Я в сотый раз поправила выбившуюся прядь волос, глядя в зеркало лифта. Губы сами собой сложились в нервную улыбку. Ну что ты как первоклассница, Марин? Подумаешь, совещание по квартальным показателям... Всего лишь очередной шанс доказать, что я готова к повышению.
Массивные двери разъехались, выпуская меня в просторный холл восемнадцатого этажа. Каблуки утонули в ковролине — дорогом, как и всё в этом офисе. Три года назад, когда я впервые пришла сюда на собеседование, этот шик пугал. Теперь же я чувствовала себя своей. Заслужила.
«Доброе утро, Мариночка Сергеевна!» — Катя, молоденькая секретарша, приветливо махнула рукой. «Вам кофе?»
«Спасибо, дорогая, попозже», — я улыбнулась в ответ. Девчонка хорошая, старательная. Напоминает меня в начале карьеры.
Не успела я включить компьютер, как запищал внутренний телефон. «Марина Сергеевна, зайдите ко мне», — голос директора звучал как всегда сухо.
Сердце ёкнуло. Может, решение по моему заявлению уже принято? Три месяца назад, когда Михаил Степанович объявил об уходе на пенсию, я первая подала заявку на должность руководителя отдела продаж.
«Да вы присаживайтесь, Марина Сергеевна», — Андрей Петрович, наш big boss, небрежно махнул рукой в сторону кресла, не отрывая взгляда от бумаг. Я присела на краешек, чувствуя, как предательски подрагивают колени.
Наконец он поднял глаза. Холодные, оценивающие. «Я изучил ваше заявление. И ваши показатели тоже».
Повисла пауза. Длинная, тягучая, как смола.
«К сожалению, должен вам отказать», — он откинулся в кресле. «В нашей компании никогда не было женщин-руководителей. Думаю, не стоит эту традицию нарушать».
Воздух будто выкачали из комнаты. Я судорожно вдохнула.
«Простите, но... чем обосновано такое решение? Мои показатели лучшие в отделе. Я знаю каждого клиента, все процессы. Команда меня уважает...»
«Показатели, показатели...» — он поморщился. «Да, цифры хорошие, не спорю. Но руководитель — это другое. Нужна твёрдая рука, авторитет. Мужской коллектив не будет воспринимать женщину-босса. Вы уж поймите. Вековые патриархальные устои», — сказал он с ехидной улыбкой.
«Но половина нашего отдела — женщины!» — мой голос предательски дрогнул.
«Вот именно», — он усмехнулся, будто я сама подтвердила его правоту. «Женщины инстинктивно привыкли слушаться мужчин. Других женщин они будут саботировать. К тому же, слишком много эмоций, всякие там декреты, больничные с детьми... Нет, нам нужен серьёзный руководитель. Мужчина».
Вот это да! За столько лет работы я и не подозревала какая мизогиния и махровый патриархат царят в головах высшего руководства.
Я вышла из кабинета на ватных ногах. В ушах шумело. «Мариночка, вам нехорошо?» — донёсся откуда-то голос Кати.
«Всё... всё в порядке».
К обеду новость уже разлетелась по офису: новым руководителем отдела назначили Павла из соседнего подразделения. Того самого Павла, который вечно заваливал сроки и чьи проекты мне приходилось не раз спасать. Зато начальником стал мужчина — все как мечтал босс!
****
«Нет, ты представляешь?» — я яростно размешивала сахар в остывшем кофе. Любимое кафе на первом этаже бизнес-центра в этот вечер казалось особенно уютным. — «Павел! Который в прошлом месяце чуть не потерял контракт с “Мегастроем”!»
Лена, моя подруга ещё со студенческих времён, сочувственно кивала. «А помнишь, как он презентацию для совета директоров завалил? Если бы не ты...»
«Если бы не я, его бы уже давно уволили!» — чашка звякнула о блюдце. — «Знаешь, что самое обидное? Я же всё это время верила, что если вкалывать как проклятая...»
«То тебя оценят по заслугам?» — Лена горько усмехнулась. — «Добро пожаловать в реальный мир, дорогая. Мой тебе совет — ищи другую работу. С адекватным и современным начальством. Что это за каменный век? “Женщина не может быть руководителем”», — с гримасой передразнивала подруга.
«Легко сказать...»
Но судьба, похоже, решила преподнести ещё один сюрприз. На следующий день в офис заглянула Светлана Михайловна — наша главная клиентка, владелица сети магазинов.
«Мариночка, солнышко, у меня к тебе разговор есть», — она заговорщически подмигнула. — «Найдётся минутка?»
Мы устроились в переговорной. Светлана Михайловна достала из дорогой сумочки визитку. «Я слышала про это... недоразумение с повышением. И знаешь, что я тебе скажу? Этот ваш Андрей Петрович — дурак (если не сказать грубее)».
Я поперхнулась водой. А она продолжила: «У меня есть подруга, открывает новый бизнес. Ей нужен толковый управляющий. Женщина. Потому что только женщина может понять специфику её бизнеса».
Сердце забилось чаще. «А что за бизнес?»
«Сеть спа-салонов премиум-класса. Зарплата в два раза выше твоей нынешней».
Я уже открыла рот, чтобы согласиться, но тут в переговорную ворвался Павел.
«Марина! Почему ты не предупредила меня о встрече с клиентом? Я теперь руководитель, все переговоры должны идти через меня!»
Светлана Михайловна смерила его ледяным взглядом: «Молодой человек, я пришла к Марине как к старой подруге. Личный разговор».
«Не существует личных разговоров в рабочее время! Марина, зайди ко мне после обеда».
Вечером я сидела в его кабинете — бывшем кабинете Михаила Степановича — и слушала лекцию о субординации. А в сумочке жгла руку визитка от Светланы Михайловны. Так и хотелось послать этого заносчивого сноба прямо сейчас.
«И ещё», — Павел победно улыбнулся, — «с понедельника ты переходишь на другой проект. Попроще».
«Что значит попроще? У меня контракты в работе, клиенты...»
«Я уже передал твоих клиентов Сергею. Мужчина внушает больше доверия, знаешь ли».
Опять двадцать пять… Начальник сменился, а вектор на принижение женщин остался.
Я почувствовала, как к горлу подступает ком. «Значит, решил от меня избавиться?»
«Ну что ты, Мариночка», — он произнёс моё имя с издёвкой. — «Просто расставляю людей по местам. Каждому своё, понимаешь?»
Вечером я долго не могла уснуть. Перед глазами мелькали цифры: ипотека, кредит за машину, платёж за мамину операцию... Телефон тихо звякнул — сообщение от Светланы Михайловны: «Подумай о моём предложении. Ты достойна большего».
****
Утром я приняла решение. Зашла в кабинет Павла и положила на стол заявление об уходе.
«Что, сдаёшься?» — он даже не пытался скрыть торжествующую улыбку.
«Нет, Паша. Ухожу на повышение. В компанию, где ценят профессионализм, а не наличие определённых хромосом».
Его лицо вытянулось: «Блефуешь!»
«Увидимся через две недели, когда приду забирать свою трудовую. Все дела я передам», — я развернулась и вышла, чувствуя, как расправляются плечи.
Но судьба готовила новый поворот. Вечером позвонила Светлана Михайловна: «Милая, у нас проблемы. Подруга не сможет открыть бизнес. Видела, что творится с ключевой ставкой? Кредиты стали выдавать под драконовские условия! Так что открытие придется отложить…»
Земля ушла из-под ног. Две недели я провела как в тумане, передавая дела и рассылая резюме. Павел наслаждался моментом, назначая бесконечные встречи и требуя всё новые отчёты.
«А может, останешься?» — спросил он за день до моего ухода. — «Я бы мог походатайствовать о прибавке к зарплате».
«Нет, спасибо», — я улыбнулась. — «Знаешь, есть такая поговорка: когда Бог закрывает дверь, он открывает окно».
В последний рабочий день я зашла попрощаться к Андрею Петровичу.
«Жаль терять такого специалиста», — вздохнул он. — «Но вы же понимаете... Традиции, устои...»
«Понимаю. И вы поймёте. Когда-нибудь».
Сложно понять, был ли он искренним или просто напоследок решил «явить миру свое благородство».
Выйдя из офиса, я включила телефон. Три пропущенных от неизвестного номера и сообщение: «Марина, это Игорь Владимирович, председатель совета директоров. Нам нужно встретиться».
Оказалось, Светлана Михайловна не просто так была нашей главной клиенткой. Она входила в совет директоров холдинга и внимательно следила за ситуацией в компании.
«Понимаете, Марина», — Игорь Владимирович смотрел устало, — «мы давно наблюдаем за падением показателей. Андрей Петрович... скажем так, застрял в прошлом веке. Нам нужны современные подходы, свежий взгляд. И главное — профессионализм».
«К чему вы клоните?»
«Мы реструктуризируем компанию. Открываем новое направление — работа с премиальным сегментом. И нам нужен директор. Человек, который знает всю кухню изнутри, умеет работать с крупными клиентами...»
Через месяц я входила в новый офис в соседнем бизнес-центре. На двери красовалась табличка «Директор департамента премиальных проектов». Моя команда — молодая, амбициозная, и главное — разная. Мужчины, женщины, опытные спецы и вчерашние студенты.
А ещё через полгода я случайно встретила Павла в кафе. Он сидел над чашкой остывшего кофе, листая вакансии на телефоне.
«Представляешь», — горько усмехнулся он, — «потерял трёх ключевых клиентов. Big boss рвёт и мечет...»
«Знаешь», — я присела за его столик, — «у меня есть вакансия менеджера. Не руководящая должность, но...»
«Под началом женщины?» — он нервно рассмеялся. — «Нет, спасибо».
«Как знаешь. Но если передумаешь — моё предложение в силе. У нас ценят профессионалов. Вне зависимости от пола».
Выходя из кафе, я улыбнулась своему отражению в витрине. Женщина-руководитель? Да. И я чертовски хорошо справляюсь со своей работой.
В конце концов, неважно, кто сидит в кресле руководителя — важно, как этот человек умеет принимать решения. И может ли быть человеком.
Но, возможно, я ещё много раз пожалею о том, что предложила Павлу работу. Как знать…
🎀Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить выход новых историй и рассказов.