Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

Ошибка может стоить жизни: как оленеводы ориентируются в тундре

Про умение оленеводов ориентироваться в тундре чуть ли не слагают легенды. В ненецком языке «погода» и имя верховного божества обозначаются одним словом – Нум. И это не случайно: человек в тундре полностью зависит от природных ритмов и явлений – полярного дня и ночи, оттепели и сильных морозов, снега и ветра. Когда зимним утром первый человек выходит из чума и заходит обратно, его сначала спрашивают: «Как погода, есть ли пурга?» Многие ошибочно считают, что на Севере во время полярной ночи круглые сутки темно. Это не так, хотя зависит, конечно, оттого, на какой широте вы находитесь. Несмотря на то, что на Ямале солнце около 40 дней вообще не поднимается над горизонтом, 4-5 часов светлого времени, или светлых сумерек, есть. Тем не менее, ненцы не зря называют ноябрь и декабрь месяцами малой и большой темноты. Оленеводам в этот период надо максимально использовать световые часы во время перекочёвки. Но основная работа происходит в темноте. Подъём в 4-5 утра, затем сборы, снятие чума и по
Оглавление

Про умение оленеводов ориентироваться в тундре чуть ли не слагают легенды. В ненецком языке «погода» и имя верховного божества обозначаются одним словом – Нум. И это не случайно: человек в тундре полностью зависит от природных ритмов и явлений – полярного дня и ночи, оттепели и сильных морозов, снега и ветра. Когда зимним утром первый человек выходит из чума и заходит обратно, его сначала спрашивают: «Как погода, есть ли пурга?»

Фото: Воронов Фёдор/«Ямал-Медиа»
Фото: Воронов Фёдор/«Ямал-Медиа»

Путь в темноте

Многие ошибочно считают, что на Севере во время полярной ночи круглые сутки темно. Это не так, хотя зависит, конечно, оттого, на какой широте вы находитесь. Несмотря на то, что на Ямале солнце около 40 дней вообще не поднимается над горизонтом, 4-5 часов светлого времени, или светлых сумерек, есть. Тем не менее, ненцы не зря называют ноябрь и декабрь месяцами малой и большой темноты. Оленеводам в этот период надо максимально использовать световые часы во время перекочёвки.

Но основная работа происходит в темноте. Подъём в 4-5 утра, затем сборы, снятие чума и погрузка. В путь трогаются уже ближе к одиннадцати, когда станет светлее. При этом часто бывает так, что погода меняется чуть ли не по щелчку и продолжать путь до удобного места стоянки приходится во мраке.

И даже во время таких стоянок тундровики почти всегда в пути. Они едут на дежурство в стадо или в соседнее стойбище, а иногда – в ближайший посёлок, который может быть очень неблизко. И хотя сейчас в снежное время всё чаще используют снегоходы, от умения найти правильный путь в пространстве белой голой тундры порой зависит жизнь не только путешественника, но и всей его семьи.

Запоминают дорогу не так, как городские

Оленеводы в родных местах знают наизусть каждую сопку и поворот реки, однако при этом имеют целую систему ориентиров, ключевое место в которой занимает направление ветра. Какой ветер дул в разные дни, тундровики определяют по застругам, или парумлдэям. Это такие снежные надувы, которые остаются в тундре во время сильного ветра. Порой при плохой видимости или в темноте оленевод может остановиться, слезть со снегохода, расчистить верхний мягкий снег и посмотреть, в какую сторону направлены эти заструги. Исходя из этого он определяет, куда двигаться дальше.

Городские жители запоминают дорогу визуально: мимо жёлтого дома, направо, потом мимо магазина – и так далее. Главное тут последовательность образов вдоль дороги. У оленеводов иначе: поскольку тундра довольно монотонна, они знают, в какой именно стороне у них что-то находится, но визуально пути не запоминают и могут найти дорогу даже в темноте.

Во время полярной ночи для них главное – знать, в каком направлении они едут. Для этого есть определённые техники: при отъезде со знакомого места оленевод замечает, под каким углом его тело или голову обдувает ветер. В ходе дальнейшей поездки он следит, чтобы ветер постоянно дул на него под этим углом, и таким образом держит выбранное направление.

Можно подумать, что этот метод может подвести путешественника в случае, если направление ветра в пути сменится. Однако, хотя о таких случаях действительно рассказывали, случаются они достаточно редко: изменение направления ветра практически никогда не происходит незаметно. Как правило, прежде чем подуть с нового направления, ветер сначала полностью стихает, и тогда оленевод, тщательно следящий за ним, начинает ориентироваться другим способом.

Помогают ли оленеводам компас и звёзды

За компасом у оленеводов коми явно закрепилась функция «приспособления на случай опасности», и этим он сходен с GPS-навигатором. Тем не менее, возможно, именно благодаря длинной истории использования компаса оленеводы коми обладают хорошим знанием сторон света: они не только широко пользуются понятиями, но и стараются постоянно держать их в голове: оленевод коми считает предметом гордости постоянно помнить, в какой стороне от него находятся «север» или «юг» и уметь показать их в любой момент.

Кстати, многие думают, что оленеводы ориентируются по звёздам. На самом деле такой способ используют не часто, потому что звёзды на Севере крутятся, и найти по ним дорогу довольно сложно – не так, как на экваторе. Бывает, конечно, что в тундре идут всё же по звезде, но не зная ни её названия, ни созвездия. Обычно, выезжая со знакомого места, оленевод просто примечает звезду, стоящую низко над горизонтом во взятом им направлении, и во время поездки держит курс прямо на неё.

Недостаток метода в том, что звёзды в Арктике постоянно смещаются вправо примерно на 15 градусов в час. В связи с этим поездка по звёздам неизбежно сопряжена ошибкой, которая становится тем больше, чем дольше длится путешествие до следующего знакомого места. Поэтому, видимо, как коми, так и ненцы применяют такой способ поддержания курса в основном при поездках на снегоходах, а не на упряжках, когда переезд до следующего знакомого места занимает относительно мало времени и путеводная звезда не успевает сместиться очень сильно.

Как северяне определяют расстояние до цели

Еще одной проблемой, которую оленеводы вынуждены постоянно решать во время путешествия, является определение расстояния до цели. Их ментальные карты содержат информацию о том, как знакомые места расположены относительно друг друга по направлению и расстоянию, поэтому оленеводы обычно примерно знают, как далеко от них находится то или иное известное место и сколько до него ехать. Но то, как они определяют расстояния, сильно зависит от того, в каких условиях и на каком транспорте изучалась земля при составлении личной карты. Так, более старшее поколение оленеводов часто помнит расстояние в виде числа остановок, которые должен сделать, если едет на оленьей упряжке. Ведь надо точно понимать, когда и сколько раз надо дать отдых оленям.

Для представителей молодого поколения, активно пользующегося в зимний период снегоходами, более характерно запоминать расстояние в километрах или в часах и минутах пути. Знание расстояний очень важно, чтобы не тревожиться из-за возможности заблудиться.

Сами ненцы объясняют это так: «Поворачивать можно только тогда, когда приехал в знакомое место и знаешь, где ты. Если не знаешь, где ты, то поворачивать можно только обратно по своим следам. Или если чью-то дорогу встретил. А если нет следов, то нужно ехать, как ехал, иначе заблудишься».

Ну и конечно же, в наши дни, кроме снегоходов и навигаторов, ненцы передвигаются и на вертолётах, и на другой технике. И тут они, как и все остальные люди, ориентируются по встроенным приборам, не забывая при этом заветы предков.

Читайте также:

Подписывайтесь на канал – здесь очень интересно!