Вспоминая эпоху советского кино, невозможно не проникнуться тёплым чувством ностальгии. Это было время, когда экраны заполняли фильмы, вызывавшие неподдельные эмоции — от радости до щемящей грусти. Советские актрисы и актёры создавали образы, которые навсегда остались в сердцах зрителей. Их таланты, харизма и неподражаемая естественность сделали кино СССР настоящим феноменом. Каждый фильм становился маленькой историей, где герои проживали настоящую жизнь — со своими радостями, трудностями и победами. У зрителей складывалось ощущение, что они знают этих людей лично. Возможно, поэтому мы до сих пор смотрим старые картины с таким теплом и удовольствием.
Как создавался фильм «Дело было в Пенькове»
В 1956 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла повесть Сергея Антонова, журналиста и писателя, отца актрисы Ольги Антоновой, известной зрителям по роли Илларии в мелодраме «Почти смешная история». Произведение «Дело было в Пенькове» рассказывало о том, как приезд молодого зоотехника из Ленинграда Тони в деревню Пеньково изменил жизнь и взгляды тракториста Матвея. Эта история привлекла внимание режиссера Станислава Ростоцкого, работавшего на киностудии имени Горького. За его плечами уже были фильмы «Пути-дороги» и «Земля и люди». Ростоцкий лично адаптировал повесть в сценарий и приступил к подбору актёров.
Подбор актёров
На роль Тони — пригласили студентку Школы-студии МХАТ Майю Менглет, дочь актёра Георгия Менглета. Светлане Дружининой, известной по роли продавщицы Сони в фильме «За витриной универмага», доверили образ Ларисы — жены Матвея и дочери председателя колхоза. Главного героя, тракториста Матвея, должен был сыграть популярный актёр Сергей Гурзо, однако перед началом съёмок режиссёр решил попробовать на эту роль Вячеслава Тихонова, однокурсника Гурзо по ВГИКу.
Интересно, что автор повести Сергей Антонов изначально скептически относился к кандидатуре Тихонова, но впоследствии актёр покорил всех своей игрой. Позднее в документальном фильме «Профессия — киноактёр» (1979) Тихонов вспоминал, что на съёмках ему помог опытный актёр Пётр Алейников, чей стиль он старался перенять.
Образ самогонщицы Алевтины воплотила Валентина Телегина, известная по ролям в таких фильмах, как «Кубанские казаки». К моменту работы над «Дело было в Пенькове» за её плечами было уже три десятка картин.
Почему заменили Гурзо
Первоначально худсовет утвердил на роль Матвея Сергея Гурзо, но режиссёр передумал. Причин было две: во-первых, стало известно о проблемах Гурзо с алкоголем, а во-вторых, при обсуждении с актрисами Светланой Дружининой и Майей Менглет выяснилось, что обе предпочли бы сниматься с Тихоновым. Это решение стало ударом для Гурзо, который считал, что его оговорили, однако Ростоцкий был непреклонен.
«Огней так много золотых»
Знаменитая песня, звучащая в фильме, родилась не без трудностей. Поэт Николай Доризо долго искал композитора, который согласился бы написать музыку к его стихам. Многие считали текст неподходящим. Только после завершения съёмок композитор Кирилл Молчанов взялся за дело, и ради включения песни в фильм пришлось доснимать сцену. Директор киностудии, услышав песню, был настолько впечатлён, что согласился перенести сроки сдачи картины. В фильме композицию исполняли Людмила Зыкина и Екатерина Семёнкина, а песню «От людей на деревне не спрятаться» исполнил сам Тихонов.
Съёмки
Съёмки проходили в подмосковной деревне Кленково, которая «сыграла» деревню Пеньково. Актёры осваивали деревенский быт: Дружинина и Менглет учились доить коров и ухаживать за огородом, а Тихонов настолько вжился в роль, что вместе с местными жителями строил амбар, работал на тракторе и даже удивлял их своими навыками токаря, которые приобрёл до актёрской карьеры.
Местные жители участвовали в массовых сценах, а для съёмок сцены лекции съёмочная группа отправилась в соседнюю деревню.
Проблемы с цензурой
Цензура встретила фильм прохладно, сочтя его неподходящим для показа. Герои казались слишком утончёнными и красивыми для сельской местности, а сюжет — слишком драматичным. Главный герой не был передовиком производства, жена героя чуть не стала отравительницей, а зоотехник Тоня не скрывала чувств к женатому мужчине. Ростоцкий старался сделать героев менее утончёнными: Светлану Дружинину отучали от балетной осанки, Тихонову меняли прическу, а городской образ Менглет был оправдан её ролью. Фильм всё же показали партийным руководителям, которые его одобрили.
Реакция зрителей
После премьеры зрители упрекали режиссёра за открытый финал, требуя изменить его, чтобы Матвей не возвращался к жене. Однако Ростоцкий отказался, отметив, что история остаётся открытой: «Подобные ситуации происходили и будут происходить, так что каждый сам решает, как закончится судьба героев».
Посмотрите и другие тесты на канале «Назад в СССР»:
Тесты о кино помогают нам не только проверять себя, но и узнавать что-то новое. Порой это возможность открыть для себя забытые фильмы, пересмотреть старые картины или найти новую глубину в уже знакомых историях. Каждый вопрос — это своего рода путешествие в прошлое, где мы вновь встречаем старых знакомых.
Советские актрисы и актёры заслуживают, чтобы их помнили. Они жили своей работой, создавая произведения искусства, которые объединяли миллионы людей. Их фильмы — это наше культурное наследие, и чем больше мы о нём знаем, тем сильнее сохраняем эту часть истории.
Так что, если вы хотите окунуться в воспоминания или просто приятно провести время, тест на знание актёров — это отличный выбор. Вы обязательно почувствуете, как ваша память оживает, а душа наполняется светлыми эмоциями. И, возможно, вы откроете для себя что-то новое о старых добрых фильмах. Ведь советское кино — это больше, чем просто фильмы. Это целая жизнь.