Продолжение. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке
В самом начале июля 1944 года 3-я армия была включена в состав 2-го Белорусского фронта (командующий – генерал-полковник Г. Ф. Захаров). Операция «Багратион» завершилась триумфальным и скоротечным освобождением Белоруссии. Однако группа армий «Центр» не была полностью уничтожена. Уцелевшие её корпуса и дивизии отступили в западные приграничные районы Белорусской ССР, а также в восточную часть Польши. Именно эти территории и предстояло в ближайшее время освобождать соединениям генерала Горбатова.
Вторая половина лета 1944-го выдалась для Александра Васильевича крайне напряженной. В период с 5 по 27 июля 3-я армия принимала участие в Белостокской операции. Главной целью её, согласно директиве Ставки ВГК, был разгром немецких войск на Белостокском направлении. Войскам четырёх армий 2-го Белорусского фронта – 3-й, 49-й, 50-й и 4-й воздушной предстояло без оперативной паузы развить наступление в направлении Новогрудок, Волковыск, Белосток. Не позднее 12 июля им надлежало овладеть районом города Новогрудок, а затем освободить Волковыск и наступать на Белосток[1].
Именно 3-я армия стала главной ударной силой предстоящего наступления. В подчинении генерал-полковника Горбатова к началу операции находились более 80 000 солдат и офицеров, 1589 орудий и миномётов, 148 танков и САУ, что в совокупности составляло почти половину всех наличных сил и средств 2-го Белорусского фронта[2]. Противостояли «горбатовцам» их давние «знакомые» – части 9-й немецкой полевой армии в составе четырех дивизий и нескольких отдельных соединений.
Начав наступление из района западнее Минска, ударные части 3-й армии за три недели непрерывных боёв продвинулись вперёд на 220-240 км, форсировав реки Неман, Свислочь и Случь, а также освободив города Новогрудок (совместно с частями 50-й армии), Осиповичи, Столбцы, Мир и Волковыск. При этом были уничтожены или полностью лишены боеспособности четыре дивизии группы армий «Центр», а ещё четыре дивизии – основательно разбиты и обескровлены. 27 июля 1944 года части 3-й армии освободили город Белосток.
За высокое полководческое мастерство, успешное командование вверенными ему частями, своевременное и досрочное выполнение боевых задач, поставленных Верховным Главнокомандованием, генерал-полковник Горбатов по итогам Белорусской наступательной операции был награждён орденом Кутузова 1-й степени. Таким образом, Александр Васильевич стал полным кавалером двух самых почётных и престижных полководческих орденов – Кутузова и Суворова.
30 августа началась очередная наступательная операция 2-го Белорусского фронта – Ломжа-Ружанская. Согласно директиве Ставки ВГК № 220194 от 29 августа 1944 года левому крылу 2-го Белорусского фронта «силами 49-й и 3-й армий не позже 4-5 сентября выйти на реку Нарев, захватить плацдарм на западном берегу реки в районе Остроленки, после чего перейти к жесткой обороне»[3].
Приказ Ставки соединения 3-й армии выполнили. За неделю упорных наступательных боёв «горбатовцы» продвинулись вперёд на 30-35 км, взломав оборону 2-й немецкой полевой армии. 5 сентября ударные части генерала Горбатова вышли к излучине реки Нарев в верхнем её течении.
В период с 30 августа по 5 сентября части 3-й армии нанесли противнику ощутимый урон, уничтожив до 20 000 военнослужащих, 68 танков, 136 самоходных орудий, 104 орудия разных калибров, 575 пулемётов, 199 миномётов, 95 автомашин, 14 бронетранспортёров. Кроме того, было захвачено 9 танков и САУ, 117 орудий разных калибров, 81 пулемёт, 41 миномёт, 780 автоматов и винтовок, 14 автомашин, 4 бронетранспортёра, 3 склада с боеприпасами. Взято в плен 670 солдат и офицеров[4].
6 сентября части генерала Горбатова штурмом овладели городом-крепостью Остроленка. В ходе штурма и последующих городских боев были уничтожены до 800 немецких солдат и офицеров, сожжено и подбито 16 танков и самоходных орудий, уничтожены 2 орудия и 43 пулемёта, 50 автомашин и 60 подвод. Трофеями «горбатовцев» стали танк, 2 бронетранспортёра, 5 автомашин, склад с военным имуществом, 219 единиц стрелкового оружия. В плен взято 60 военнослужащих вермахта[5].
Приказом Верховного Главнокомандующего была объявлена благодарность войскам 3-й армии. Этим же приказом несколько соединений, которыми командовал Александр Васильевич, были награждены орденами, а отдельные части удостоились почетного наименования «Остроленковских». В Москве в очередной раз в честь боевых успехов 3-й армии и полководческих заслуг её командующего был дан салют 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий.
В дальнейшем армия Александра Васильевича в тесном взаимодействии с частями 49-й армии (командующий – генерал-лейтенант И. Т. Гришин) сумели захватить и удержать небольшой плацдарм на западном берегу реки Нарев, находившийся в 5 км юго-восточнее города Ружаны. В ночь на 13 сентября этот стратегически важный населенный пункт был взят частями 3-й армии.
Казалось, что Александра Васильевича ожидает очередная награда за новые боевые и полководческие успехи, но вместо вручения заслуженного ордена его ожидало уголовное разбирательство на самом высшем уровне. Ценой этой «разборки» была вся дальнейшая карьера генерала Горбатова, а также его свобода.
Дело в том, что генерал армии Г. Ф. Захаров и член Военного совета 2-го Белорусского фронта – генерал-лейтенант Н. Е. Субботин написали донос самому Сталину на самоуправные действия командующего 3-й армией. Вина его заключалась в том, что он самовольно разрешил вырубку соснового леса, произраставшего на польской территории, преследуя цель собственной наживы путём транспортировки заготовленных брёвен в тыл для последующей продажи и присвоения полученных средств.
На самом деле события развивались следующим образом. Одному из офицеров 3-й армии отец-шахтёр, написал письмо о том, что из-за нехватки строительных материалов, прежде всего крепёжного леса, простаивают многие шахты Донбасса. Нерабочие – «простойные» дни не оплачивались, что негативно сказывалось и без того на крайне бедственном положении шахтёров.
Александр Васильевич, узнав о тяжком положении донецких шахтёров, распорядился офицеру немедленно написать в письме отцу: пусть срочно присылают делегацию для решения проблемы. На восточном берегу реки Нарев, где 3-я армия перешла к обороне, возвышались густые и протяженные сосновые леса. Командарм рассудил, что следует без промедления помочь шахтёрской беде.
Однако к тому моменту между Москвой и признаваемым ею польским правительством был заключён договор о том, что природными ресурсами своей страны полностью распоряжается польская сторона. Напрасно заместители командарма-3 и член военного совета армии уговаривали Горбатова сначала доложить «наверх», а уже потом приступать к вырубке.
Александр Васильевич был прекрасно знаком с бюрократической машиной тыловой службы, а потому на свой страх и риск приказал приступить к заготовке сосновых брёвен без санкции командования 2-го Белорусского фронта. Всего было заготовлено, отгружено на железнодорожные платформы и отправлено к месту назначения 57 000 кубометров польских сосен.
Дело «о расхищении стратегического сырья» вела специальная следственная комиссия, прибывшая из Москвы и уполномоченная Ставкой ВГК. Опросы Горбатова вела «тройка» – председатель комиссии и два его заместителя, из числа старших офицеров НКВД. Выводы комиссии были следующими: генерал-полковник Горбатов знал о запрете на вырубку леса, но по личной инициативе нарушил его. Заготовленные брёвна вывозились в тыл, а накладные оформлялись под грифом «Для оборудования тылового рубежа армии».
К счастью для Александра Васильевича, вся крепёжная древесина в целости и сохранности дошла до шахт Ворошиловграда (современный Луганск). Простые шахтёры, бригадиры, мастера участков и главные инженеры прислали десятки писем на имя командующего 3-й армией со строками искренней благодарности и признательности за неоценимую помощь в решении важнейшей проблемы.
Ещё до окончания Великой Отечественной войны имя генерала Горбатова было внесено в городскую Книгу Почёта как активного участника восстановления разрушенного Ворошиловграда. Почётной грамотой, позже присланной ему Ворошиловградским исполкомом, Александр Васильевич гордился не меньше, чем прочими своими наградами.
Следствие установило, что ни одно польское бревно не ушло «налево», а сам генерал Горбатов не заработал на «расхищении и присвоении стратегического сырья» ни единой копейки. Кроме того, никаких материальных или иных претензий, а также исков и протестов польская сторона не предъявляла.
Сталин, внимательно ознакомившись с обстоятельствами дела и выводами комиссии, вынес свой окончательный вердикт: «Горбатова только могила исправит. Преступление налицо, но поскольку он не преследовал личной выгоды, на этом деле надо ставить точку»[6].
10-11 октября передовые части 3-й армии приступили к форсированию реки Нарев. Очередная водная преграда была успешно преодолена. К исходу 17 октября плацдарм, захваченный на правом берегу реки войсками 3-й и 48-й армий был значительно углублен и расширен. Теперь общая протяженность его составляла 25 км, а глубина – 7-10 км.
Левофланговый рубеж 2-го Белорусского фронта, проходивший вдоль линии Пултуск – Макув – Гуты – Млынаж, прочно и надёжно удерживался соединениями генералов Горбатова и Гришина. За свои новые и вновь очень важные полководческие достижения и заслуги Александр Василевич 4 ноября 1944 года был награждён очередным – третьим по счёту орденом Красного Знамени.
14 января 1945 года войска 2-го Белорусского фронта начали Млавско-Эльбингскую наступательную операцию. Главными целями её были разгром Млавской группировки немецко-фашистских войск путём нанесения удара с нижнего течения реки Нарев на Эльбинг (современный польский Эльблонг), а также отсечение группы армий «Центр», оборонявшейся в Восточной Пруссии, от остальных частей вермахта[7].
Млавско-Эльбингская операция являлась важной составной частью Восточно-Прусской стратегической операции. Во исполнение директивы Ставки ВГК, командующий 2-м Белорусским фронтом – Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский принял решение нанести главный удар с Ружанского плацдарма силами четырёх армий – 3-й, 48-й, 2-й ударной и 5-я гвардейской танковой в общем направлении на Мариенбург (нынешний польский город Мальборк).
За двенадцать дней беспрерывных наступательных боёв части 3-й армии взломали глубокоэшелонированную оборону 2-й немецкой полевой армии и, продвинувшись вперёд в северо-западном направлении на 105-115 км, 22 января после штурма овладели Алленштейном[8] – вторым по величине городом Восточной Пруссии. За два дня до этого важнейшего стратегического успеха – 20 января соединения генерал-полковника Горбатова отличились особенно. В этот знаменательный день подразделения 1172-го стрелкового Остроленковского полка (командир – подполковник А. С. Серегин) первыми из частей пересекли границу Восточной Пруссии, захватив городок Хожеле.
По случаю успешного продвижения советских войск по территории Польши и Восточной Пруссии 22 января 1945 года Верховный Главнокомандующий объявил благодарность войскам, командирам различных частей и соединений, а также командованию 2-го Белорусского фронта.
После длинного списка особо отличившихся военачальников, который возглавлял генерал-полковник А. В. Горбатов, сообщалось следующее: «Сегодня, 22 января, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 2-го Белорусского фронта, овладевшим городом Алленштайн, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий»[9].
На этом боевые успехи 3-й армии не завершились. 23 января «горбатовцы» взяли штурмом сразу три города – Вилленберг (Вельбарк), Ортельсбург (Шитно) и Пассенхайм. Через неделю 3-я армия была передана в состав 3-го Белорусского фронта, которым на тот момент командовал генерал армии Иван Данилович Черняховский.
Ставка ВГК требовала от командующего 3-м Белорусским фронтом без промедления и оперативных пауз продолжить наступление против изрядно разбитых и потрёпанных частей 4-й немецкой полевой армии, оборонявшихся юго-западнее Кёнигсберга. 10 февраля 1945 года началась Хайльсбергская наступательная операция, которая также являлась составной частью Восточно-Прусской операции.
Армии генерал-полковника Горбатова предстояло наступать в общем направлении на Мельзак (нынешний польский город Пененжно). В предыдущих боях и штурмах 3-я армия понесла ощутимые потери в личном составе и материально-технической части. Пополнение прибывало редко и в недостаточном количестве.
Несмотря на явный недокомплект в стрелковых и артиллерийских частях, раннюю распутицу и глубоко эшелонированную оборону противника, «горбатовцы» и на этот раз с честью и раньше намеченного срока выполнили директиву Ставки ВГК. 17 февраля Мельзак был взят ударными соединениями 3-й армии. Спустя четыре дня – 21 февраля Александр Васильевич был награждён орденом Ленина.
25 марта 1945 года передовые части генерал-полковника Горбатова, преодолев с боями за предыдущие три недели 30 км, вышли к восточному берегу залива Фришес-Хафф юго-западнее посёлка Розенберг. На этом героическое участие 3-й армии в Восточно-Прусской стратегической операции завершилось.
В период с 14 января по 27 марта 1945 года 3-я армия продвинулась вперёд в северо-западном направлении на 180-210 км, освободив свыше 30 населённых пунктов, нанеся при этом тяжёлые потери пяти немецким дивизиям: трём пехотным – 129-й, 299-й и 558-й, а также 24-й танковой и моторизованной дивизии «Великая Германия». Подводя её итоги применительно к частям и соединениям, которыми Александр Васильевич командовал лично, он составил подробный статистический отчёт в своих мемуарах:
«В ходе [Восточно-Прусской] операции войсками [3-й армии] захвачено: пленных солдат и офицеров – 23 060, танков и самоходных орудий – 225, орудий – 880, минометов – 504, пулеметов – 1968, винтовок и автоматов – 28 173, автомашин – 10 380, мотоциклов –733, бронетранспортеров – 118, тракторов – 193, самолетов – 5, рогатого скота – 40 000 голов, много свиней, лошадей, овец и различного имущества, которое не поддается учету. Кроме того, освобождено из лагерей советских граждан 9532 и 8205 подданных других стран. Если пленных взято более 23 000, то какое же количество уничтожено?..»[10]
После победоносного завершения Восточно-Прусской стратегической операции, 3-я армия была выведена в резерв Ставки ВГК. Генерал Горбатов и его штаб рассчитывали, что в ближайшие две-три недели корпусам и дивизиям, понёсшим ощутимые потери, будут приданы пополнения, а личный состав получит время на отдых. Однако 1 апреля командарму-3 был передан очередной приказ Верховного Главнокомандования.
Александру Васильевичу надлежало без промедления выдвинуться в новый район сосредоточения, находившийся в 30 километрах к северо-востоку от города Франкфурт-на-Одере. Шла полным ходом подготовка к завершающей и самой главной битве кампании 1945 года – штурму Берлина. В этом намечавшемся масштабном и грандиозном сражении, направленном на окончательное уничтожение фашистского зверя, загнанного в его главное логово, 3-й армии предстояло принять самое активное и непосредственное участие.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Операция «Багратион». Освобождение Белоруссии. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. С. 140.
[2] - Белостокская наступательная операция (5-27 июля 1944 года) // Сайт Министерства Обороны РФ. 2015-2025. URL: https://mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=11968008%40cmsArticle (дата обращения 09.05.2025).
[3] - ЦАМО РФ. Ф. 148а. Оп. 3763. Д. 167. Л. 12.
[4] - ЦАМО РФ. Ф. 46, Оп. 2394, Д. 573, Л. 60.
[5] - ЦАМО РФ. Ф. 46, Оп. 2394, Д. 573, Л. 64.
[6] - Горбатов А. В. Годы и войны. Записки командарма. 1941-1945. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. С. 466.
[7] - Советская военная энциклопедия: в 8 т. / Председ. Гл. ред. комиссии А. А. Гречко (т. 1, 8), Н. В. Огарков (т. 2-7). – М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1976-1980. – Т. 5. [Линия адаптивной радиосвязи – Объектовая противовоздушная оборона]. С. 335.
[8] - сегодня этот город, принадлежащий Польше, называется Ольштын.
[9] - Приказы Верховного Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны Советского Союза: Сборник. – М.: Воениздат, 1975. С. 318.
[10] - Горбатов А. В. Годы и войны. Записки командарма. 1941-1945. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. С. 506.
ПОЛНОСТЬЮ ПУБЛИКАЦИЮ «Командармы Великой Победы. Александр Васильевич Горбатов» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Лихой гусар и образцовый комдив-орденоносец
Часть 2-я. Враг народа
Часть 3-я. Самые трудные месяцы войны
Часть 4-я. Неординарный, успешный, но очень «неудобный» генерал
Часть 5-я. От Сталинграда до Днепра
Часть 6-я. «Стоять „смирно“ буду, а армию на тот свет не поведу!..»
Часть 7-я. Операция «Багратион»
Часть 8-я. От Минска до Одера
Часть 9-я. Штурм Берлина и новая послевоенная жизнь
Часть 10-я. Достойное завершение полководческой карьеры
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)