Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Упражнения для использования в обучающей личной терапии (ОЛТ).

Обучающая личная терапия – направление поддержки помогающих практиков ( психологов, врачей, адвокатов, преподавателей и пр.),тех, кто более других подвержен риску эмоционального выгорания.

Обучающая личная терапия -это комплексный психотерапевтический процесс, в котором профессионалы, которые связаны с оказанием помощи другим людям, глубоко исследуют себя.

Представлю несколько упражнений из арт-терапии и символдрамы для группы, которые могут обогатить практический инструментарий обучающего личного терапевта.

Можно применять и в индивидуальном формате.

Так как в основной массе в ОЛТ больше все-таки психологов, то первое упражнение ориентировано на них. Можно изменить для любой профессии.

  1. Упражнения: «Портрет идеального психолога» и «Портрет психолога, который вам не нравится. (тень профессиональной субличности.)»

Цель: Исследовать и визуализировать свою профессиональную идентичность и разные аспекты, которые она включает.

Материалы: Бумага А4. Цветные карандаши, фломастеры, любые краски и другие художественные материалы

Шаги (ведущий проговаривает группе):

  1. А сейчас пожалуйста сосредоточьтесь на своих чувствах и внутренних ощущениях, сделайте несколько глубоких вдохов полной грудью, животом.
  2. И перед началом рисования подумайте о профессиональных ролях/проявлениях идеального/который не нравится психолога.

Задайте себе вопросы:

- Какие у него профессиональные качества и навыки?

- Какие эмоции он испытывает на работе?

- Какие препятствия или сложности он преодолевает в своей профессиональной деятельности?

- Как он развивается в профессиональной сфере?

  • Создание портрета: Теперь нарисуйте портрет этого психолога. Изобразите не только внешность, но и те качества, которые вы хотите подчеркнуть, включая цветовые решения, текстуры и символы.
  • Получение образа: Когда вы закончите, внимательно рассмотрите созданное произведение. Обратите внимание на детали:

- Какие цвета вы использовали? Что они означают для вас?

- Какие образы или элементы рисунка наиболее резонируют с вами?

- Какие элементы отсутствуют, но вы хотели бы добавить?

- Что бы вы хотели убрать или изменить в рисунке.

  • Запись рефлексии: Напишите краткие заметки о том, что вы узнали о своей профессиональной субличности через это упражнение. Ответьте себе на следующие вопросы:

- Что я не вижу или не признаю в себе как в специалисте?

- Что меня вдохновляет в моей профессиональной жизни?

- Есть ли аспекты, которые мне нужно изменить или развить?

  • Общение с изображением: Если вам комфортно, вы можете «пообщаться» с созданным образом. Например, задать вопрос: «Что ты хочешь сказать мне о моей профессиональной жизни?» Запишите свои мысли как бы от имени вашего образа.
  • Вы можете возвращаться к этому портрету в будущем, чтобы переосмыслить и обновить свои профессиональные цели.

Это упражнение может помочь лучше понять, какие аспекты профессиональной жизнедеятельности важны для специалиста и какие изменения или достижения он может и хочет осуществить.

  • После рисунка можно предложить символдраматическое упражнение.

Представление нарисованного образа. Мотив « Идеальный психолог» или « Психолог, который вам не нравится».

Представить нарисованный образ.

Инструкция: Попробуйте представить себе этого психолога, которого вы нарисовали. Подробно описать его внешность, чувства, ощущения, пространство где он находится, возраст, одежду и т.д.

Затем представьте себе, что вы и есть этот психолог, эта субличность. Где находитесь? Опишите пространство. Опишите свои чувства. И эмоции. Чтобы вы могли передать себе через эту субличность, какое послание? И т. д. Далее следует групповое обсуждение.

Рисунок "Мой путь в профессию"

Цель: Отражение профессионального пути, включая достижения, трудности и цели.

Материалы: бумага, средства для рисования любые.

Инструкция: Нарисуйте, пожалуйста, свой путь в профессию. Таким, каким вы его видите, чувствуете, ощущаете. Какой он? Линия, спираль, лестница или что-то еще? Попробуйте отразить на нем начальный этап вашего профессионального становления ,текущий этап и профессиональную мечту. Это может быть реалистичный образ или фантазийный. Все ,что нарисуется ,то и хорошо.

Рефлексия. Обсуждение.

Рисунок позволяет осознать основные события и точки роста, а также отображать соответствующие ресурсы и внутренние ограничения.

Далее можно предложить представить образ символдраматический: «Мой профессиональный путь.»

Инструкция: Попробуйте представить себе, что вы идёте по некоему пути. Это ваш профессиональный путь. Какой он,этот путь? Где он проходит? Что было в начале, что сейчас, что вы видите впереди? Для чего вы идёте по нему? К чему хотелось бы прийти? Какая местность? Какая погода? Что вы чувствуете? Какие ощущения в теле? Что вам хотелось бы? И т.д А теперь запомните все ,что вам представлялось, попрощайтесь с образом ,потянитесь и возвращайтесь сюда.

Далее групповое обсуждение, рефлексия, обратная связь участников.

Рисунок «Мой клиент»

Цель: Исследование собственного восприятия помогающего практика тех людей, которым оказывается помощь. Лучшее понимание того, кто ваш клиент, чем он похож на вас, чем вы ему можете быть полезны. Выявление сильных и слабых сторон при взаимодействии с клиентами.

Материалы: бумага, любые средства для рисования.

Процесс: Участникам необходимо нарисовать «типичного» клиента, с которым они работают.

Рисунок может быть символическим или реалистичным.

Участники отвечают письменно на вопросы:

-Какие эмоции вызывает этот клиент?

-Чем он вам близок или чужд?

-Как вы взаимодействуете с ним?

-Чем он вам нравится?

-Чем не нравится?

Ну и далее по ситуации.

Рефлексия. Обсуждение.

Символдраматический образ «Мой клиент».

Далее можно визуализировать воображаемый образ клиента и повзаимодействовать с ним. Или сначала предложить представить образ клиента, попросить подробно его описать, и свои чувства к нему. А потом предложить участникам самим стать этим клиентом, и посмотреть на себя, специалиста глазами клиента. Попросить описать как видит клиент специалиста, что он чувствует по отношению к специалисту и что он хотелось бы. Ну и предложить повзаимодействовать.

Эти техники могут помочь выявить важные моменты взаимодействия между специалистом и его клиентом. Осознать проекции. Глубже понять эмоциональную связь с клиентами и выявить возможные профессиональные или личные предпочтения. А так же выявить конфликтующие части личности и «подружить» их.

Рисунок «Профессиональные крылья»

Очень ресурсная техника.

Цель: Исследование того, что вдохновляет и поддерживает в профессии. Выявление мотивации. Возможность определения профессиональной миссии.

Инструкция: Нарисуйте, пожалуйста разноцветные крылья, которые символизируют профессиональное вдохновение и поддержку в работе. Раскрасьте их. Обратите внимание на цвета, которые хочется использовать. Какого цвета больше? Какого меньше? Рядом с каждым цветом напишите ассоциацию на него. Что это для вас? Какой ресурс в этом есть?

Как дополнение, можно предложить каждому участнику вытащить из колоды любых сюжетных или ресурсных, или универсальных метафорических карт по две карты в закрытую, по одной на каждое крыло, предварительно задав себе вопросы:

На первую карту- моя сила, о которой я не знаю?

На вторую карту- моя опора в профессии?

Особое внимание уделяется цветам, деталям, ассоциациям.

Рефлексия. Обсуждение рисунка. Обратная связь.

Автор: Балаганина Евгения Арслановна
Психолог, Онлайн и очно

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru