Найти в Дзене

Claire Kohda, Woman, Eating (2022) / Клэр Кода, "Женщина, голод" (2024)

Русский перевод: есть Я с неожиданным для себя удовольствием прочитала дебютный роман Клэр Кода Woman, Eating. Обычно я довольно ровно дышу к историям о вампирах, но у Кода получился очень удачный текст, продолжающий сразу несколько литературных традиций - и не только имеющих отношение к вампирским текстам, но и те, что отсылают к современной литературе в целом. Девушка чуть за двадцать, занимающаяся искусством, переживает потерю матери, первую относительно неудачную влюбленность и болезненную сепарацию, взрослеет и начинает лучше понимать себя.... Книга Кода накладывает на эту вполне повседневную канву слой городского фэнтези в виде вампиризма. Главная героиня книги Лидия - молодая жительница Лондона, наполовину японка и на четверть малайзийка. Она и ее мать Джули - вампирши, только Джули уже несколько сотен лет, а Лидии всего двадцать три. А еще мать яростно ненавидит вампиризм в себе и дочери и пытается любой ценой вытравить его из них обеих как демоническое начало... Здесь нужно

Русский перевод: есть

Я с неожиданным для себя удовольствием прочитала дебютный роман Клэр Кода Woman, Eating. Обычно я довольно ровно дышу к историям о вампирах, но у Кода получился очень удачный текст, продолжающий сразу несколько литературных традиций - и не только имеющих отношение к вампирским текстам, но и те, что отсылают к современной литературе в целом.

Оригинальная обложка романа.
Оригинальная обложка романа.

Девушка чуть за двадцать, занимающаяся искусством, переживает потерю матери, первую относительно неудачную влюбленность и болезненную сепарацию, взрослеет и начинает лучше понимать себя.... Книга Кода накладывает на эту вполне повседневную канву слой городского фэнтези в виде вампиризма. Главная героиня книги Лидия - молодая жительница Лондона, наполовину японка и на четверть малайзийка. Она и ее мать Джули - вампирши, только Джули уже несколько сотен лет, а Лидии всего двадцать три. А еще мать яростно ненавидит вампиризм в себе и дочери и пытается любой ценой вытравить его из них обеих как демоническое начало...

Здесь нужно вернуться к тому, как я вообще обратила внимание на эту книгу - удивительно, но мне принес ее пинтерест. Я увидела на обложке блестящую рекомендацию от Рут Озеки, только что выигравшей Women's Prize for Fiction, в очередной раз пристыдила себя, что до сих пор не начала читать Озеки... и начала читать Кода. Название Woman, Eating сразу же напомнило мне не только традицию называния портретов, но и дебютный роман Маргарет Этвуд An Edible Woman, который я очень люблю. Тема еды важна для литературы феминистической традиции (вы удивитесь, но я даже целую статью об этом написала - не только об Этвуд, но еще и о The Bell Jar). И понятное дело, что голод, испытываемый Лидией - не только буквальный для мира романа голод вампира, жаждущего крови, но и жестокий голод человека, которому ничего нельзя и который хочет жить. Лидия выросла среди запретов и ограничений матери, не позволявшей иметь друзей или привязываться к другим людям. Их взаимоотношения напомнили мне другой классический хоррор-текст о взрослении - "Кэрри". Джули точно так же видит в вампиризме только демоническое начало - и хотя она сама превратила маленькую дочь в вампиршу, пытаясь спасти ее от смерти, хочется спросить, для чего ребенку жизнь, состоящая исключительно из стыда и самобичевания. С этим трудным багажом Лидия и отправляется в самостоятельное плавание.

У Кода получился удивительно органичный сплав жанров, где подсветились сильные стороны каждого из них. По ходу чтения я опасалась, что история уйдет в более традиционную (и нередко банальную) борьбу со внешним монстром, но здесь он оказывается скорее второстепенным - меня очень порадовало, что писательница сохранила четкий фокус на героине и ее опыте, вышло проще и гораздо эффективнее. Кроме того, это был редкий случай, когда меня не покоробило от референсов к славянской культуре и Бабе Яге в частности, потому что Кода явно сделала необходимую домашку. Наконец, здесь есть предсказуемо трагическая (но не в том смысле, в котором вы могли подумать) и трогательная история первой любви. Очень рекомендую, если вам хочется кровавой книги о жажде жить полной жизнью.