Найти в Дзене
Алина Науменко

Книжные модницы Часть 2

Оглавление

Всем привет! Учителей с прошедшим днем учителя!

Последняя статья у меня была о книжных модницах. Однако отрывки из всех представленных произведений были написаны дамами. И у меня невольно возник вопрос – а что джентльмены? Писателей мужчин в истории было значительно больше. Неужели ни один не порадовал описаниями нарядов?

Увы, подробные описания здесь встречаются гораздо реже…

Оскар Уайльд «День рождения инфанты»

Пожалуй, больше всех может порадовать нас описаниями роскошных платьев и драгоценностей, конечно, Оскар Уайльд.

Вообще надо сказать, что Оскар Уайльд – писатель довольно противоречивый. С одной стороны, он представитель эстетизма. Литературного направления, которое ставило форму выше содержания (по крайней мере, заявляло об этом), искусственное выше естественного и провозглашало «искусство для искусства». Красота ценна сама по себе. В красивых вещах нет ничего дурного (в чем я с ними согласна – вопрос в том, какую роль играют красивые вещи).

Однако в его произведениях прослеживается совсем другая мораль. «Молодой король», «Счастливый принц», «День рождения Инфанты», «Портрет Дориана Грея» и «Сын Звезды», конечно. Инфанта прекрасна внешне, но абсолютно бездушна. Дориан выбирает путь своего наставника – искусителя Лорда Генри, начинает жить ради роскоши и наслаждений – в итоге погибает. Кстати, герой сказки «Сын Звезды» за свой эгоизм и жестокость был наказан и прошел путь от раскаяния к изменению. Инфанта же осталась в «статусе кво», и ни о каком перевоспитании речь не идет.

Правда, и душевная красота в его сказках не побеждает…

Вправду Принц Парадокс…

Однако тяга к эстетизму дает о себе знать. До такой степени, что в сказке «День рождения Инфанты» он еще не описал внешность принцессы, но уже описал ее наряд.

Но всех грациознее была Инфанта и всех изящнее одета по тогдашней, довольно стеснительной моде. Платье на ней было серое атласное, с тяжелым серебряным шитьем на юбке и на пышных буфах рукавов, а туго затянутый корсаж весь был расшит мелким жемчугом. Из-под платья; когда она шла, выглядывали крохотные туфельки с пышными розовыми бантами. Ее большой газовый веер был тоже розовый с жемчугом, а в волосах ее, которые были, как венчик из поблекшего золота на ее бледном личике, красовалась дивная белая роза.

Уже чувствуете, что Инфанта окажется бессердечной себялюбивой эгоисткой и уже через несколько страниц скажет роковые слова: «Пусть отныне приходят играть со мной только те, у кого нет сердца»?

Вот и я нет. Оскар Уайльд с искренним восхищением описывает и принцессу, и роскошный сад, и дворец. И платье Инфанты.

О. Генри «Пурпурное платье»

Если Оскар Уайльд описывает жизнь высшей аристократии, то сердце О. Генри принадлежит беднякам. Тем, кто может купить любимому цепочку для часов только после нескольких месяцев жесткой экономии – и продажи собственных роскошных волос.

Интересно, что в сказках Оскара Уайльда бедняки тоже появляются. Но лишь как объекты милосердия – например, в «Счастливом принцы». Исключение – Карлик, наделенный не только чистым сердцем, но и чувством собственного достоинства. Также смотрят на бедняков и Ганс Христиан Андерсон, и другие авторы – с мягким снисхождением милосердных богачей. А бедняки – лишь объекты для проявления христианского милосердия, и без помощи богачей (или богатых влиятельных родственников) просто погибнут, как погибла Девочка со спичками.

О. Генри смотрит на них иначе. Он не снисходит до них как сострадательный ангел, а – пусть с некоторой иронией, но возвышает их самих до статуса королей. Это можно заметить и в рассказе «Дары волхвов», и в рассказе «Пурпурное платье».

Пурпур – это цвет королевский. В Древнем Риме существовал закон, буквально запрещающий носить одежду этого цвета кому-то, кроме императора.

И вот обычная продавщица пожелала сшить себе такое платье к Дню Благодарения…

- Мне больше нравится пурпурный, - сказала Мэйда, - старый Шлегель обещал сшить за восемь долларов. Это будет прелесть что такое. Юбка в складку, лиф отделан серебряным галуном, белый воротник и в два ряда...

- Промахнешься! - с видом знатока прищурилась Грэйс.

- ...и по белой парчовой вставке в два ряда тесьма, и баска в складку, и...

- Промахнешься, промахнешься! - повторила Грэйс.

- ...и пышные рукава в складку, и бархотка на манжетах с отворотами.

Кстати, в итоге Мэйда поступит ничуть не хуже героев из рассказа «Дары волхвов» и едва не откажется от мечты покрасоваться на праздничном обеде в платье королевского цвета. Чем еще больше докажет, что достойна его носить…

Г. Флобер «Мадам Бовари»

«Эмма Бовари – это я».

Вот такое парадоксальное утверждение французского писателя Гюстава Флобера. Поначалу неясно, что общего между тщеславной мечтательной госпожой Бовари, страдающей из-за того, что не живет в роскоши, и самим Флобером.

Эмма Бовари была из небогатой семьи, но получила чисто аристократическое воспитание в монастырском пансионе, где училась игре на фортепиано…

Кстати, ее можно сравнить с Ларисой Огудаловой. У обеих девушек были не очень хорошие стартовые условия. И родителям следовало подготовить их именно к этому.

Помимо этого, юная Эмма запоем читала любовные романы из жизни аристократов. Где были уточненные чувства, утонченные речи – и роскошные наряды.

Именно эту жизнь госпожа Бовари и пыталась воссоздать в собственной. Словно режиссер и актриса собственного спектакля.

Шарлю Бовари предлагалась роль «героя-любовника». Увы, красивые стихи о любви под луной не производили на него впечатления. Значит, быть ему скучным обманутым мужем.

А роли героев-любовников попеременно занимали поочередно Леон и Рудольф. Леон – романтичный положительный возлюбленный, Рудольф – роковой красавец.

Однако Судьба только смеялась над незадачливой мечтательницей. То ее объяснение с Рудольфом происходит на фоне сельскохозяйственной ярмарки, где раздавали медали за удобрение навозом…

Единственным светлым лучом в жизни Эммы стал бал в замке герцога – куда она попала, кстати, именно благодаря мужу…

Он видел ее в зеркале сзади, между двух свечей. Ее черные глаза сейчас казались еще темнее. Волосы, слегка взбитые ближе к ушам, отливали синевой; в шиньоне трепетала на гибком стебле роза с искусственными росинками на лепестках. Бледно-шафранового цвета платье было отделано тремя букетами роз-помпон с зеленью.

Ги де Мопассан «Ожерелье»

Очередная история о женщине, которую погубила страсть к красивой жизни, нарядам и украшениям.

Интересно, что здесь тоже фигурирует бал – тот самый бал в доме министра народного образования, ради которого небогатая жена чиновника выпросила у подруги ожерелье. Однако учитывая, что это украшение буквально сломало жизнь героине и ее мужу, мне кажется, ему следовало бы описать его подробнее.

Она видела сначала браслеты, потом жемчуга, потом золотой с камнями крест чудесной венецианской работы. Она примеряла драгоценности перед зеркалом, колебалась, не в силах расстаться с ними, отдать их обратно…

Вдруг ей попалось великолепное бриллиантовое ожерелье в черном атласном футляре, и сердце ее забилось от безумного желания…

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Элен Курагина – первая красавица света и главная модница «Войны и мир». Без описания нарядов здесь было бы не обойтись. Конечно, до описания неба Аустерлица или пресловутого дуба ему далеко, но спасибо на этом.

«красавица Элен, заехавшая за отцом, чтобы с ним вместе ехать на праздник посланника. Она была в шифре и бальном платье. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне»

Спасибо сайту «Мода в книгах» внесли некоторые разъяснения касательно мха и плюща. В данном контексте плющ — это ворсовая ткань, употребляемая нередко в качестве отделки. Плющом также называли плоские украшения, плетеную плоскую тесьму. Мох - тонкая, мягкая опушка, декоративный элемент одежды. Акцент сделан на красивом теле Элен и тем, как ей нравится быть центром всеобщего внимания.

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

Пожалуй, главное украшение в русской литературе. Роковой браслет с гранатом, похожим на каплю крови. Фамильная драгоценность безумца Желткова...

Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни.

«Точно кровь!» — подумала с неожиданной тревогой Вера.

Гранат, кстати, по древним поверьям должен защищать от злых сил. Как и кораллы, о которых речь пойдет в следующей части...