Какой фильм можно назвать самым рождественским? Кто-то вспомнит "Один дома", кто-то "Гринч - похититель Рождества", ну а для кого-то самый рождественский - "Плохой Санта". Но это всё не то. По крайней мере для меня. Самый рождественский - "Вечера на хуторе близ Диканьки". Замечательная постановка гоголевской истории от Александра Роу.
Этому замечательному фильму уже более 60 лет. Когда наш замечательный киносказочник решил экранизировать "Ночь перед Рождеством", он услышал от чиновников категорический отказ - с таким названием о фильме можно было сразу забыть. Но Роу решил изменить название - фильм стал называться, как и весь сборник рассказов Гоголя, "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Что происходило на съёмках «Вечеров на хуторе близ Диканьки»?
Экранизация повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед рождеством» из цикла рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышла на экраны в 1962 году. Гениальный советский режиссер Александр Роу, признанный мастер киносказок, рассказывает историю про то, как в рождественскую ночь кузнец Вакула, влюбленный в местную капризную красавицу Оксану, обещает подарить ей черевички как у царицы.
Оседлав проказника черта, приятеля своей матери, он летит в петербургский дворец к самой императрице и добивается своего. По возвращению в родное украинское село, Вакулу ожидает смиренная Оксана, которая успела полюбить пропащего кузнеца.
Снимать картину изначально хотели снимать в Полтавской области Украины, в деревне Диканька. Как раз в тех местах, о которых упоминается в повести Гоголя. Но начало съемочного процесса было запланировано на март. А зима 1960/1961 выдалась на Полтавщине теплая, малоснежная. И хотя Роу лучший мастер по части чудеснейших спецэффектов, было понятно, что искусственный снег все равно не сможет, как это описано у Гоголя, «загореться широким серебряным полем и весь обсыпаться хрустальными звездами». И тогда Александр Артурович принял решение отправиться на север, на Кольский полуостров. Недалеко от г. Кировска (Мурманская область).
Киноэкспедицию снарядили в марте. В поселке «13‑й километр» под Кировском. Декораторы за несколько дней возвели малороссийскую деревушку. Церквушку смастерили весьма правдоподобно, а вот избы строили по-потёмкински: часть домов — лишь картонные фасады. Но снято все было мастерски, так что зритель не почуял подвоха.
Там же, на месте набрали всю массовку - весёлых парубков и колядующих девчат выбрали из студентов- медиков и рабочих-горняков Кировска. По городу были расклеены объявления о том, что проводится набор девушек и юношей для съемки в массовых сценах в фильме. Молодёжи, желающей сниматься в кино, собралось много. Гримировали их в медицинском училище, тщательно следили, чтобы ни колец, ни накрашенных ногтей у девушек не было. А вот актеров на главные роли за год подыскали в Киеве и в Москве.
Переодетых в костюмы увозили на нескольких автобусах к месту съёмок. Массовка каталась с горок на санях, играли в снежки. Причем, кататься их просили постоянно, чтобы не замерзли. Когда снимали сцену колядования, рядом стояли машины, откуда доносилась запись хорового пения, а все старательно открывали рты. За съемки платили то 2,5 - 3 рубля в день - в зависимости от времени.
На роль Оксаны пробовалось около 5000 претенденток, но предварительно одобрили Юлию Пашковскую по протекции Юрия Тимошенко, который сам пробовался на роль дьяка Осипа. Однажды, случайно увидев Людмилу Мызникову, которая проходила по киностудии Довженко и пробовалась на роль в другом фильме, Роу незамедлительно определился с исполнительницей Оксаны. Вот как она сама об этом вспоминала: «Ко мне подбежал какой-то человек и закричал: «Вот моя Оксана!», я просто опешила.
Актриса рассказывала, что с Юрием Тавровым (Вакулой) у них дружба не сложилась — актер был чересчур замкнутым, и Людмиле было тяжело играть к нему любовь. А вот плакалось в кадре запросто — она скучала по дому и маме, так что долго слезы выжимать не приходилось.. А вот плакалось в кадре легко — я скучала по дому, по маме, вспоминала киевский дом — и рыдала!».
Несмотря на яркий образ Оксаны, Людмила Мызникова тоже больше не получила ни одной крупной роли. У актрисы были шансы продолжить карьеру — Александр Роу, известный любовью снимать одних и тех же артистов, предлагал Людмиле главную роль в сказке «Варвара-краса, длинная коса». Но Мызникова отказалась — в тот период она ждала ребенка.
Роль Вакулы досталась студенту Киевского театрального института Юрию Таврову. Надо отметить, что это была единственная крупная роль для молодого актера. После этого его кинокарьера не сложилась — он сыграл несколько эпизодических ролей, а затем имел большие проблемы со здоровьем и вовсе пропал.
По семейным обстоятельствам Тавров не смог продолжить карьеру в кино. Вакула стал единственной крупной ролью актера. После нее он играл лишь в эпизодах, затем работал строителем и маляром.
Второстепенные персонажи в картинах Александра Роу всегда занимали особое положение и зачастую оттягивали на себя существенную часть славы у главных героев, особенно это касалось Георгия Милляра, который играл всю «нечисть» во многих его фильмах. Ученик Всеволода Мейерхольда, Милляр идеально подходил под гротескные роли, предлагаемые Роу. Главная баба-яга страны Милляр запомнился своим талантом и идеальными перевоплощениями во всех главных сказках Роу. В жизни Георгий Францевич был подстать своим персонажам, очень веселым и саркастичным человеком. На съемках он веселился как ребенок: например, исполнителя роли кума Панаса (Анатолий Кубацкий), он называл Поносом, а себя за свои проделки Стариком Похабычем. Однако, каждый раз надевая костюм черта, он неизменно повторял: «Господи, прости меня за это хулиганство!».
Для съемок технически сложного эпизода «полет черта» Милляру пригласили дублера — циркового акробата. В один из дней циркач получил травму, и какое-то время 58‑летнему актеру пришлось исполнять трюки самому. Несмотря на боязнь высоты, Милляр быстро вошел во вкус, и под конец съемок он так разошелся, что вертелся на «небе» даже при выключенных камерах
А еще сам вылезал из проруби в тридцатиградусный мороз, хотя изначально Роу планировал снять эту сцену в теплом павильоне. Милляр выдержал два дубля — после каждого его закутывали. За неимением на съемочной площадке не было спиртного, артист согревался принимая внутрь тройной одеколон.
Сильно померзнуть на сёмках пришлось всем, особенно «черту» - знаменитому Георгию Милляру, который играл всю нечисть в фильмах-сказках режиссера Александра Роу. Сначала ему сшили меховой костюм, чтобы он не простудился. Но Милляр, для которого дело было важнее холода, попросил другой - пусть тонкий и холодный, зато не стесняющий движений.
Георгий Францевич на съемках веселился и шалил, как ребенок. Когда это мешало работе, Роу грозил: «Прекрати, а то маме пожалуюсь!». Съемочная группа смеялась — все знали, что актер жил с мамой и ее слушался.
На роль Солохи режиссер без проб утвердил Людмилу Хитяеву — она великолепно смотрелась в образе обаятельной и привлекательной ведьмы.
30‑летнюю Людмилу Хитяеву, которая к тому времени была признанной кинозвездой, взяли на роль Солохи безо всяких проб. «Я тогда молоденькая была, тоненькая, а нужно было играть женщину в самом соку, мать взрослого сына Вакулы, — рассказывала Людмила Ивановна. — Поэтому меня слегка состарили и “уплотнили”. Чтобы получился настоящий украинский зад, надели несколько юбок. А я, стараясь выглядеть постарше, голову наклоняла — и появлялся второй подбородок».
Перед съемками с актрисой произошел несчастный случай, который сама она считает наказанием за роль колдуньи — Людмила Ивановна отправилась с сыном на лыжную прогулку и на крутом повороте со всего размаху врезалась лицом в дерево и сломала нос. К счастью, опухоль и синяки быстро сошли, но нос сросся с характерной горбинкой.
Увидев ее, Александр Роу даже обрадовался: «В сцене, когда Солоха летит на помеле, мы будем снимать тебя в профиль!» Но если горбинка пошла роли на пользу, то молодость и стройность Людмилы Хитяевой была только помехой. Чтобы Людмила выглядела женщиной внушительных форм, ей подкладывали «толстинки», надевали несколько нижних юбок и просили вжать подбородок в шею - так он казался двойным.
По сюжету летает в фильме и Солоха, воруя с неба звезды и складывая их себе в сумку. В качестве звезд использовались елочные игрушки, подвешенные на черных нитках: если внимательно присмотреться к эпизоду, заметно, что Хитяева-Солоха рвет нитки с видимым усилием.
.Черт и Солоха хорошо общались и в кадре, и вне его. Мызникова вспоминает, что Милляр и Хитяева устраивали застолья и конкурс украинской песни в перерыве между съемками.
На колоритную роль дьяка по фото отобрали выдающегося комедийного актера Сергея Мартинсона. Вспоминает Людмила Хитяева: «Он (Мартинсон. — Ред.) замечательно двигался, был очень пластичным и обладал прекрасным чувством юмора. Когда он тянул руку к моей шее и гнусавым голосом спрашивал: “А что это у вас, божественная Солоха?”, никто не мог удержаться от смеха».
На роль Пацюка досталась украинскому актеру Николаю Яковченко. В знаменитой сцене киношный Пацюк не заглатывал вареники, а наоборот, выплевывал. Затем шла обратная съемка. (Такой же метод использовали для изображения прыжков черта: циркач-дублер прыгал задом наперед с большой высоты.) В ходе съемок Яковченко так объелся варениками, что потом долго не мог на них смотреть.
Впервые фильм показали в Кировском доме культуры для местных жителей, которые принимали участие в съемках. На премьере картины творилось настоящее гоголевское безумие — в фойе местного дома культуры бегали черти и забрасывали зрителей искусственными снежинками. Общесоюзная же премьера картины состоялась 8 января 1962 года — запустить фильм ровно в день православного Рождества не дозволили.
Великому режиссеру удался еще один сказочный шедевр, который с большим удовольствием смотрят зрители всех поколений по сей день. Фильм Александра Роу, наполненный рождественским настроением, погружает нас в гоголевский мистический мир, передавая современникам культуру и быт простых людей.
как снимали «Вечера на хуторе близ Диканьки»
В массовке снимались местные жители. За два рубля в день они катались на санках, играли в снежки и веселились. В сцене колядования из стоящих рядом машин звучала запись хорового пения, а артисты массовки старательно открывали рты. Многие из них участвовали в съемках не ради денег, а во имя искусства.
Те же самые местные жители 15 декабря 1961 года стали первыми зрителями киносказки в местном Дворце культуры.
Для Юрия Таврова, студента Киевского театрального института, роль Вакулы стала единственной крупной работой в кино.
Актёры мерзли на съемках. Георгию Милляру было уже под шестьдесят. Его пожалели - сшили тёплый меховой костюм. Но Милляр попросил другое одеяние – пусть холодное, но не стесняющее движений.
Съемка сцены встречи Вакулы с императрицей проходили в Эрмитаже, работу вели ночами.
Первыми зрителями "Вечеров" стали кировчане, где проходили натурные съёмки. На премьере, в декабре 1961 года, творилась настоящая чертовщина — по фойе Дворце Культуры комбината «Апатит» бегали черти и забрасывали зрителей ватными снежками
С тех пор прошло 60 лет. И этот замечательный фильм я с удовольствием пересматриваю уже со своими детьми на рождественские каникулы.
Спасибо за внимание мой дорогой читатель.
Ставим лайк и подписываемся на канал КиноМагия погружение в мир искусства , что бы не пропустить интересные публикации Вам не трудно, а мне приятно.
Также будет Вам интересно: