Найти тему
Записки артистки балета

Невероятное стекло

Музей Художественного стекла, что на Елагине острове я планировала посетить следующим летом, но так получилось, что оказалась там гораздо раньше. Погода, не способствующая прогулкам по парку, как нельзя лучше соответствовала посещению музея стекла в частности и музеев вообще. За окном пасмурно и иногда накрапывает дождик, а внутри Оранжерейного корпуса солнечно и тепло.

Музей художественного стекла входит в состав Елагиноостровского дворца-музея и обладает уникальной коллекцией художественного стекла. Основу коллекции составили произведения ведущего стекольного предприятия Советского Союза Ленинградского завода художественного стекла, который был закрыт в 1997 году.

(Листайте галереи)

История производства художественного стекла в России начинается в первые годы XVIII века , когда Петр I решил расширить стекольное производство  и началось строительство заводов выпускавших хрустальную посуду и зеркала в районе Санкт-Петербурга (Ямбургские и Жабинские заводы). Вообще XVIII век стал переломной эпохой в истории Русского государства. Россия становится одной из ведущих держав мира, быстро развивается экономика, культура, в военном и промышленном отношении страна выходит на уровень передовых европейских стран.

Конечно в России уже имелись стекольные заводы. Первый стекольный завод в России был построен в 1635 году шведом Елисеем Койетом на пустоши Духанино в Дмитровском уезде, за что и получил название Духанинский завод. Завод выпускал посуду для Аптекарского приказа, а сама царская аптекарская посуда представляла собой высокохудожественные изделия из цветного стекла (в основном темного, чаще всего коричневого тона), покрытые росписью золотом и серебром.

Нужно заметить, что первые заводы представляли собой крошечные производства с парой десятков рабочих и выпуском штучной продукции, несравнимые с современными гигантами. Однако их значение для развития стекольного дела России было огромным и в первую очередь в том, что было положено начало знакомству с техникой стекольного дела, а во вторых, появились первые кадры русских мастеров! Опыт первых заводов привлек внимание к новому великолепному материалу и завести у себя в доме хрустальную питейную посуду стало уже требованием моды!

В 1730 году, стеклянные заводы, в отвоёванном у шведов Ямбурге были переданы Петром А. Д. Меньшикову. Туда же была переведена часть рабочих.  Затем на протяжении нескольких десятков лет заводы меняют владельцев, переезжают из Ямбурга в Санкт-Петербург, а затем обратно в Ямбург.  В Петербурге сохраняется лишь часть завода выполнявшая в основном шлифовку, полировку и гравировку отлитых в Ямбурге изделий.

С закрытием первого стеклянного производства в Петербурге поставщиком стекла для нужд Двора стал стекольный завод в селе Назья Шлиссельбургского уезда. В 1777 году он был пожалован Екатериной II в вечное и потомственное владение князю Г. Потёмкину. В 1779 Потёмкин перевёз стеклянный завод в свои столичные владения, в усадьбу Озерки южнее Александро-Невской лавры. Но после смерти князя завод вновь вернулся в казну и с этих пор стал именоваться Императорским стеклянным заводом, при котором существовала отдельная зеркальная мастерская.

В конце XIX века, в 1890 году,  Императорский стеклянный завод стал частью Императорского фарфорового завода, просуществовав в качестве его отделения до 1917 года.

В 1911 году, на месте бывших корпусов Императорского стеклянного завода были основаны Зеркальные мастерские Петроградского стекольного промышленного общества, которые была национализирована в 1920 году.  В 1924 году на их основе была создана Дёминская (Ленинградская) зеркальная фабрика, а позднее основан Ленинградский завод художественного стекла.

Официальной датой образования завода является февраль 1948 года.  Однако еще в 1940 году по инициативе скульптора В. И. Мухиной, учёного-химика Н. Качалова, писателя А. Н. Толстого и инженера-технолога Ф.С.Энтелиса на базе бывших мастерских зеркальной фабрики было организовано экспериментальное производство. Они стали главными действующими лицами, стоявшими у истоков создания предприятия и ленинградского художественного хрусталя.

Свое название  - «Ленинградский завод художественного стекла» - предприятие получило в 1964 году, когда было принято решение о специализации завода исключительно на производстве изделий из хрусталя.

Ленинградский завод художественного стекла не принадлежал к числу предприятий массовой продукции. Созданный на предприятии уникальный коллектив художников позволял ему выпускать высокохудожественные изделия небольшими сериями. Они и определяли лицо завода и его уникальную роль в отрасли.

В начале 1990-х завод, как и многие другие предприятия,  оказался в тяжёлом положении. В 1992 году он был преобразован в Арендное предприятие «Ленинградский завод художественного стекла», но это не спасло уникальное предприятие в условиях рынка и отсутствия государственной поддержки. В январе 1997 года производство было остановлено и решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга  «Ленинградский завод художественного стекла» был закрыт.

В помещениях завода действовал небольшой, но важный музей художественных изделий, коллекция которого насчитывала более семи тысячи предметов. После закрытия предприятия благодаря главному художнику завода Н.М. Гончаровой, Комитету по управлению городским имуществом, Комитету по государственному контролю, охране и использованию памятников истории и культуры, а также сотрудникам Елагиноостровского дворца-музея коллекция была спасена от разорения и продажи.

В 2000 году эта коллекция была передана в Елагиноостровский дворец-музей и ее разместили в фондохранилище Кухонного корпуса. Сейчас коллекция представляющая собой квинтэссенцию технических и художественных достижений советской школы стеклоделия и творчества всех мастеров завода за время его существования с 1940 и до начала 1990-х годов расположилась в залах Оранжерейного корпуса, где в 2010 году был открыт «Музей художественного стекла».

Экспозиция музея занимает четыре зала: Центральный, Чёрный, Белый залы и зал «Северная анфилада», который был открыт в 2018 году. Центральный и Чёрный залы — это постоянная экспозиция произведений из фондов Елагиноостровского дворца-музея. Белый зал предназначен для временных выставок. Здесь проводятся конференции, презентации, мастер-классы по росписи стекла. В «Северной анфиладе» представлена экспозиция приобретений музея, сделанных после 2005 года. Это произведения, которые были закуплены Комитетом по культуре Санкт-Петербурга или переданы в дар музею. В основном выставка составлена из произведений художников, работавших в период расцвета советского стекольного производства на различных заводах страны.

В 2018 году на базе Музея художественного стекла создана Стеклодувная мастерская, являющаяся единственной в России мастерской, которая показывает технологии горячей обработки стекла и занимается обучением всех желающих.

-17

Ну а мы с вами сегодня прогулялись по Центральному и Черному залам. Экспозицию "Северной анфилады" и Белого зала, где в момент моего посещения проходила выставка Анны Бутиной, я покажу в другой раз.