Благодаря своим уникальным телам и физическим взаимодействиям роботы потенциально могут испытывать «эмоции», совершенно отличные от наших, что изменит наше отношение к ним, считает эксперт.
Альтер-3 - андроид-маэстро с протезами на лице и шее, но с открытыми механизмами в других местах - поднимает свои длинные руки, направляя скрипки к драматическому пику. Управляемый нейронной сетью из 1 000 симулированных нейронов и 43 осей для движения, агент искусственного интеллекта (ИИ) двигается спонтанно и реактивно. Его тело подергивается, поднимается и опускается, как будто дышит, создавая почти реалистичное присутствие. В какой-то момент фигура ИИ начинает петь - жутким, похожим на аниме голосом, синтезированным из множества человеческих голосов.
Alter 3 является центральным элементом оперы Scary Beauty, написанной Кейитиро Шибуя, которая исследует эмоциональный потенциал андроидов. По словам Такаси Икегами, доктора философии, профессора науки о сложных системах Токийского университета и исследователя ИИ, стоящего за проектом, опера, исполненная в Токио и Париже, вызвала мощную эмоциональную реакцию у аудитории численностью до 1000 человек.
«Люди были глубоко впечатлены эмоциональной экспрессией, исходящей от машины. Некоторые даже плакали», - говорит Икегами.
«Люди думают, что мозг отвечает за эмоции, чувства и творчество, но на самом деле воплощение важнее мозга», - говорит Икегами.
Он полагает, что, передавая состояние тела Alter 3 на его нейронные подсказки, ИИ может испытывать новые эмоции, основанные на его физическом существовании, и повышенную чувствительность к изменениям окружающей среды.
В произвольном концептуальном понимании эти «эмоции» могут быть чувствами, для которых у нас пока нет подходящего словаря, потому что роботы ИИ - не люди.
Икегами описывает эксперимент, призванный проверить телесное чувство «я» Alter 3:
«Если мы используем только текстовую память, Alter не может распознать свою собственную руку. Но когда мы связываем ее с проприоцептивными ощущениями и визуальными образами, Альтер почти всегда понимает свою руку».
Неужели мы наконец-то сделали это? Близится ли момент, когда искусственные существа выйдут за рамки механики и перейдут в сферу эмоций? Взломали ли мы «код души»? И, как предполагает Икегами, открыли ли мы потенциал для чувств, выходящих за рамки привычных нам до сих пор?
Скептики, такие как Эйч Пи Ньюквист, исполнительный директор The Relayer Group и автор книги «Создатели мозга: Genius, Ego & Greed In The Quest», считает, что заявления об эмоциях ИИ слишком раздуты. «ИИ не способен на эмоции. Физические данные, которые интерпретирует Alter 3, не приводят к способности испытывать эмоции. Он просто дает возможность лучше имитировать человеческую биологию, - добавляет он. По словам Ньюквиста, путь от этого до создания эмоций, самосознания или разума «очень, очень, очень долгий». Что касается возможности создавать новые эмоции или стимулировать новые эмоции у людей, Ньюквист говорит:
«Маловероятно, что после почти 6 миллионов лет эволюции мы еще не испытали эмоции, доступные нам через нашу нервную и сенсорную системы. Кроме того, было бы чрезвычайно трудно обнаружить новую эмоцию у машины, поскольку наша основа для сравнения - это наши собственные тела и разум».
«Роботы со временем станут лучше имитировать эмоции, похожие на человеческие, - говорит Майтрейи Вайрагкар, постдокторский исследователь в области трансляционной нейроинженерии из Калифорнийского университета в Дэвисе, который возглавил исследование, опубликованное в журнале IEEE Internet of Things Journalи посвященное тому, как люди воспринимают эмоции роботов. Исследование показало, что люди могут реагировать на эмоциональную мимику робота так же, как и на реальное человеческое лицо, выражающее эмоции. Но если ИИ может стать более искусным в проявлении эмоций - даже если они поддельные - приближаемся ли мы к тому моменту, когда они будут вызывать у нас совершенно новые эмоции?
Вайрагкар предупреждает, что достижение правильного баланса между эмоциональным реализмом и дизайном человекоподобных ИИ очень важно - в противном случае мы можем оказаться на территории эффекта «вульгарной долины».
Это чувство дискомфорта или жути, которое вы испытываете, когда робот выглядит почти, но не совсем, как вы? Когда вы собираетесь подойти к нему поближе, но потом замечаете его неестественные движения и выражения, и все это вдруг кажется вам леденящим, неприемлемым и отчужденным?
Это и есть феномен «долины жути» - термин, который придумал японский робототехник Масахиро Мори в 1970 году.
«Нам нужно больше исследований, чтобы определить атрибуты дизайна и функциональность социальных роботов, чтобы они могли быть эмоциональными и натуралистичными в своем взаимодействии, не вызывая тревоги», - говорит Вайрагкар.
Однако даже пока исследователи совершенствуют эти конструкции, остается философский вопрос: могут ли роботы вызывать у людей эмоции, которых мы никогда не испытывали раньше? Рави Вайдьянатан, доктор философии, профессор биомехатроники в Имперском колледже Лондона, который также участвовал в том же исследовании, что и Вайрагкар, осторожен.
«Роботы не чувствуют так, как чувствуют люди. Это другое определение. У них есть уровни реакции, которые могут развиваться и адаптироваться к людям, но я не уверен, что мы готовы сказать, что они что-то чувствуют», - говорит он.
Икегами придерживается другой точки зрения. Он считает, что ответ кроется в уникальной природе взаимодействия человека и робота.
«Если взаимодействие с роботом принципиально отличается от взаимодействия с человеком, то это может вызвать нечто совершенно новое», - говорит он.
Реакция зрителей по завершении «Страшной красоты» говорит об этом. Он мечтает о мире, где «...общество состоит не только из людей, но и включает андроидов». В таком мире, превратившемся в реальность, вопрос будет стоять не о том, как роботы впишутся в нашу жизнь, а о том, как они впишутся в наши эмоциональные миры.
Дорогой читатель, подписывайся на канал и жми на "колокольчик" чтобы не пропускать новые статьи!