Обучающая личная терапия – направление поддержки помогающих практиков ( психологов, врачей, адвокатов, преподавателей и пр.),тех, кто более других подвержен риску эмоционального выгорания.
Обучающая личная терапия -это комплексный психотерапевтический процесс, в котором профессионалы, которые связаны с оказанием помощи другим людям, глубоко исследуют себя.
Представлю несколько упражнений из арт-терапии и символдрамы для группы, которые могут обогатить практический инструментарий обучающего личного терапевта.
Можно применять и в индивидуальном формате.
Так как в основной массе в ОЛТ больше все-таки психологов, то первое упражнение ориентировано на них. Можно изменить для любой профессии.
- Упражнения: «Портрет идеального психолога» и «Портрет психолога, который вам не нравится. (тень профессиональной субличности.)»
Цель: Исследовать и визуализировать свою профессиональную идентичность и разные аспекты, которые она включает.
Материалы: Бумага А4. Цветные карандаши, фломастеры, любые краски и другие художественные материалы
Шаги (ведущий проговаривает группе):
- А сейчас пожалуйста сосредоточьтесь на своих чувствах и внутренних ощущениях, сделайте несколько глубоких вдохов полной грудью, животом.
- И перед началом рисования подумайте о профессиональных ролях/проявлениях идеального/который не нравится психолога.
Задайте себе вопросы:
- Какие у него профессиональные качества и навыки?
- Какие эмоции он испытывает на работе?
- Какие препятствия или сложности он преодолевает в своей профессиональной деятельности?
- Как он развивается в профессиональной сфере?
- Создание портрета: Теперь нарисуйте портрет этого психолога. Изобразите не только внешность, но и те качества, которые вы хотите подчеркнуть, включая цветовые решения, текстуры и символы.
- Получение образа: Когда вы закончите, внимательно рассмотрите созданное произведение. Обратите внимание на детали:
- Какие цвета вы использовали? Что они означают для вас?
- Какие образы или элементы рисунка наиболее резонируют с вами?
- Какие элементы отсутствуют, но вы хотели бы добавить?
- Что бы вы хотели убрать или изменить в рисунке.
- Запись рефлексии: Напишите краткие заметки о том, что вы узнали о своей профессиональной субличности через это упражнение. Ответьте себе на следующие вопросы:
- Что я не вижу или не признаю в себе как в специалисте?
- Что меня вдохновляет в моей профессиональной жизни?
- Есть ли аспекты, которые мне нужно изменить или развить?
- Общение с изображением: Если вам комфортно, вы можете «пообщаться» с созданным образом. Например, задать вопрос: «Что ты хочешь сказать мне о моей профессиональной жизни?» Запишите свои мысли как бы от имени вашего образа.
- Вы можете возвращаться к этому портрету в будущем, чтобы переосмыслить и обновить свои профессиональные цели.
Это упражнение может помочь лучше понять, какие аспекты профессиональной жизнедеятельности важны для специалиста и какие изменения или достижения он может и хочет осуществить.
- После рисунка можно предложить символдраматическое упражнение.
Представление нарисованного образа. Мотив « Идеальный психолог» или « Психолог, который вам не нравится».
Представить нарисованный образ.
Инструкция: Попробуйте представить себе этого психолога, которого вы нарисовали. Подробно описать его внешность, чувства, ощущения, пространство где он находится, возраст, одежду и т.д.
Затем представьте себе, что вы и есть этот психолог, эта субличность. Где находитесь? Опишите пространство. Опишите свои чувства. И эмоции. Чтобы вы могли передать себе через эту субличность, какое послание? И т. д. Далее следует групповое обсуждение.
Рисунок "Мой путь в профессию"
Цель: Отражение профессионального пути, включая достижения, трудности и цели.
Материалы: бумага, средства для рисования любые.
Инструкция: Нарисуйте, пожалуйста, свой путь в профессию. Таким, каким вы его видите, чувствуете, ощущаете. Какой он? Линия, спираль, лестница или что-то еще? Попробуйте отразить на нем начальный этап вашего профессионального становления ,текущий этап и профессиональную мечту. Это может быть реалистичный образ или фантазийный. Все ,что нарисуется ,то и хорошо.
Рефлексия. Обсуждение.
Рисунок позволяет осознать основные события и точки роста, а также отображать соответствующие ресурсы и внутренние ограничения.
Далее можно предложить представить образ символдраматический: «Мой профессиональный путь.»
Инструкция: Попробуйте представить себе, что вы идёте по некоему пути. Это ваш профессиональный путь. Какой он,этот путь? Где он проходит? Что было в начале, что сейчас, что вы видите впереди? Для чего вы идёте по нему? К чему хотелось бы прийти? Какая местность? Какая погода? Что вы чувствуете? Какие ощущения в теле? Что вам хотелось бы? И т.д А теперь запомните все ,что вам представлялось, попрощайтесь с образом ,потянитесь и возвращайтесь сюда.
Далее групповое обсуждение, рефлексия, обратная связь участников.
Рисунок «Мой клиент»
Цель: Исследование собственного восприятия помогающего практика тех людей, которым оказывается помощь. Лучшее понимание того, кто ваш клиент, чем он похож на вас, чем вы ему можете быть полезны. Выявление сильных и слабых сторон при взаимодействии с клиентами.
Материалы: бумага, любые средства для рисования.
Процесс: Участникам необходимо нарисовать «типичного» клиента, с которым они работают.
Рисунок может быть символическим или реалистичным.
Участники отвечают письменно на вопросы:
-Какие эмоции вызывает этот клиент?
-Чем он вам близок или чужд?
-Как вы взаимодействуете с ним?
-Чем он вам нравится?
-Чем не нравится?
Ну и далее по ситуации.
Рефлексия. Обсуждение.
Символдраматический образ «Мой клиент».
Далее можно визуализировать воображаемый образ клиента и повзаимодействовать с ним. Или сначала предложить представить образ клиента, попросить подробно его описать, и свои чувства к нему. А потом предложить участникам самим стать этим клиентом, и посмотреть на себя, специалиста глазами клиента. Попросить описать как видит клиент специалиста, что он чувствует по отношению к специалисту и что он хотелось бы. Ну и предложить повзаимодействовать.
Эти техники могут помочь выявить важные моменты взаимодействия между специалистом и его клиентом. Осознать проекции. Глубже понять эмоциональную связь с клиентами и выявить возможные профессиональные или личные предпочтения. А так же выявить конфликтующие части личности и «подружить» их.
Рисунок «Профессиональные крылья»
Очень ресурсная техника.
Цель: Исследование того, что вдохновляет и поддерживает в профессии. Выявление мотивации. Возможность определения профессиональной миссии.
Инструкция: Нарисуйте, пожалуйста разноцветные крылья, которые символизируют профессиональное вдохновение и поддержку в работе. Раскрасьте их. Обратите внимание на цвета, которые хочется использовать. Какого цвета больше? Какого меньше? Рядом с каждым цветом напишите ассоциацию на него. Что это для вас? Какой ресурс в этом есть?
Как дополнение, можно предложить каждому участнику вытащить из колоды любых сюжетных или ресурсных, или универсальных метафорических карт по две карты в закрытую, по одной на каждое крыло, предварительно задав себе вопросы:
На первую карту- моя сила, о которой я не знаю?
На вторую карту- моя опора в профессии?
Особое внимание уделяется цветам, деталям, ассоциациям.
Рефлексия. Обсуждение рисунка. Обратная связь.
Автор: Балаганина Евгения Арслановна
Психолог, Онлайн и очно
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru