Советское кино подарило нам актрис, которые не только украшали экраны, но и становились символами целых поколений. Их лица были знакомы каждому, а роли — неподражаемы. Они не просто играли, а проживали свои героинь: сильных, нежных, драматичных или бесстрашных. Но за блеском экрана скрывались не только звёздные образы, но и нелёгкие судьбы, о которых порой вспоминают только самые преданные поклонники.
Люсьена Овчинникова. Судьба актрисы
Творческий путь
Люсьена Ивановна Овчинникова появилась на свет 10 сентября 1931 года в украинском городе Олевск. Раннее детство Люсьены оказалось нелёгким: мать ушла из жизни, когда девочке было всего шесть лет. Отец, военный, женился вторично, однако отношения с мачехой складывались непросто.
С юных лет Люсьена мечтала о сцене, но природная застенчивость казалась преградой на пути к её мечтам. Частые переезды семьи, связанные с военной службой отца, не позволяли девочке сосредоточиться на подготовке к поступлению в театральный вуз. Школьное образование она завершила в Ашхабаде, но оставаться там не стала. Исполненная решимости, девушка тайно покинула дом без средств и даже без паспорта. Отец, смирившись с её выбором, отправил документ поездом.
Первая попытка поступить в театральный институт в Минске завершилась неудачей из-за опоздания на экзамены. Люсьена устроилась на работу и поселилась у родственников, чтобы заработать немного денег и подготовиться к следующему году. В 1951 году она отправилась в Москву, решив поступить в ГИТИС. Выступление на вступительных экзаменах было неловким: Люсьена забыла текст стихотворения Лермонтова, которое читала, но её искренность и непосредственность произвели впечатление на приёмную комиссию, и девушку зачислили на курс Григория Конского.
Во время учёбы преподаватели отмечали природный комедийный талант Люсьены. Однако на выпускном спектакле она удивила всех драматической ролью Тани из пьесы Арбузова «Иркутская история». После окончания ГИТИСа с отличием Люсьена была принята в Театр имени В. Маяковского. В кино она дебютировала в 1957 году с эпизодической ролью в фильме «Хождение по мукам».
Широкая известность пришла к актрисе после съёмок в фильме «Отчий дом» (1959), где она сыграла деревенскую девушку Нюрку. Убедительная игра Люсьены впечатлила критиков, которые сочли её истинной сельской жительницей, хотя до этого она никогда не бывала в деревне. Картина получила международное признание, а сама Овчинникова удостоилась премии за искренность на кинофестивале в Локарно.
В 1961 году Люсьена исполнила роль Кати в фильме «Девчата», что сделало её популярной не менее, чем главных героев ленты. Однако ведущие роли доставались ей редко. Настоящая звезда для Овчинниковой зажглась в 1969 году, когда она сыграла главную роль в фильме «Мама вышла замуж». Её партнёром по фильму стал Олег Ефремов.
В 1970-е годы Люсьена продолжала активно сниматься, исполняя роли второго плана, в том числе в сатирическом журнале «Фитиль». В 1973 году за работу в фильме «Большая перемена» она получила звание заслуженной артистки РСФСР и долгожданную квартиру. Среди её значимых ролей в это время — Клавдия Ивановна в драме «Колыбельная для мужчин» (1976), а также работы в фильмах «Двадцать дней без войны», «И снова Анискин» и «Риск — благородное дело».
С наступлением 1980-х годов количество ролей для Люсьены уменьшилось. В этот период она появлялась в фильмах «Валентин и Валентина», «Свидание с молодостью» и других. Материальные трудности заставили её временно работать в Ашхабадском русском драматическом театре, но вскоре она вернулась в Москву и стала актрисой Государственного театра киноактёра. После распада СССР её амплуа утратило актуальность, и предложения о съёмках прекратились.
Несмотря на все трудности, Люсьена сохраняла оптимизм и верила, что трудные времена рано или поздно пройдут. Её слова: «Не может быть всё время плохо. Обязательно будет всё хорошо», стали символом её стойкости и веры в лучшее.
Личная жизнь
Первым серьёзным чувством в жизни Люсьены Овчинниковой стала любовь к режиссёру Владимиру Храмову. Они познакомились в ГИТИСе, где Храмов учился на режиссёрском отделении и был старше её на три года. Молодые люди начали встречаться, а затем стали жить вместе. Мать Владимира хорошо относилась к Люсьене и мечтала о внуках. Однако беременность актрисы закончилась выкидышем. Это событие не слишком огорчило Овчинникову, так как она всегда избегала домашнего быта и не стремилась заводить детей. Хотя пара не оформила свои отношения официально, Люсьена тепло отзывалась о Храмове, называя его «великим режиссёром».
В Театре имени Маяковского Люсьена встретила актёра Александра Холодкова, который был старше её на 14 лет и прошёл через испытания Великой Отечественной войны. Холодков, обаятельный и харизматичный, начал ухаживать за актрисой, и вскоре между ними завязались отношения. Их союз, построенный на страсти и взаимной симпатии, нарушал привычные нормы советского общества — пара жила в гражданском браке. Их партнёрство на сцене отличалось искренностью, которую ощущали зрители.
Однако Холодков, несмотря на любовь к Люсьене, начал роман с другой актрисой — Верой Орловой. Овчинникова, хотя и не оставила его, приняла присутствие соперницы. В 1965 году у Холодкова диагностировали неизлечимую болезнь, и последние месяцы жизни за ним ухаживали обе женщины. В 1966 году Александр скончался.
Люсьена долго не оставалась одна. Вскоре в театр пришёл молодой актёр Валентин Козлов, который обратил внимание на актрису. Люсьена, скрывавшая боль утраты за внешним спокойствием, нашла в нём друга и поддержку. Хотя Козлов был женат, отношения между ним и Овчинниковой переросли в нечто большее. В том же 1966 году Валентин оставил семью и женился на Люсьене.
К этому времени Овчинникова была известной актрисой, а Козлов, начавший карьеру инженером, пришёл в театр случайно, снявшись в фильме «Неподдающиеся». Хотя Валентин не обладал выдающимся актёрским талантом, он играл небольшие роли в Театре имени Маяковского. Однако его пристрастие к алкоголю и конфликты с коллегами привели к увольнению в 1972 году. Люсьена, поддержав мужа, покинула театр вместе с ним. Их брак продлился 32 года.
Алкоголь стал серьёзной проблемой не только для Валентина, но и для самой Люсьены. С молодости она злоупотребляла спиртным, хотя во время съёмок могла взять себя в руки. Бывало, что актриса уходила в запой на несколько дней. Её подруга и коллега Надежда Румянцева предлагала помощь, советуя пройти лечение, но Овчинникова отказалась, и их дружба постепенно сошла на нет.
30 августа 1998 года Валентин Козлов скончался. У Овчинниковой не было средств на его похороны, и значительную помощь ей оказал актёр Станислав Садальский. После смерти мужа Люсьена погрузилась в депрессию, её здоровье ухудшилось. 8 января 1999 года, находясь в гостях у подруги Тамары Тур, ей стало плохо. Вызванная «скорая» приехала поздно — Люсьена Овчинникова скончалась.
Посмотрите и другие тесты на канале «Назад в СССР»:
Готовы ли вы проверить, насколько хорошо вы помните те самые лица и имена? Этот тест — не просто развлечение, а возможность вновь прикоснуться к эпохе, где каждый фильм был создан с душой, а каждая актриса оставила в нём частичку себя.