— К нам едет комиссия! Комиссия! Нас всех вывернут наизнанку, вытрусят и отправят на три буквы (на С.В.О.) — паникует мой сослуживец, часто без повода, но в этот раз и я ощутил, что придется подготовиться.
С момента последнего приезда проверяющих лиц прошло более 5 лет. За это время успело появиться куча ненужно и абсолютной ненужной отчетной документации, которую наше воинское подразделение до сегодняшнего дня имело удовольствие не заводить и не заполнять.
(В общем тому что мы служили хорошо доказательств нет).
В нашем Журнале для учета журналов (Слава богу такой есть!) значится более 180 книг. Но существовала из них в действительности дай Бог половина, а актуализировано и того меньше.
— Ты теперь отвечаешь за эти журналы — сказал майор (мой прямой начальник) и вручил мне листок с двадцатью наименованиями пунктов книг, журналов и прочей лабуды.
Наш начальник вообще большой любитель делегировать.
— Я только на период проверки за них отвечаю? — наивно поинтересовался я у начальника.
— Нет. Всегда…
***
Молодые младшие офицеры, получив и получая в догонку на ежедневной основе еще и еще охапку задач для подготовки к проверке, все как один возмущались.
— И когда нам службой заниматься?
— С бумагами только и воюем!
— Отчет к отчету им подавай!
И только мужики, чей срок пребывания в армии составлял 15+ казались спокойными и точно у них все было готово к предстоящей проверке.
Майор Л., который уже мог быть на военной пенсии, (но еще не ушел в запас, т.к. никого не увольняют), в последние годы относится к службе философски. Вот и сейчас, видя наши возмущения, он повторил нам свою любимую фразу о специфике военной службы:
— Ну ничего молодежь! Это только первые 20 лет в армии тяжелые, потом легче будет.
Вспоминаю себя в первые годы после принятия военной присяги и подписания контракта.
Когда представляешь себе военную службу (обучение в военном вуз) после школьной скамьи, то невольно думаешь только теми красивыми картинками и лозунгами, которыми тебя кормят: престижная профессия, мужская и интересная деятельность, стабильная, хорошо оплачиваемая, военная ипотека (все с жильем), льгот куча и т.д. и т.п.
На самом же деле твои ожидания разбиваются о суровую реальность армейской действительности: престиж профессии уходит, многое (если не всё) делается на показ, на военную ипотеку ничего не купишь, а хорошее денежное довольствие есть только у тех, кто непосредственно рискует жизнью.
На первом курсе старался все делать правильно, но в тоже время, как и большинство вчерашних школьников, получая глупую задачу, задавался такими вопросами как: А зачем это? Для чего? А почему я?
Только с годами начинаешь понимать, что не стоит искать логику там, где ее нет.
И если на первом курсе, заступив в караул, я бдительно продвигался по установленному маршруту, как и предписывали инструкции, но при этом до крови натирая мозоли или замерзая на посту, то уже на третьем мог позволить себе вообще сесть под яблоню и никуда не ходить.
— Да кому этот металлолом вообще нужен? — думал я, смотря на списанную гнилую технику, и мысленно улыбался вспоминая свою первоначальную правильность и ответственность.
***
Виделся недавно со своим однокурсником. Он служит в Подмосковье и недавно их тоже "порадовала" своим визитом проверка.
— За двое суток до приезда комиссии мне поставили задачу, чтобы у всего подразделения были однообразные карточки учета доз радиоактивного облучения — рассказывал товарищ — командир выдал мне один образец и сказал сделать всем такие же.
Проблема заключалась в том, что именно такие карточки, (а другие никак не могли подойти), не могли напечатать ни в одной типографии (там сложный рисунок, типо водяного знака). И тогда на помощь к моему однокурснику пришёл сослуживец, который сказал, что у его знакомого с другой части такие есть и тот может ему их одолжить.
Стас (так зовут моего однокурсника) прыгнул на поезд, отмотал четыре часа в одну сторону, забрал драгоценные карточки, опоздал на обратный рейс, но всё же вовремя прибыл в воинскую часть с успешно выполненной задачей.
— И знаешь что? — с негодованием спросил Стас.
— Что?
— Нам все равно сделали замечание, т.к. добытые мной карточки были оформлены неправильно.
***
Я думаю, что человеческая способность адаптироваться к внешней среде, благодаря которой он привыкает к любым условиям в том числе и к службе — это главное, что помогает человеку в армии.
Через 20 лет службы к тому же есть вероятность того что уже ты сам будешь придумывать все эти сомнительные мероприятия, которые подчиненным личным составом порой будут восприниматься остро и с негодованием.
Таким образом, перефразируя слова классика про Россию, (где армия является срезом российского общества), хочется сказать следующее:
«Умом армию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В армию можно только верить».
Благодарю за прочтение!
- Вот еще одна моя публикация.