Показываю пошаговый алгоритм создания названий под регистрацию товарного знака, по которому я работаю. Эта статья поможет ответить на вопросы: почему только 5-10 вариантов и почему такие сроки?
Она также будет полезна тем, кто самостоятельно хочет придумать название для своего бизнеса или проекта. Знаю, что они меня читают.
Для вас рецепт простой: взять алгоритм и обязательно применить.
📌 Часть 1. Подготовительная
Шаг 1. Договор, брифинг и техническое задание ⠀
Мы с вами встречаемся на интервью онлайн.
Я задаю много вопросов, вы подробно отвечаете. ⠀
Ведь для того того, чтобы придумать название, которое будет решать задачи вашего бизнеса, которое будет нравиться вам и вашим клиентам, которое можно будет зарегистрировать как товарный знак, мне понадобится много информации. ⠀
Далее на основе ваших ответов я оформляю техническое задание – приложение к договору, в котором кроме ваших ответов из интервью, прописываю все юридические моменты: порядок работ, сроки, стоимость, количество вариантов и т.д. ⠀
📌 Часть 2. Маркетинговая
Честно, я не очень люблю этот этап. Но без него не обойтись, потому что при разработке названия я буду опираться на собранную во время него информацию. Ведь название должно будет соответствовать цели и стратегии вашего бизнеса. ⠀
Поэтому на предыдущем этапе я задаю много вопросов вам, а на этом этапе – много вопросов поисковой системе.
Шаг 2. Знакомлюсь с продуктом, услугой, вашей компанией
Я анализирую всё, что вы рассказали мне: о вашей компании, о будущем бренде, о ваших услугах или продукции.
Чтобы увидеть полную картину, я иду в интернет и собираю информацию о нише, сфере бизнеса, о том, из каких компонентов состоят продукты или услуги и т.д.
Это нужно для того, чтобы посмотреть на компанию со стороны, а не только через призму взгляда собственника.
Шаг 3. Анализирую рынок
Изучаю рынок, на котором вы планируете работать: текущую ситуацию, тренды, ценообразование, ключевых игроков.
Это делается для того, чтобы понять тенденции рыночного сегмента, почувствовать место будущего бренда в этом мире.
Шаг 4. Анализирую ваших ключевых конкурентов
Во время анализа рынка я уже изучила ключевых игроков.
А на этом этапе я анализирую ваших основных конкурентов. Изучаю их названия, ценовую политику, позиционирование.
Смотрю какие в вашей сфере есть клише в нейминге, какие названия преобладают, а какие «вываливаются» из общей тенденции.
Думаю, как это можно использовать с выгодой для вас.
Шаг 5. Анализирую ключевых клиентов
Безусловно, у вашего будущего бренда есть несколько сегментов покупателей, и я познакомлюсь с каждым.
Но основной упор я сделаю на изучение ядра целевой аудитории. Ведь именно эти люди понесут основную прибыль в вашу компанию.
И я буду разрабатывать название, которое должно понравиться, в первую очередь, им. Название, которое заденет струны их души и будет перекликаться с их ценностями.
Всю информацию по рынку, конкурентам, клиентам я собираю в ментальную карту, с которой буду сверяться в процессе разработки.
📌 Часть 3. Собирательно-креативная
Шаг 6. Создаю семантическое поле
Я выписываю все ассоциации, вспоминаю или ищу известные места, явления, события, людей, устойчивые выражения, связанные с вашей сферой деятельности.
Формирую большое поле слов и их сочетаний, из которых затем будут рождаться наименования.
Во время этого процесса иногда приходят неплохие варианты, которые можно будет отправить в предварительный список (лонг-лист) для последующей проверки.
Но это, скорее, исключение, чем правило, потому что пока мы находимся на этапе первичных ассоциаций. В них нет ничего плохого, просто они практически все уже зарегистрированы.
А нам с вами нужно найти такое название, которое станет вашим товарным знаком 😉
Шаг 7. Генерирую много разных названий
На этом этапе разрабатывается-сочиняется большое количество вариантов. После каждого проекта у меня остаётся толстенькая пачка исписанных листов.
Конечно, далеко не все названия получаются ладненькими и такими, чтобы их можно было показать клиентам.
Некоторые получаются очень странными. Сижу, смотрю на них и ржу. Примерно так выглядит бредогенерация – серьёзная тётенька каламбурит сама с собой и ухахатывается.
Кот в шоке. Соседи тоже 😄
Но, скажу я вам: каждый вариант ценен, ведь из него внезапно может получиться нечто интересное. Если не название, то пост, над которым можем посмеяться вместе.
Обычно во время генерации у меня рождается 200-300 вариантов названий для каждого проекта. Иногда и больше.
Шаг 8. Отбираю названия для лонг-листа
Ну, вот и добрались до первого списка.
В него я вношу те рабочие варианты, которые прошли фильтры на соответствие задаче, краткость, благозвучность, запоминаемость, и которые имеет смысл проверять.
Отсеиваю названия довольно жёстко, в список попадает одно из 10.
Обычная длина лонг-листа – 20-40 вариантов.
📌 Часть 4. Проверочная
Проверка – это и победы, и разочарования.
Неймеру без опыта она может подрезать крылышки или даже ввергнуть в пучину отчаяния.
Но это же не про нас с вами, верно? 😉 ⠀
Да, бывает, что придумаешь что-то «вау!», крадёшься тихонечко в поисковик, чтобы никто (не дай бог) твоё гениальное слово не увидел, а там это «вау!» уже есть...
Вот так и приходит осознание, что не ты одна такая трудишься, новые слова придумываешь или старые на свет божий вытаскиваешь. Братья и сёстры по профессии тоже не дремлют.
Утрёшь скупую неймерскую слезу и идёшь дальше творить и проверять, творить и проверять.
Итак, продолжаем:
Шаг 8. Отбираю названия для лонг-листа
Каждое название из лонг-листа я прогоняю через 2 поисковых системы – Яндекс и Гугл. ⠀
И вот тут отсеивается бóльшая часть гениальных вариантов, которые, к сожалению, уже кто-то успел придумать до меня (я именно об этом выше поныла). ⠀
А оставшиеся проходят на следующий этап отбора.
Шаг 10. Проверяю на уникальность по базе налоговой
На этом этапе каждое название проходит проверку на чистоту в ЕГРЮЛ в вашей сфере деятельности. Проверка не обязательная, ведь ФНС спокойно регистрирует компании-тёзки.
Но не всё так просто! ⠀
В статье 1474 Гражданского кодекса РФ говорится об исключительном праве на фирменное наименование. И оно есть только у того, кто первым зарегистрировал юрлицо.
Так что, если название уже есть в базе налоговой по тому же виду деятельности (основному ОКВЭД), что и у вас, я его отсеиваю.
Конечно, есть исключения: если вам нужно название не для юрлица, эта проверка не обязательная.
Но если планируете регистрировать товарный знак, то – желательная.
Шаг 11. Проверяю на возможность регистрации товарного знака
Перед тем, как отдать названия на платную проверку в патентное бюро, я проверяю их на возможность регистрации товарного знака в нужных классах МКТУ.
Да, эта проверка не совсем корректна, т.к. проводится в открытых бесплатных источниках. Но она даёт возможность понять, есть ли шансы у названия стать товарным знаком.
Если нахожу такие же или похожие варианты, я исключаю его из списка.
📌 Часть 5. Профессионально-проверочная
Если вы собираетесь регистрировать товарный знак, понадобится проверка от профессионала.
Это специально обученный человек: патентный поверенный или юрист по интеллектуальной собственности.
Именно он знает все нюансы и сможет оценить – понравится ли ваш кандидат на звание товарного знака чиновникам Роспатента.
Шаг 12. Формирую шорт-лист
После серьёзного отбора на предыдущих этапах я составляю список из 10-15 самых стойких кандидатов, который отправляю в патентное бюро для дальнейшей платной проверки в Роспатенте.
Несмотря на то, что я отдаю на экспертизу уже достаточно патентопригодные варианты, я волнуюсь.
А вдруг у каких-то названий найдётся то, что может свести на нет пару-тройку недель труда: схожесть до степени смешения с другими товарными знаками.
Особенно жаль, если эта неприятность обнаружится у моих любимых вариантов (да-да, во время работы у меня всегда появляются любимчики).
Шаг 13. Экспресс-проверка названий патентным поверенным
Реальность такова, что примерно половина названий не проходит жёсткий фильтр ФИПС на схожесть до степени смешения.
Для успешно прошедших проверку вариантов патентный поверенный даёт своё экспертное заключение о возможности регистрации товарного знака.
И именно они будут презентованы заказчику.
Проверка в базе Роспатента и написание заключения занимает 3-5 рабочих дней.
P.S. После получения результатов этого этапа мы с вами назначаем дату презентации названий.
📌 Часть 6. Снаряжательная
Эта часть про подготовку вариантов к первому в их жизни мероприятию – презентацию заказчику.
Каждый творческий человек хочет, чтобы его работу приняли сразу же.
И я тоже 😉
Ведь в процессе разработки (а он длится 2-3 недели) каждое название пропускаешь через свой мозг, сердце и душу. И начинаешь любить их все без исключения.
Безусловно, они получаются разными:
- например, одно – очень умное,
- другое – с нужным бренду характером,
- третье – идеально красивое (и я уже даже «вижу» его прекрасный наряд-логотип),
- четвёртое – коммуникабельное и точно найдёт общий язык с целевой аудиторией,
- а пятое – очень необычное, но обладает такой харизмой, что у него есть все шансы победить в предвыборной гонке. ⠀
И каждое нужно достойно подготовить к финальному показу ⤵️ ⠀
Шаг 14. Подбираю домены для названий
Для каждого варианта подбираю домен в той зоне, которая интересна вам. И дополнительно – в тех зонах, которые могут быть потенциально интересны.
Я делаю это для того, чтобы
• во-первых, у вас был выбор,
• во-вторых, чтобы при желании вы могли зарегистрировать несколько доменов и сделать перенаправления с них на основной сайт. ⠀
Есть ещё и в-третьих (правда, не очень приятное) – иногда после проверки домены «уводят» киберсквоттеры. ⠀
Поэтому всегда делаю подбор доменных имён с запасом. ⠀
Шаг 15. Провожу фоносемантический анализ названий
Этот вид лингвистического анализа полезен тем, что помогает понять – как новое и незнакомое название воспринимается на подсознательном уровне. ⠀
Фоносемантический анализ нужен только для неологизмов и иностранных слов.
Но так как неологизмов в названиях становится всё больше (потому что их проще зарегистрировать как товарный знак), то и этот анализ делаю всё чаще.
Шаг 16. Создаю описания-легенды ⠀
На этом этапе я рассказываю текстом про каждый вариант. ⠀
О том, какие смыслы закладывались, какие языки использовались или в результате соединения каких слов родилось это название. ⠀
Случается, что в процессе описания рождается легенда бренда, которую затем можно использовать в стратегии продвижения. ⠀
Ещё могут родиться дескриптор или слоган.
Но это не точно.
Поэтому их я не обещаю 😉 ⠀ ⠀
Шаг 17. Верстаю презентацию для клиентов
Теперь осталось всю информацию собрать в привлекательный pdf-файл, чтобы названия были достойно представлены своему будущему владельцу. ⠀
В презентации коротко напоминаю о характеристиках целевой аудитории, характере бренда и требованиях к названию. ⠀
Каждый вариант оформляю: описание, доменные имена, фоносемантический анализ, информация о проверке в ЕГРЮЛ. ⠀
К презентации прикладываю файл с экспертной оценкой названий от патентных поверенных. ⠀
📌 Часть 7. Финальная
Шаг 18. Представляю варианты названий заказчику⠀
Наконец-то, спустя 3-5 недель и 17 непростых этапов, в процессе которых отсеялось 98% потенциальных кандидатов на звание бренда, мы с вами встречаемся.
Обычно, встреча занимает 30-60 минут.
Я презентую варианты, вы слушаете, задаёте вопросы. ⠀
После встречи я отправляю вам все материалы, необходимые для принятия решения. ⠀
Шаг 19. Выбор лучшего названия для вашего бизнеса
Многие клиенты говорят, что для них это самый сложный этап. ⠀
Даже сложнее ожидания. ⠀
Выбрать одно-единственное из 5-10 тщательно отобранных – это не просто. ⠀
Поэтому иногда покупают 2.
И даже 3. ⠀
И это очень предусмотрительно, потому что у некоторых предпринимателей в планах есть ещё два или три проекта. И варианты названий можно использовать для них. ⠀
Шаг 20. Передаю права на выбранный вариант
Итак, вариант выбран. ⠀
Я составляю соглашение о передаче прав на него, которое мы с вами подписываем с обеих сторон. ⠀
Поздравляю! 🎉 ⠀
Название теперь ваше, и его желательно зарегистрировать как товарный знак.
P.S. Если вы выбрали несколько названий для покупки, соглашение о передаче прав составляется для каждого.
***
Вы прочитали краткое изложение жизни неймера, обработанное и дополненное.
В семи томах частях.
***
Оксана Розова. Неймер-профи, бренд-копирайтер.
Больше 13 лет разрабатываю названия и слоганы для брендов.
Веду Телеграм-канал, где рассказываю про нейминг простыми словами.
Там вы узнаете:
- Почему нейминг – это не про название.
- За что на самом деле платят неймеру.
- Чему удивляются мои клиенты на презентации названий.
#нейминг
#алгоритм_нейминга
#разработка_названия
#нейминг_с_иголочки
#товарный_знак