Всем привет! Третья часть легендарной саги «Властелин платьев»! Новая подборка легендарных нарядов – и просто элементов гардероба от не менее легендарных писателей и писательниц всех времен и народов (ну как всех – тех, которых я читала).
Джентльмены опять мало порадовали описаниями нарядов.
Тэффи Н. «Жизнь и воротник»
Наверное, нельзя в разговорах об одежде не упомянуть этот роковой предмет – воротничок из рассказа Надежды Тэффи.
Этот рассказ отчасти похож на «Ожерелье» Ги де Мопассана – и там, и там появляется роковой предмет гардероба и рушит жизнь героини.
Однако если «Ожерелье» - реалистичный рассказ, и само украшение вполне обычное, то «Жизнь и воротник» - скорее, литературная карикатура.
Надежда Тэффи прославилась как автор коротких сатирических рассказов, но даже в ее сатире есть некоторые нотки тепла. Она посмеивается над бесхарактерной Олечкой Розовой, но не без доли сострадания.
Итак, «честная жена честного человека» (не слишком ли много слова «честный»?) скромная, добропорядочная Олечка Розова случайно находит в магазине воротничок с желтой ленточкой. И купила.
И с этого момента ее жизнь покатилась по наклонной. Воротничок потребовал сначала кофточку, потом юбку, потом диван, «от которого тошнило и ее, и честного мужа, и старую вороватую кухарку, но которого уже несколько дней настойчиво требовал воротничок».
Воротничок таскал ее на развлечения, воротничок пил и курил, а потом и поехал на свидание с полузнакомым студентом…
Поистине проклятая заколдованная вещица…Наверное, если этот рассказ когда-нибудь экранизируют, то воротничок окажется вместилищем души куртизанки, захватившим душу слабохарактерной женщины.
Хотя вряд ли Тэффи подразумевала что-то подобное.
Этот рассказ можно понимать по-разному. Как рассказ о власти вещей, влиянии моды, о погоне за дорогими вещами. Но мне кажется, это история о замене настоящей личности – фальшивой.
Помните нашу родную русскую пословицу насчет «встречают по одежке»? Внешний вид – наш первый способ общения с этим миром. Сто лет назад по внешнему виду школьника можно было определить, в какую школу он ходит – классическую гимназию или реальное училище. И даже в какую конкретно. Особая форма одежды чиновников, военных и так далее.
Наверное, мало кто заметил, что Олечка постриглась. Ну постриглась и постриглась. Какая разница? Однако в период времени, о котором идет речь, короткая стрижка женщин была высшей формой протеста. В 1920 ых Астрид Линдгрен коротко постриглась и стала носить мужскую одежду. В итоге ее останавливали на улице, чтобы посмотреть на женщину с короткой стрижкой. Коротко стриглись феминистки – в знак своего равенства с мужчинами.
Кстати, только сейчас вспомнила, что именно этим – стрижкой наголо, свой протест выразила Лена Бессольцева в «Чучело»!
Похожа Олечка Розова на феминистку, выражающую таким образом свой «протест» или борющаяся за равенство с мужчинами? Думаю, ответ очевиден.
У Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (который «Великий Гэтсби») есть рассказ «Волосы Вероники», который сам заслуживает отдельной статьи. Главная героиня страдает от того, что мужчины не обращают на нее внимания, и подруга берет ее под опеку. Постепенно под ее руководством – просто как Олечка под руководством воротничка, она превращается во что-то другое. За основу взят тот же образ – дерзкая роковая красотка, от которого она берет все внешние атрибуты. Вероника одевается, как подруга, острит ее шутками, хотя сама внутри краснеет. И в итоге подруга толкает ее на короткую стрижку (интересно, что у самой подруги были длинные волосы). Вероника покорно едет в парикмахерскую, хотя внутри у нее все переворачивается. Но отказаться нельзя – слишком много свидетелей.
Причем здесь Олечка Розова? Терпение.
У Олечки нет подруг, да и за вниманием мужчин она не гоняется. Своей жизнью она вполне довольна. И вот она покупает воротничок и примеряет перед зеркалом.
Примерила дома перед зеркалом. Оказалось, что если желтую ленточку завязать не спереди, а сбоку, то получится нечто такое необъяснимое, что, однако, скорее хорошо, чем дурно.
В зеркале Олечка Розова увидела другую себя. Эта «другая» Олечка не просто красивее настоящей. Она дерзкая «роковая красотка».
Ей становится любопытно рассмотреть эту Олечку получше. Она покупает кофточку из хозяйственных денег, потом занимает деньги на юбку…и так далее. Начинает вести жизнь, которая больше подошла бы той Олечке.
И в итоге фальшивая Олечка Розова полностью замещает ее настоящую и рушит ее собственную жизнь. А потом воротничок теряется. А с ним теряется и смысл поддерживать ту, «воротничковую» жизнь, и Олечка снова становится собой. Эта личность была не ею, а всего лишь образом. А образ нуждается в том, чтобы его поддерживали.
Рушится и фальшивый образ Вероники, а вместе с ней и ее фальшивая популярность.
Вот так можно разглядеть в рассказе о воротничке практически мотив «Двойника» Достоевского…
Марина Цветаева «Повесть о Сонечке»
Марина Цветаева…Мне кажется, она заслуживает место в подборке авторов с самым красивым языком. О ней я тоже хотела бы написать статью (было бы время…и была бы обратная связь).
Язык Цветаевой убаюкивает тебя будто мелодия. Читать ее не так просто – много обрывочных предложений – и – много – тире.
Проза Цветаевой – это ее рассказы о себе. «Мать и музыка», «Пушкин и Пугачев», после которого, я считаю, просто нельзя заставлять школьников писать сочинения по «Капитанской дочке». Просто нельзя.
«Повесть о Сонечке» посвящена ее подруге Сонечке Голлидэй. Актрисе с таким же странным характером, как сама Цветаева.
У Цветаевой особый дар придавать красоту всему, о чем бы не шла речь.
В том числе коралловым бусам, которые она дарит Сонечке – под сказку «Ундина».
" - Сонечка, почему вы никогда не носите бус?
- Потому что у меня их нет, Марина.
- А я думала - не любите...
- О, Марина! Я бы душу отдала за ожерелье - коралловое.
- А сказку про коралловое ожерелье - хотите? Ну, слушайте. Ее звали Ундина, а его Гульдбранд, и он был рыцарь, и его загнал поток к ним в хижину, где она жила со стариком и старухой. А поток был ее дядя - дядя Струй, который нарочно разлился так широко, чтобы рыцаря загнать в хижину, а хижину сделать островом, с которого ему не выбраться. И тот же поток загнал к ним старого патера, и он их обвенчал, и она получила живую душу. И сразу переменилась: из бездушной, то есть счастливой, сделалась несчастной, то есть любящей - и я убеждена, что он тут же стал меньше любить ее, хотя в сказке этого не сказано. И потом он увез ее в свой замок - и стал любить ее все меньше и меньше - и влюбился в дочь герцога - Бертальду. И вот они все втроем поехали в Вену, водою, Дунаем, и Бертальда с лодки играла в воде своим жемчужным ожерельем - вдруг из воды рука и с дьявольским хохотом - цап ожерелье! И вся вода вокруг покрылась харями, и лодка чуть не перевернулась. Тогда Рыцарь страшно рассердился, и Ундина зажала ему рукою рот, умоляя его не бранить ее на воде, потому что на воде сильна ее родня. И Рыцарь утихомирился, а Ундина наклонилась к воде и что-то льстиво и долго ей говорила - и вдруг вынула - вот это вот!
- О, Марина! Что это?
- Кораллы, Сонечка, Ундинино ожерелье
В отличие от какого-нибудь Андерсона, который за любовь к нарядам буквально лишил ног героиню «Красных башмачков» (вряд ли я его вставлю в свои обзоры) или Ги де Мопассана с его морализаторским «Ожерельем» Цветаева отнюдь не порицает любовь к красивым вещам. Показывая, что любовь к украшениям и нарядам вполне может быть не мещанством, а частью любви к красоте вообще.
Гоголь Н.В. «Шинель»
Наверное, даже стыдно в такой подборке не упомянуть про нее. Снова роковой предмет, делящий жизнь героя на «до» и «после» (не слишком ли много их в литературе, как вы считаете?). Только на этот раз не украшение и не элемент декора, без которого можно обойтись, а предмет верхней одежды. То есть предмет первой необходимости.
Пересказывать краткое содержание «Шинели», я полагаю, смысла нет – все проходили в школе. Это гимн «маленькому человеку», наравне со «Станционным смотрителем» Пушкина и героями Достоевского.
Бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин служит в одном департаменте (в каком не указывается – потому что это может быть любое учреждение) и занимается переписыванием бумажек. О каком-то повышении по службе он даже не мечтает. Более того – когда ему дают чуть-чуть более сложную работу – где надо не просто переписать, а поставить слова из первого лица в третье, это приводит его в состояние сильнейшего стресса. Так он боится принимать решения и совершить ошибку.
Однако возникает проблема, от которой уже нельзя спрятаться – нужно сшить новую шинель, потому что старая совершенно истрепалась.
Сказать, что для него это катастрофа – не сказать ничего. Но выбора нет.
Начнем с того, что такое шинель.
Как гласит великий Интернет: «Шинель - верхняя военная и штатская одежда, форменное пальто со складками на спине и удерживающим их сложенными хлястиком».
То есть шинель – это с одной стороны, пальто, без которого зимой ходить нельзя, а с другой – элемент формы, необходимый ему как чиновнику.
Однако впоследствии шинель обрастает для героя совершенно другим смыслами.
С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель.
Шинель становится целью. Она возвышает героя в собственных глазах. Хотел новую шинель – и добился! Сам! Экономил, но собрал нужную сумму! Я могу!
После покупки новой шинели он становится смелее. Настолько, что осмеливается обращаться за помощью к генералу! На что прежний герой никогда бы не решился. Чем это закончилось, мы знаем (если не брать в расчет фантастический финал, который также фантастичен, как гордый уход Герасима от барыни, после выполнения ее воли по убийству собачки).
Не знаю, кто как, а я, перечитывая повесть специально для статьи, невольно задумалась над судьбой Акакия Акакиевича в двадцать первом веке. И поняла, что в наше время он просто…не выжил бы. Ведь в наше время даже от библиотекарей (кем являюсь и я) требуют звонить незнакомым людям, договариваться о проведении мероприятий – и проводить мероприятия перед незнакомой аудиторией.
А как вы считаете, кем работал бы Акакий Акакиевич в наше время?
Надеюсь, за три статьи я убедила вас, что одежда персонажа – не просто одежда. Это способ сказать миру и себе «кто я». Она может стать оружием, как для Скарлетт о Хара, символом другой жизни, к которой так хочется принадлежать, как ожерелье у Ги де Мопассана. Или даже символом рока и судьбы, как шинель.
Хотя я завела этот блог из любви к литературе, поддержать его может только обратная связь. Поэтому ставьте лайки и пишите комментарии.
А вот предыдущие части подборки