Так получилось, что в этом году мы практически не путешествовали. Но... В закромах Родины есть много нерассказанных "историй" из наших прошлых путешествий.
Так в ноябре 2022 года мы на несколько дней выбрались в Питер. Совместили приятное с полезным. Кто-то учился и гулял, а кто-то просто приятно проводил время. Я немного писала про ту нашу поездку.
В один из дней мы решили отправиться на самый северный из островов невской дельты - Елагин остров. Он омывается рукавами Невы и выходит к Финскому заливу. Его восточная оконечность - Невская стрелка, отмеченная павильоном, обращена к разливу Невы, а западная - Морская стрелка, декорированная гранитным парапетом с фигурами чугунных львов - к морю. Увы, времени пройтись по всему парку нам не хватило.
Но мы побывали во Дворце и в двух музеях. И если про Музей стекла и о его коллекциях я рассказала, то про парк и Елагинский дворец так и не написала.
Когда-то остров носил финское название Мистула-саари, что означало «Черный остров». В XI веке приневские земли вошли в состав владений Новгородского государства под названием Водской (Вотской) пятины. Затем, в XV веке, когда Новгород был присоединен к Московскому государству, земли Водской пятины отошли к Москве. Но в XVII веке Швеция отторгла побережье Финского залива и Россия потеряла выход к морю. В ходе Северной войне острова невской дельты были освобождены от захватчиков и на одном из них, Заячьем, в 1703 году Петр I заложил крепость Санкт-Питер-Бурх. Строительство города сначала развернулось на правом берегу Невы, а острова Каменный, Крестовский и Мистула оказались ближайшими окрестностями.
Карты 1700 года указывают на то, что остров Мистула был обжит еще до основания Петербурга: в средней его части отмечены постройки, а в восточной, наиболее высокой - огороды. Однако, большую часть территории занимали болота. На карте 1703 года остров уже значится как Мишин, или Михайлин. Правда он был мало симпатичен и неудобен. Местность - низменная, заболоченная, часто затопляемая водами Невы и Финского залива.
В 1709 году Петр I подарил остров вице-канцлеру барону Петру Павловичу Шафирову. По свидетельству современников, это "был искуснейший министр Петра, который столько же его любил, как и князя Меншикова".
Но несмотря на строгие царские указы о благоустройстве окрестностей, осваивать Мишин остров вице-канцлер не торопился. Однако Петр I требовал, чтобы каждый «не совершенно бедный постоялец имел у берега во всякое время перевозные суда, кои должны быть употребляемы точно так же, как и на сухом месте кареты и коляски» и поэтому Петру Павловичу пришлось уже в начале XVIII века укреплять берега, устраивать пристани для лодок и организовывать перевозы. А на картах 1717-1724 годов на восточной части острова уже был обозначен большой дом. Барон Шафиров владел поместьем недолго - за растрату казенных денег он был приговорен к смертной казни с конфискацией имущества, которую в последний момент заменили ссылкой.
Новым владельцем острова стал генерал-прокурор П.Я. Ягужинский. Через двенадцать лет он умер, а остров перешел по наследству к его сыну С.П. Ягужинскому.
Одно время остров называли Лисьим носом, но в 1760-х годах он стал Мельгуновым - по имени очередного владельца. Екатерининский вельможа, сенатор А.П. Мельгунов начал благоустраивать свои новоприобретенные владения исключительно для летнего времяпрепровождения.
К концу 1770-х годов строительство пышной усадьбы было закончено. Перед барским домом раскинулся обширный луг, предназначенный для празднеств, который под названием Масляный - из-за масленичных народных гуляний - сохранился до наших дней. В саду были беседки, цветники, скульптуры. У Алексея Петровича Мельгунова часто собирались знатные гости. В его поместье бывал не только весь аристократический цвет столицы, но и сама императрица Екатерина II.
В 1777 году Мельгунова назначили ярославским генерал-губернатором, и он продал остров фавориту Екатерины II, князю Г.А. Потемкину.
Правда владел островом А.Г.Потемкин недолго. В том же году остров перешел к Ивану Перфильевичу Елагину - видному вельможе екатерининского времени, обер-гофмейстеру императорского двора. С тех пор он и называется Елагин остров. В 1785 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было помещено объявление о строительстве «небольшого по плану и фасаду» каменного дома, который вскоре стал поражать «своею красотою и великолепием». Помимо дома И.П. Елагин возвел в усадьбе оранжереи, служебные и парковые павильоны, а также стал заниматься благоустройством прилегающих земель, первым предприняв попытки осушить остров и защитить его от наводнений.
Иван Перфильевич был гостеприимным хозяином. В праздничные дни на острове играла музыка, "ломались паяцы" и пускались "потешные огни". Нередко тут бывала и императрица.
И.П.Елагин в своем духовном завещании написал: "Устроенный мною остров мой Мишин, Дамаскин тож, написал И.П. Елагин в своем духовном завещании, - будет вместо городского дома служить спокойным жилищем супруге моей Наталье Алексеевне, доколе угодно Богу продолжить ее жизнь. Я желаю при том, если возможно, чтоб и последующие ей наследники, в память мою, его содержали в своем потомстве".
Но судьба распорядилась иначе. После кончины Ивана Перфильевича в 1794 году остров лишь на короткий срок перешел к его наследнику графу Н.Бутурлину, а затем был продан. Сменив нескольких владельцев, остров в 1807 году был куплен Григорием Владимировичем Орловым - племянником фаворита Екатерины II. Орлов активно занимался устройством парка и оранжерей, в которых выращивались диковинные фрукты и редкие растения. Однако, из-за постоянных финансовых проблем остров неоднократно закладывался, а в 1817 году был продан в казну за триста пятьдесят тысяч рублей.
Летом начались работы по благоустройству острова. Это было связано с тем, что Александр I решил оборудовать Елагинскую усадьбу для летнего отдыха своей матери Марии Федоровны. Ездить в любимый Павловск ей стало трудно, поэтому было принято решение перестроить существующие здания и отделать их в духе нового времени и согласно пожеланиям императрицы. Главным архитектором был назначен Карл Росси, который полностью преобразовал остров. Архитектор превратил барский дом в дворец, построил несколько служебных и парковых корпусов и павильонов. Благоустройством острова и перепланировкой парка стали заниматься Д. Буш и садовод-ботаник П. Бук.
Работы были завершены в 1826 году, и с этого времени дворцово-парковый ансамбль Елагина острова стал одной из загородных царских резиденций, Но после кончины Марии Федоровны дворец не пользовался популярностью у царской семьи. И в начале ХХ века его сделали местом отдыха премьер-министров России. Здесь бывали П.А. Стольпин, С.Ю. Витте, И.Л. Горемыкин.
В оформлении Масляного луга, раскинувшегося непосредственно перед дворцом, четко просматривается стремление к живописному равновесию. С северной стороны К. Росси установил парковые павильоны, которые использовались как служебные корпуса. Впечатление монументальности усиливается от здания к зданию по направлению к дворцу. С противоположной стороны то же впечатление создается за счет расположения деревьев - одиночных и группами в возрастающем по отношению к дворцу порядке. Перед самым дворцом по замыслу К. Росси должен был находиться великан с раскидистой кроной. Он и сегодня является художественным акцентом пейзажа. Имеют значение в композиции парка и дороги, с каждым поворотом открывающие богатство и уникальность окружающей природы, «Каретная» дорога в «три сажени», окружающая Масляный луг, специально проложена так, чтобы можно было все последовательно осмотреть. Главная видовая точка - с западной стороны - позволяет увидеть весь дворцово-парковый ансамбль.
На Елагином острове К. Росси отошел от традиционной в русском классицизме симметричной схемы расположения служебных построек. Конюшенный корпус, подковообразный в плане, состоял из жилых помещений, каретных сараев, конюшни и манежа. Кухонный корпус внешне ничем не обнаруживал своего функционального назначения. Фасад Оранжереи был решен в парадных декоративных формах. Пилястры, чугунные маски, скульптурные рельефы - все внешнее оформление повторяет фасад против стоящего Кухонного корпуса.
Деревянное здание Гауптвахты расположено вдоль юго-восточной границы Собственного сада. За Гауптвахтой Росси построил еще один павильон, получивший позднее название Музыкального. В 1834 году «по высочайшему повелению» Музыкальный павильон был переоборудован в жилое помещение по проекту архитектора Л.И. Шарлеманя.
После 1917 года, когда декретом ВЦИК и СНК РСФСР была установлена классификация памятников старины и искусства по высшей, первой, второй и третьей категории в зависимости от художественного и исторического значения. Елагин остров и дворец в числе немногих достопримечательностей были удостоены высшей категории.
В 1918 году Елагин дворец стал историко-бытовым музеем. Коллектив сотрудников музея под руководством архитектора-хранителя дворцово-паркового ансамбля Е.В. Медведева сохранил уникальные произведения искусства. В 1922-1929 годах в музее проводились ежедневные экскурсии и лекции, велась научно-исследовательская и собирательская работа. Кроме постоянной экспозиции во дворце устраивались тематические выставки из фондов музея. Особенный интерес вызвала экспозиция 1926 года под названием «Природа, искусство и быт островов». На ней были собраны экспонаты не только из Елагина дворца, но и из дворцов и дач Каменного и Крестовского островов.
В 1926 году по проекту архитектора Л.Ильина Западная стрелка острова получила достойное архитектурное завершение. Набережную, облицованную розовым гранитом, украсили скульптурами сторожевых львов, вырубленных из пудостского камня еще в XVII веке для одной из пригородных усадеб.
В 1930 х годах в Ленинграде развернулись работы по реконструкции городского хозяйства и благоустройству города. На территории Крестовского, Каменного и Елагина островов решили создать парк культуры и отдыха. Был объявлен всесоюзный конкурс на проект планировки. Лучшим признали проект группы архитекторов под руководством Е.И. Катонина. Воплощение сложного проекта начали с частичной реконструкции Елагина острова, которому отводилась роль зоны тихого отдыха. Открытие Центрального парка культуры и отдыха на Елагином острове состоялось 5 августа 1932 года.
Во время Великой Отечественной войны, в период блокады, Елагин дворец был разрушен. Кровля, межэтажные перекрытия рухнули. Сохранились лишь стены. Во время пожара погибла вся внутренняя отделка дворца. Сразу после окончания войны началось составление проекта восстановления. Проект реставрации по чертежам Карла Росси, старым фотографиям, натурным обмерам и зарисовкам разработал М.М. Плотников.
В 1961 году восстановительные работы были закончены, и дворец принял первых посетителей. В 1987 году в Елагиноостровском дворце был открыт Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX веков.
В Оранжерейном корпусе работает Музей художественного стекла, о котором я упоминала в начале.
Оставя беспокойство в граде
И все, смущает что умы,
В простой приятельской прохладе
Свое проводим время мы.
Невинны красоты природы
По холмам, рощам, островам
Кустарники, луга и воды -
Приятная забава нам.
Г.Р. Державин "Пикники"