Проект тяжелого безбашенного танка TS-5, спроектированного в 1954 году Детройтским Арсеналом
Окончание Второй мировой войны американское танкостроение встретило в довольно странной ситуации. Дело в том, что победили американские войска на танках, которые заметно отстали от немецких. В случае же с тяжелыми танками ситуация и вовсе выглядела кошмарно. Ни одного американского полноценного тяжелого танка на фронте так и не оказалось. Впрочем, и вторая половина 40-х годов для американских тяжелых танков оказалась так себе. Испытания показали, что линейка Heavy Tank T29/T30/T34 обладает массой недостатков. Поэтому они так и не вышли за рамки опытных образцов.
Итогом работ по первым послевоенным американским тяжелым танкам стал запуск работ по теме Heavy Tank T43. Его боевая масса ожидалась в районе 52,6 тонн (58 американских тонн). Первый образец танка (к тому моменту уже 120 mm gun tank T43) появился летом 1951 года. А уже вскоре запустили работы по танкам, которые потенциально могли заменить T43. Работы по шли сразу по нескольким направлениям, причем со временем их число только ширилось. Одной из таких разработок стал Tank, 105-mm, TS-5, который скорее можно называть САУ, чем танком. Хотя у американских военных было иное мнение.
От идеи самоходных артиллерийских установок, которые выполняли функцию штурмовых САУ и истребителей танков, американские военные отказались в 1946 году. Как показал опыт войны, лучшим истребителем танков стал сам танк, а преимущество в вооружении испарилось. Этим объясняется, почему истребители танков исчезли из программы разработки американской бронетанковой техники. Правда, у американских военных были свои идеи насчет танковой компоновки. Да и не только они. Те же англичане разработали во время войны штурмовой танк A39, который башни не имел. Но числился танком.
У американцев похожим образом был спроектирован сверхтяжелый танк T28, который они позже переименовали в GMC T95. Впрочем, мысль о том, что танк может быть без башни, в голове осталась. Воспользовались они ей ближе к середине 50-х годов. К тому моменту прошла первая волна разработок перспективных тяжелых танков, которой занимался Детройтский Арсенал. Известна она по презентации, обозначенной как Operation Questionmark. Первая волна таких танков создавалась, можно сказать, с отрывом от производственных особенностей американской танковой промышленности.
Следующая конференция, Operation Questionmark II, датированная 15 сентябрем 1952 года, была посвящена идеям самоходной артиллерии. Далее, в 1953 году, в Детройте прошло несколько конференций, посвященных двигателям и другим компонентам. Наконец, в 17-18 июня 1954 года прошла конференция Operation Questionmark III, под патронажем OTAC (Ordnance Tank Automotive Command, ныне известна как TACOM, или Tank-automotive and Armaments Command). Последующие разработки, как правило, шли под колпаком данной организации.
В ходе конференции было представлено 6 проектов тяжелых танков, из которых 3 не имели башни. Общая тенденция заключалась в том, что танки должны быть легче 120 mm gun tank T43E1 (позже принят на вооружение как 120 mm gun tank M103). 4 проекта имели обозначение TS, где S означало Short, то есть короткое время разработки (2 года). Они были нужны на случай, если программа 120 mm gun tank T43E2 потерпит неудачу. Впрочем, TS-5, созданный в рамках данной концепции, выглядел совсем не как "быстрый" проект. На момент появления проекта его мотор и трансмиссия существовали в виде макетов. Да и ходовую часть с "горизонтальной" подвеской еще предстояло разработать.
Главным преимуществом TS-5 указывалась меньшая масса (по проекту она составляла 45,4 тонны), чем у 120 mm gun tank T43E1. За счет отказа от вращающейся башни общая высота составляла 2819 мм (включая зенитную башенку). Танк отличался и приличной подвижностью. В качестве силовой установки предполагался оппозитный 10-цилиндровый двигатель Continental AOI-1490-1 объемом 24,4 литра и мощностью 700 л.с. при 2800 об/мин. В паре работала трансмиссия XT-500. Танк отличался увеличенной броневой защитой, которая достигала толщины 165 мм. Не менее важный момент был в том, что литая лобовая часть имела большие углы наклона. Таким образом, эффект от броневой защиты повышался. Также появлялась возможность увеличить толщину бортов.
Интересным решением стало вооружение. Вместо традиционных 120-мм орудий, TS-5 и еще 3 тяжелых танка из программы Operation Questionmark III получали 105-мм гладкоствольные орудия T210. Впрочем, это была скорее заявка по программе-максимум. На схеме и макете однозначно была изображена 105-мм нарезная пушка T140E3, которая в то время прорабатывалась по программе 105 mm gun tank T54. Предполагалось, что на борт TS-5 сможет брать 58 унитаров для данного орудия. Для сравнения, схожий по начинке танк TS-2 имел боекомплект 45 унитаров. В плюс TS-5 также ставили меньшую стоимость, поскольку делать рубочную боевую машину получалось дешевле.
Впрочем, именно для программы TS проекты TS-2 и TS-5 не годились. Дело в том, что они получились слишком революционными. Двигатели и трансмиссии еще не существовали в металле, а это повышало риск срыва сроков. Также наверху посчитали, что для тяжелого танка более подходящим будет орудие калибра 120 мм. Самое интересное, что рубочная концепция отнюдь не фигурировала в причинах отказа от TS-5. Из 6 проектов в работу взяли TS-31, который был также рубочным. Позже его переименовали в 120 mm gun tank T110. Так что концепция танка без башни была принята американскими военными вполне благосклонно.
Список источников:
US NARA
Firepower — A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988 год.
Другие материалы по американским послевоенным тяжелым танкам и машинам на их базе:
Heavy Tank M103A2 из коллекции Танкового музея в Бовингтоне