Бич американских ВВС, действовавших во Вьетнаме, МиГ-17 был улучшенным вариантом МиГ-15 времён Корейской войны. В результате получился манёвренный истребитель и истребитель-бомбардировщик, который хорошо зарекомендовал себя в последующих сражениях, которые арабские ВВС вели против Израиля в 1970-х годах. Обладая превосходными характеристиками и имея лишь базовое вооружение и авионику, МиГ-17 не должен был быть равным сложным американским военным самолётам, во главе с превосходным F-4 Phantom II, с которыми он столкнулся в небе над Вьетнамом. Однако в руках Военно-воздушных сил Северного Вьетнама МиГ-17 (получивший на Западе кодовое название «Фреско») в полной мере использовал свою превосходную манёвренность, малый размер и мощную пушку. Три пилота ВВС Северного Вьетнама, летавшие на МиГ-17, стали асами. Нгуен Ван Бай одержал семь побед. Микоян и Гуревич начали работу над МиГ-17 в то же время, когда МиГ-15 поступал в серийное производство. Последний тип самолёта хорошо зарекомендовал себя в Корейской войне, но страдал от некоторой нестабильности в скоростном режиме. Новый истребитель был похож на него внешне, но имел важные аэродинамические доработки, в первую очередь в виде крыла с увеличенным углом стреловидности и уменьшенной толщиной: отношение хорды к толщине. Действительно, на ранних этапах разработки новый самолет был известен под обозначением МиГ-15бис-45 из-за 45-градусной стреловидности крыла. В результате был создан истребитель с улучшенными околозвуковыми характеристиками. Вооружение осталось неизменным по сравнению с МиГ-15. Проектные работы были завершены весной 1949 года, и в результате был создан прототип, который впервые поднялся в воздух в январе 1950 года. Вскоре он показал впечатляющие характеристики, в том числе максимальную скорость 1114 км/ч на горизонтальном участке полёта.
Потеря первого лётного прототипа во время испытательного полёта задержала реализацию программы на год, но после завершения программы государственных испытательных полётов с использованием двух новых прототипов в июне 1951 года новый истребитель был запущен в серийное производство как МиГ-17 в сентябре того же года. Однако, поскольку МиГ-15 уже производился в больших количествах, только в конце 1953 года этот тип был принят на вооружение ВВС СССР. По сравнению с МиГ-15 новый самолёт улучшил скороподъёмность, максимальную скорость и манёвренность. Когда ВВС США столкнулись с МиГ-17 над Вьетнамом в 1965 году, Робин Олдс, командир 8-го тактического истребительного авиаполка, назвал советский истребитель «очень опасным маленьким зверьком. Его манёвренность феноменальна!
По мере наращивания производства МиГ-17 оригинальный двигатель ВК-1 был заменён на улучшенный ВК-1А, который отличался повышенной долговечностью при той же тяге, а под крылом были добавлены дополнительные пилоны (всего четыре) для подвески авиабомб и сбрасываемых топливных баков. В конечном итоге МиГ-17 вооружали более 40 военно-воздушных сил по всему миру, а также их производство осуществлялось в Чехословакии, Польше и Китае, где производился ряд модификаций под названием Shenyang Серия J-5. В общей сложности на пяти разных заводах в СССР было произведено чуть менее 8000 МиГ-17, а с учётом зарубежного производства общее количество превысило 10 000. Первым серьёзным усовершенствованием линейки МиГ-17 стал МиГ-17Ф, на котором был установлен двигатель с форсажной камерой VK-1F. Впервые поднявшись в воздух в сентябре 1951 года, МиГ-17Ф начал заменять базовую версию в производстве в ноябре 1952 года и стал самой важной серийной версией. Установка форсажной камеры потребовала внесения некоторых изменений в конструкцию самолёта, в том числе уменьшения задней части фюзеляжа, установки подфюзеляжной балки и изменения конструкции воздушных тормозов. Первая версия перехватчика с радаром, МиГ-17П, начала проходить испытания летом 1951 года и стала первым истребителем с радаром на вооружении Советского Союза. С зимы 1953–1954 годов он состоял на вооружении в небольших количествах. В то время как сканирующий радар был установлен в обтекателе над воздухозаборником, радар сопровождения находился в обтекателе в центре воздухозаборника. Окончательной моделью, оснащенной радаром, стал МиГ-17ПФ, в котором радар был совмещен с форсажным двигателем ВК-1Ф. Действительно, установка форсажного двигателя изначально планировалась как способ улучшить и без того сниженные характеристики версии истребителя, оснащенной радаром. МиГ-17ПФ пришёл на смену МиГ-17П в производстве в конце 1953 года и в конечном итоге был оснащён радаром РП-5 «Изумруд» с дальностью действия 12 км по цели размером с бомбардировщик. С добавлением ракетного вооружения, соответствующего радару РП-1У, перехватчик стал называться МиГ-17ПФУ и выпускался в небольших количествах в 1955 году. Таким образом, МиГ-17ПФН с четырьмя ракетами класса «воздух-воздух» РС-2УС на борту стал первым истребителем-перехватчиком с ракетным вооружением, запущенным в производство в Европе. Высокие дозвуковые характеристики МиГ-17, прочная конструкция и относительная доступность как целых самолётов, так и запасных частей сделали его популярным на рынке военных самолётов. Только в США насчитывается около 27 частных МиГ-17, многие из которых были произведены в Польше, где местные варианты «Фреско» оставались на вооружении до начала 1990-х годов.
Поддержите канал-поставьте лайк.