Градостроительный симулятор немного вторичен по отношению к Anno, но не настолько, чтобы оказаться неинтересной игрой
Признаюсь честно – когда я впервые увидел трейлер «Поклоняющихся Ктулху», то вся эта концепция градостроительного симулятора про культистов мне показалась интересной и сомнительной одновременно. Было опасение, что весь этот сеттинг в реальности окажется не более чем «скином» для давно знакомых механик.
Отчасти, возможно, так и получилось, но… мне реализация данной идеи в целом понравилась. Да, технически это Anno, однако и история с поклонением Ктулху встроена в геймплей довольно органично. Хотя без перегибов, конечно, не обошлось и очень часто игра воспринимается как какой-то мем.
Уточню, что Worshippers of Cthulhu в данный момент находится в раннем доступе, и по факту там доступны всего несколько миссий (хотя и очень больших). Поэтому со временем в проекте многое может измениться.
Остров поклонения
Сначала постараюсь кратко описать, что вообще такое Worshippers of Cthulhu. Если вы любитель творчества Говарда Лавкрафта (а я любитель), то для вас в целом не станут сюрпризом все эти причудливые персонажи вроде Ктулху и Ньярлатотепа. Если нет… то вряд ли что-то поймете. Однако играть вам это не помешает, главное, чтобы понравился мистический сеттинг игры.
Итак, мы играем за верховного жреца, возглавляющего группы колонистов, которые попадают в неведомые части океана и обнаруживают там места поклонения Ктулху: древнего, прибывшего из космоса существа, которое в данный момент покоится во сне в глубинах. Однако даже его сны способны чрезвычайно сильно воздействовать на людей. Вокруг этих видений и формируется наш культ.
Собственно, сверхзадача очевидна – пробудить Ктулху и встать на новый виток развития человечества. По крайней мере, так себе это воображают адепты нашей религии. Но… расслабьтесь – в раннем доступе пробудить осьминога-переростка вам никто не даст. И цели у нас будут стоять совсем другие.
Чтобы сразу расставить все точки над Р'льехом, скажу, что с визуальной точки зрения все в целом удалось. Сеттинг не выглядит халтурно, видно внимание к деталям, да и атмосфера охваченных безумием морей тоже получилась.
Кровь и томатная паста
В начале я сказал, что из градсимов игра геймплейно ближе всего к Anno. Сейчас поясню, что я имею ввиду. Как и в Anno, основная суть геймплея Worshippers of Cthulhu заключается в выстраивании производственных цепочек и удовлетворении потребностей жителей. И в этом в общем-то кроется мемная суть игры, с которой вы обязательно столкнетесь.
Представьте, что ваша задача – пробудить древнее космическое божество. Терпение Ктулху не безгранично, и его прислужники-глашатаи недвусмысленно нам намекают, что мы не первые, кто пытался встретиться с богом, и многие уже потерпели неудачу. Так вот, чтобы поддерживать шкалу терпения нам нужно выполнять задания темных шпилей, разбросанных по островам. И, если к заданиям вроде «принесите в жертву столько-то жителей такого-то уровня» вопросов в целом нет (только морально этические, но об этом позже). То к заданиям «произведите энное количество томатной пасты» - возникают.
В Anno удовлетворение потребностей жителей воспринималось нормально, поскольку, по сути, мы имели дело с этакими зажравшимися европейцами. А в Worshippers of Cthulhu у нас культисты – получается, что тоже зажравшиеся.
Конечно, доля логики в этом есть. Дескать, если не дать жителю деревянный истукан и оккультную книжку, то как он сможет возвыситься и «просветлиться»? А возвышение – важная геймплейная механика игры.
Симулятор кадровика
По своей сути игра проста. При планировании нового жилого района обязательно предусмотрите место под храм и «исправительное учреждение». Чтобы они своей аурой накрывали как можно больше домиков. Добавим к этому несколько простых в производстве ресурсов, вроде кукурузной каши и мантий – и все, жители этих домов готовы к повышению уровня. На следующем левеле им уже потребуется кукурузное пиво и стейки. А на третьем – вообще вагон и маленькая тележка всяких роскошеств.
Причем в зданиях разных уровней могут работать лишь люди определенного уровня, что изрядно осложняет прогрессию. Есть у «Культистов Ктулху» одна особенность, которая может немного «задушить» игрока, который не слишком любит микроконтроль.
Дело в том, что время от времени к нам прибывают новые колонисты. Но это не абстрактные «работники на все руки». То есть вы, конечно, можете отправить каменщика доить коров, и он в целом будет справляться, но мастером своего дела не станет, и большого вклада в экономику от него не ждите. И, конечно, ты все равно стараешься распихивать мастеров именно по тем производственным зданиям, для которых они предназначены.
А «душка» связана с тем, что делать это вам приходится каждый раз, когда прибывают колонисты. Добавьте к этому то, что новоприбывшие расселяются только в новые домики и станет понятно, что дополнительно встает вопрос менеджмента жилищ на разных островах (а их у вас в распоряжении может быть шесть, к примеру). Плюс уровень работников еще нужно повышать, и немного нелогично, что мастер по томатной пасте без такой прокачки просто не сможет работать по своему призванию. Не говоря о том, что периодически некоторое количество жителей придется приносить в жертву, так что нужно держать в голове, есть ли у вас необходимый «резерв» (но об этом в следующем пункте).
Что касается военных действий, то они в игре совсем простые. На алтаре призыва мы можем «выращивать» из своих людей гигантских морских монстров. Они в свою очередь могут передвигаться по морю, а значит, и захватывать для нас новые острова. Один монстр больно бьет издалека, но обладает малым хп, другой – «танк», но с ближней атакой. Однако и тот и другой через некоторое количество игрового времени испаряются.
Искусство требует жертв
И вкратце о самой неоднозначной и необычной черте игры – ее «оккультной» составляющей. Да, здесь придется приносить много людских жертв. Для разных целей.
Во-первых, посреди острова у нас есть огромный алтарь Ктулху, где за определенные дары можно получить очки благословения. Это такая внутренняя валюта, на которую мы покупаем чертежи новых зданий, строим новые и т.д. Рано или поздно она заканчивается, что приходится опять бежать к жертвеннику.
Также за жертвы можно «купить» немного терпения Ктулху, если оно вдруг совсем истекает. Либо спровадить культистов на алтарь призыва и превратить их в морского монстра. Или устроить массовое сожжение для получения особенно щедрых поблажек от бога.
А еще в Worshippers of Cthulhu на коже своих подопечных можно вырезать разные символы, чтобы изменить их профессиональные качества. Даже есть целая книга с рисунками. В общем, как вы поняли, развлечения в игре те еще (и автор их, разумеется, не одобряет).
В остальном же игра уже в раннем доступе является довольно затягивающим градостроительным симулятором с нехитрыми целями, но не самыми простыми способами их достижения. Ублажаем наших культистов, чтобы они генерировали все больше веры (она здесь вместо золота), постоянно переходим с одного технологического витка на другой, а параллельно выполняем цели миссии, периодически посматривая на убывающее терпение короля тентаклей.
А что вы думаете про Worshippers of Cthulhu? Поделитесь мнением в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!