Найти в Дзене
Дотянуться до звёзд

Иван Пырьев и Сергей Бондарчук: почему навсегда рассорились два знаменитых режиссера

В 1960 году съемку киноэпопеи «Война и мир» чиновники назвали делом государственной важности. Фильм был приурочен к 150 годовщине Бородинского сражения. А еще руководство страны не желало, чтобы наш кинематограф уступал американскому, ведь в 1956 году Голливуд снял свою киноверсию знаменитого романа Толстого. Нужен был действительно достойный ответ заокеанским конкурентам. Первым идеей о съемках картины загорелся Иван Пырьев. Он уже видел себя режиссером будущего шедевра, а в роли Наташи Ростовой планировал снять актрису Людмилу Марченко, от которой тогда был без ума. Однако министр культуры Фурцева совершенно не хотела, чтобы съемками занимался Пырьев. В то время он возглавлял творческое объединение «Луч» и оргкомитет Союза кинематографистов СССР, а еще был фактическим «хозяином» на «Мосфильме», хотя на тот момент уже успел передать свою должность Леониду Антонову. По мнению Фурцевой, Пырьев слишком много брал на себя. Она полагала, что если доверить съемки ему, то сдвинуть его с ег

В 1960 году съемку киноэпопеи «Война и мир» чиновники назвали делом государственной важности. Фильм был приурочен к 150 годовщине Бородинского сражения. А еще руководство страны не желало, чтобы наш кинематограф уступал американскому, ведь в 1956 году Голливуд снял свою киноверсию знаменитого романа Толстого. Нужен был действительно достойный ответ заокеанским конкурентам.

Первым идеей о съемках картины загорелся Иван Пырьев. Он уже видел себя режиссером будущего шедевра, а в роли Наташи Ростовой планировал снять актрису Людмилу Марченко, от которой тогда был без ума.

Людмила Марченко
Людмила Марченко

Однако министр культуры Фурцева совершенно не хотела, чтобы съемками занимался Пырьев. В то время он возглавлял творческое объединение «Луч» и оргкомитет Союза кинематографистов СССР, а еще был фактическим «хозяином» на «Мосфильме», хотя на тот момент уже успел передать свою должность Леониду Антонову.

По мнению Фурцевой, Пырьев слишком много брал на себя. Она полагала, что если доверить съемки ему, то сдвинуть его с его «пьедестала» будет вообще нереально. А нужно было давать дорогу более молодым и перспективным режиссерам. Таким режиссером, по мнению Фурцевой, был Сергей Бондарчук.

Однако просто так отдать фильм Бондарчуку было невозможно, и в министерстве придумали выход – поручили снять «пилотные эпизоды» и Пырьеву, и Бондарчуку.

Результат оба режиссера представили через полгода.

Иван Пырьев
Иван Пырьев

«Наиболее достойной кандидатурой нам представляется народный артист СССР, лауреат Ленинской премии С.Ф. Бондарчук» - именно такое решение вынесло Министерство культуры.

Однако к тому моменту Пырьев уже и сам остыл и отбросил идею о съемках фильма. Людмила Марченко его бросила, и вдобавок ко всему отказалась от роли Ростовой, хотя и готовилась. Но все же, решение Министерства культуры стало болезненным ударом по самолюбию Пырьева.

Он добился приема у Фурцевой и бросил ей на стол заявление о самоотводе, мол, он и сам давно передумал снимать фильм. А потом прекратил всяческое общение с конкурентом Бондарчуком. Пырьев полагал, что именно из-за козней Бондарчука Минкульт принял решение не в его пользу. Завидев Бондарчука в коридорах киностудии, Пырьев лишь холодно кивал в ответ на приветствие или вообще старался не встречаться с ним, всячески избегая.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Съемки фильма шли непросто - сначала от сотрудничества с Бондарчуком отказался оператор Владимир Монахов, потом покинули проект Александр Шеленков и Иоланда Чен. Члены съемочной группы жаловались на "бардак", царивший на площадке и диктатуру режиссера. В результате оператором эпопеи стал Анатолий Петрицкий, за плечами которого на тот момент был лишь фильм «Мой младший брат».

Премьера фильма «Война и мир» состоялась в марте 1966 года. И это был настоящий триумф! Картину посмотрели более 58 миллионов зрителей. Это было несомненное признание режиссерского таланта Бондарчука и еще один болезненный удар по самолюбию Ивана Пырьева.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Пырьев был не приучен молча сносить обиды, не такой он был человек. И он нашел, как отомстить более успешному коллеге.

Пырьев вскоре после премьеры внес на рассмотрение комиссии Госкино предложение о пересмотре и сокращении бюджета фильма «Война и мир». В результате стараний Пырьева за «перерасход средств» всю съемочную группу лишили полагающихся премиальных.

-6

Бондарчук был в ярости и во всеуслышание заявил, что подобные действия со стороны Пырьева «иначе как пакостью назвать нельзя».

С тех пор при встрече с Иваном Александровичем Сергей Федорович отворачивался и демонстративно не подавал руки. Эта вражда так и не окончилась – знаменитые режиссеры помириться не смогли.

Также смотрите: