"Венера с зеркалом" эстетически очень привлекательная картина. Красивая девушка с прекрасными формами: любой захотел бы такую для себя. Однако не всё так просто. Что же случалось с владельцами этой картины? Сейчас расскажу.
Художник Диего Веласкес
Диего Родригес де Сильва родился в 1599 году в Севилье. Он стал придворным художником короля Филиппа IV и по праву занял место среди самых влиятельных мастеров эпохи. Его работы привлекали внимание не только своим совершенством, но и необычной для того времени глубиной изображения человеческой души. Одно из самых известных его высказываний звучало так:
"Предпочитаю быть лучшим в изображении уродства, а не вторым в изображении красоты" — и это прекрасно отражает стиль его творчества.
Картина «Венера перед зеркалом» была написана во время его путешествия в Италию, где искусство изображения обнаженных тел было принято и поощрялось, в отличие от Испании, где такие изображения были под запретом из-за строгих законов инквизиции. Для художников того времени любая работа с обнаженными фигурами могла стать поводом для обвинений в ереси.
Тициан и Веласкес: зеркала, отражающие красоту
До Веласкеса в истории живописи уже существовала знаменитая картина Тициана, где Венера также смотрится в зеркало. Но! Она сидит лицом к зрителю, а её взгляд прямой, открытый. Венера, изображённая Веласкесом, словно отвернулась от нас. Она к нам спиной. Мы видим её не через взгляд, а через отражение в зеркале. Но вот что странно… лицо едва ли различимо в этом мутном зеркале.
В чем же суть? Мастера XVII века считали, что красота — это не что-то застывшее, а идея, образ, который каждый может представить по-своему. Поэтому Веласкес оставляет место для фантазии зрителя. Какая она, Венера? Мы не знаем. И, вероятно, это было для того, чтобы каждый из нас мог увидеть свою идеальную женщину, свой идеал красоты.
Кто же скрывается за Венерой?
Есть две основные версии. Одна из них предполагает, что Веласкес изображает фаворитку маркиза Гаспара де Эличе дель Карпио - танцовщицу Анну Дамину. У неё были настолько яркие черты, что художник решил скрыть их в зеркале. Лицо размазано, его почти не видно. За этим может скрываться стремление сохранить тайну, невидимую для посторонних.
А другая версия - более романтичная. Говорят, что моделью могла быть известная итальянская художница Фламиния Тривио, с которой у Веласкеса были близкие отношения в Италии. Это вызвало бурю слухов… и даже утверждения, что от их совместной работы родился ребёнок! Но, кто знает, правда ли это?
Проклятая картина: от владельца к владельцу
После того как картина была написана, она перешла в коллекцию маркиза Гаспара де Эличе дель Карпио. Потом её унаследовала его внучка, герцогиня Каэтана Альба, знаменитая своими великолепными портретами. Эти произведения привлекли внимание другого великого художника - Франсиско Гойи. Именно она, Каэтана Альба, стала вдохновением для его знаменитой картины «Маха обнаженная» и "Маха одетая".
Судьба «Венеры» сложилась странно. После того как герцогиня Альба продала её, картина переходила от одного владельца к другому. И каждый раз… с владельцами происходили странные события. После того как картину купил Мануэль Годой, фаворит испанской королевы, он столкнулся с финансовыми проблемами. Всё пошло наперекосяк. Он вынужден был бежать из Испании во время войны с Наполеоном.
А потом были и другие владельцы, которые… ну, что тут скажешь, разорялись. Проклятие? Несомненно.
Вандализм и протест: что произошло в 1914 году?
В начале XX века «Венера перед зеркалом» оказалась в Лондонской национальной галерее, где стала настоящей сенсацией. Но кто бы мог подумать, что эта картина привлечёт не только любителей искусства.
Мэри Ричардсон, суфражистка и активистка, в марте 1914 года совершила акт вандализма. Она подошла к картине с тесаком и нанесла холсту семь порезов. Причина?
"Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории" — сказала Ричардсон.
Это был способ девушки выразить протест. Сильный, да? Её действия не оставили равнодушными никого. Она считала, что борьба за права женщин должна быть выражена даже через такие радикальные методы.
Девушку посадили, а картину удалось спасти. Так вандализм стал частью истории картины, а не концом.
Удивительно, как картина, которая могла бы быть просто красивым изображением, стала тем, что дает возможность каждому создать свой собственный идеал красоты. Зритель сам решает, какая она - идеальная женщина. Сильная, слабая? Уверенная или загадочная? У каждого из нас свой взгляд на этот образ.
Хотели бы себе картину, зная, что прошлые владельцы разорились?
Спасибо за внимание! Лайк и подписка помогут продвижению канала.