поддержание равновесия и изменение являются двумя равнозначными тенденциями в жизни.
По словам исследователя, который участвовал в той конференции, изменения проявляются в виде производства и адаптации. Если рассмотреть эти идеи более глубоко, я пришел к выводу в 1959 году, что поддержание равновесия также происходит двумя способами: через восстановление дефицитов и поддержание внутреннего порядка сложной системы. Я также выдвинул гипотезу о том, что существует четыре основные тенденции, которые способствуют тому, что я называю «исполнением жизни»: удовлетворение потребностей, самоограничивающая адаптация, творческое расширение и поддержание внутреннего порядка.
Представьте себе, как организм, подобно хорошо отлаженному механизму, стремится к стабильности, восстанавливая свои ресурсы и поддерживая порядок внутри. Однако, как и в жизни, иногда необходимо изменить направление, чтобы открыть новые горизонты. Задумывались ли вы, сколько возможностей может возникнуть, когда мы позволяем себе выйти за пределы привычного?
Удовлетворение потребностей и поддержание порядка связаны с принципами стабильности, в то время как саморегуляция и творческое развитие опираются на принципы изменений. Человеческие существа на протяжении жизни постоянно изменяются и создают изменения, удовлетворяют свои потребности, адаптируются к окружающим условиям и поддерживают внутренний порядок. Разные тенденции, проявляясь с различной интенсивностью, определяют, как человек использует свои внутренние и внешние ресурсы, а также как управляет ими. Это, в свою очередь, влияет на возможное достижение удовлетворения.
Предполагается, что эти тенденции присутствуют с момента рождения. С самого начала младенцу необходимо адаптироваться, чтобы удовлетворить свои потребности, развиваться и координировать свое поведение, пусть даже в небольшой степени. Очевидно, что стремление новорожденного в первую очередь направлено на удовлетворение потребностей.
Таким образом, с нормативной точки зрения, мы наблюдаем колеблющиеся степени преобладания этих тенденций на различных этапах жизни.
Задумывались ли вы когда-нибудь, каково это — быть новорожденным, полностью зависимым от окружающих, но уже в поисках удовлетворения своих базовых потребностей? Эта постоянная борьба за удовлетворение нужд становится основой для дальнейшего развития и изменения в жизни каждого из нас.
Растущий ребенок формирует свои адаптивные механизмы, которые ограничивают его развитие, в процессе обучения. Подросток и взрослый человек, наоборот, входят в расширенный мир, когда в их жизни преобладает творческое развитие. В зрелом возрасте взрослые начинают переосмысливать свое прошлое и свою личность, вероятно, потому что стремятся восстановить внутренний порядок. Что касается пожилых людей, то они либо возвращаются к удовлетворяющим потребности стратегиям, либо продолжают следовать своим прежним адаптивным или творческим побуждениям.
Одним из аспектов самореализации считается опыт использования этих базовых тенденций для наиболее полного раскрытия собственного потенциала. Фрейд, известный основоположник психоанализа, разработал теорию, согласно которой основной тенденцией жизни является стремление к состоянию гомеостаза — равновесия, при котором все системы организма функционируют оптимально. Он первым связал временные мотивы с развитием, если не с целым жизненным циклом.
Представьте себе, что ваша жизнь — это сложный музыкальный инструмент. В детстве вы настраиваете его, изучая ноты и аккорды. В подростковом возрасте вы начинаете импровизировать, создавая свои мелодии. В зрелом возрасте вы, возможно, анализируете, какие композиции звучали лучше всего, а в старости можете вернуться к простым, но любимым мотивам или продолжать экспериментировать с новыми мелодиями. Каждый этап жизни — это не просто изменение, а возможность для самовыражения и личностного роста.
Задумывались ли вы когда-нибудь, как ваши прошлые опыты формируют ваше восприятие текущих событий? Как вы используете свои адаптивные механизмы, чтобы справляться с вызовами, которые жизнь ставит перед вами?
Его известная теория утверждает, что в начале жизни лишь одно «Я» (ид) стремится к удовлетворению, в то время как «Эго» и «Суперэго» позже пытаются достичь этого удовлетворения косвенно, принимая во внимание реальность и общество.
Фрейд сосредоточился в основном на установлении этих ранних мотивирующих факторов. Однако его последователи, среди которых особенно выделяется Эрик Эриксон, исследовали развитие мотивов на протяжении всего жизненного цикла. Теория Эриксона о фазах жизни рассматривает развитие в первую очередь через призму изменений в «Эго».
При формулировании своей основной теории я решил не использовать фрейдовскую триаду как главный параметр личностных тенденций. Это решение пришло ко мне, потому что система Фрейда не оставляет места для фундаментальной роли креативности, для изначально позитивной реальности, которая воспринимается как возможность, а не как препятствие, и для совести, основанной на внутреннем «Я», а не на социальных правилах. (Для более подробного обсуждения см. работы К. Бюлера 1954 и 1959 годов).
Помимо того, что Эриксон развивает идеи Фрейда, он также вводит важные концепции, такие как идентичность и кризисы, через которые проходит человек на разных этапах жизни. Задумывались ли вы когда-нибудь, как ваши переживания в детстве формируют вашу личность во взрослом возрасте? Это как строить дом: сначала мы заливаем фундамент, а затем возводим стены, добавляем комнаты и, наконец, украшаем интерьер. Каждый этап важен, и каждый влияет на следующий.
Поэтому стоит задуматься, как мы можем использовать эти знания о развитии мотивов и изменениях в «Эго», чтобы лучше понимать самих себя и окружающих. Ведь в конечном итоге, мы все стремимся к удовлетворению своих потребностей, но путь к этому может быть разным в зависимости от нашего жизненного опыта.
Для тех из нас, кто разделяет подобные взгляды, важные теоретические и клинические вклад Фрейда следует рассматривать в контексте патологии поведения, из которой они возникли. Фрейд показал, что защитные механизмы и подавления, которые мешают индивиду развивать свой потенциал, являются следствием негативной фрустрирующей реальности и социальных давлений, с которыми человек не может справиться. Эти факторы, а также исключительно важная роль негативных бессознательных директив, будут рассмотрены в более широком контексте нормально самоисполняющейся личности.
Я представляю себе эту нормально самоисполняющуюся личность как такую, которая способна осмысленно работать с защитами и подавлениями, одновременно стремясь к реализации своих возможностей с помощью четырех основных тенденций.
Таким образом, можно сказать, что у нас есть нечто вроде внутреннего компаса, который, несмотря на внешние препятствия, ведет к самореализации. Но что если этот компас сбит? Как реагировать, когда социальные давления и внутренние страхи мешают нам двигаться вперед? Это вопрос, который волнует многих, и на который мы постараемся найти ответы.
Я выдвигаю гипотезу, что нормальная личность управляется ядром, которое организует, выбирает и интегрирует множество мотивационных тенденций — то есть самостью. Психоанализ приписывал эту организующую и направляющую роль эго, и современная психология эго также акцентирует внимание на этой интегративной функции. Однако поскольку эго является лишь проявлением интересов индивида, связанных с реальностью, трудно понять, как оно может отразить всю личность, учитывая его иногда трансцендентную ориентацию и подсознательные глубины.
Здесь стоит отметить заслугу Карен Хорни, которая подчеркнула важность "самости как целостной личности" в противовес фрейдистскому представлению о разделенной личности. Реальная самость Хорни является врожденной, в то время как самость Карла Юнга достигается в процессе жизни. Тем не менее, реальная самость и ее функционирование не были четко определены, что, как отмечала Рут Мунро в 1955 году, является слабостью нелибидинальных школ, наряду с их незаинтересованностью в генетическом процессе.
Представьте себе, что ваша личность — это сложная система, подобно оркестру, где каждый инструмент (или мотивация) играет свою уникальную роль. Эго в этом контексте — дирижер, который пытается организовать все эти звуки в гармоничное музыкальное произведение. Но что, если дирижер не знает всех инструментов или не способен уловить нюансы их звучания? Как тогда можно ожидать, что музыка будет звучать прекрасно?
Такой подход помогает понять, что эго, несмотря на свои усилия, не всегда может представить личность целиком. Возникает вопрос: как мы можем лучше понять свою самость, чтобы наш внутренний оркестр играл в унисон?
Только Гарри Стэк Салливан уделял внимание вопросам развития, но, как замечает Монро, природа самореализующегося «Я» оставалась неясной.
Моя собственная интерпретация понятия «Я» и предположения о его развитии (1962) следующие: мотивационные параметры удовлетворения потребностей, самоограничивающая адаптация, творческое расширение, поддержание внутреннего порядка, а также аспекты ид, эго и суперэго представляют собой векторы с определёнными внутренними целями и потенциальными задачами. Индивид, осознанно или неосознанно, решает, какое из направлений будет преобладать в данный момент, а затем выбирает цель, которая наиболее эффективно удовлетворит соответствующую структуру потребностей.
Таким образом, даже если цели считаются неотъемлемыми в структуре, они становятся целями лишь после того, как были выбраны и сосредоточены. Как выбранная цель, конечный результат представляет собой ценность, которая может быть как фактической, так и нормативной.
Здесь стоит задуматься: как же мы принимаем решения о том, что для нас важно? Например, представляете, вы стоите перед выбором — поехать в отпуск или инвестировать в образование. Удовлетворение потребностей, таких как отдых или самосовершенствование, может стать вашим внутренним вектором, влияя на принятие решения.
Интересно, что многие психологи, такие как Эрик Эриксон, подчеркивают важность этапов развития личности. Каждый из нас проходит через различные фазы, и в зависимости от выбора, мы можем либо углубить свои внутренние ценности, либо сбиться с курса. В конечном итоге, именно наши выборы формируют наше «Я» и определяют, как мы воспринимаем мир вокруг.
Так что, когда в следующий раз вы окажетесь перед выбором, задумайтесь: какую ценность вы хотите воспитать в себе?
Автор: Игорь Гайнияров
Психолог, Ещё и киберкоуч
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru