Прабхупада описывает лестницу йоги в комм. К Бг. 6.47 - Высшей ступенью лестницы йоги является бхакти-йога. Все остальные виды йоги не более чем средства достижения бхакти. Строго говоря, слово йога означает именно бхакти-йогу, а все прочие виды йоги — это ступени, позволяющие прийти к бхакти-йоге. От начала карма-йоги и до вершин бхакти-йоги лежит длинный путь духовного самопознания. Он начинается с деятельности без стремления к плодам своего труда. Когда человек, практикующий карма-йогу, обретает духовное знание и избавляется от привязанности к мирским наслаждениям, он поднимается на уровень гьяна-йоги. А когда к гьяна-йоге он добавляет физические и дыхательные упражнения и медитацию, объектом которой является Сверхдуша, он достигает ступени аштанга-йоги. Поднявшись выше уровня аштанга-йоги, человек приходит к служению Верховной Личности Бога, Кришне, и это и есть бхакти-йога, вершина лестницы йоги. В сущности, бхакти-йога является высшей целью, но чтобы овладеть этой наукой, необходимо также понять суть всех остальных методов йоги. Йог, стремящийся к высшей цели, стоит на верном пути, ведущем к вечному счастью. А тех, кто, достигнув определенной ступени йоги, останавливаются на ней и не идут дальше, называют соответственно карма-йогами, гьяна-йогами, дхьяна-йогами, раджа-йогами, хатха-йогами и т. п. Если кому-то посчастливится сразу встать на путь бхакти-йоги, следует понимать, что он уже миновал все остальные ступени йоги. Иными словами, сознание Кришны — это высшая ступень йоги. Так, Гималаи — это самые высокие горы в мире, а среди них высочайшая вершина — Эверест.
1 раздел – с 1 по 6 главы.
1. Прабхупада: в первых шести главах Гиты говорится о том, что, живое существо – это не материя, а дух, вечная душа. И она может осознать свою духовную природу с помощью разных методов йоги. Бг 7.1. ком… разные виды йоги – это лишь разные этапы на пути сознания Кришны.
- В первых шести главах «Бхагавад-гиты» рассказывалось о знающем тело (то есть о живом существе) и о том, как он может постичь Верховную Личность Бога. (Бг 13.1-2)
2. Вишванатх: в Разделе с 1 по 6 главы называется Карма йога. В нем описывается процесс гьяны и аштанга-йоги, которые зависят от нишкама-карма-йоги, которая нужна для первоначального очищения.
3. Баладев: Бхагавад-Гита состоит из трёх разделов по шесть глав. В первых шести главах, объясняются понятия дживы и амши Господа, и показано, что сварупа дживы используется в преданном служении амше, как источнику дживы. Первый раздел Бхагавад -Гиты констатирует, что подлинную природу живого существа возможно осознать через выполнение практики, нишкама-кармы содержащей в себе джняну. ( примечание: Нишкама-карма-йога бывает двух уровней: 1. деятельность человека, имеющего материальные привязанности, но стремящегося избавиться от них через отречение от плодов; 2. когда человек уже не привязан к плодам своего труда, но все же выполняет материальные обязанности с целью показать пример другим.)
В первых шести главах описана практика саништха бхакты. Саништха бхакты привязаны к варнашраме и следуют ей для очищения сердца. Выполняют свои обязанности и затем предлагают плоды своих действий Господу.
Тема первых шести глав – описание сварупы дживы и процесс ее осознания.
4. Веданта дешика – важнейший стих 2.12.
2 раздел – с 7 по 12 главы.
1.Прабхупада: чтобы понять смысл этих глав с 7 по 12, надо слушать их из уст преданного. В главах с седьмой по двенадцатую изложена суть «Бхагавад-гиты». Первые и последние шесть глав «Гиты» служат своего рода защитным покровом этих шести глав, особо оберегаемых Господом. Если человеку посчастливится понять «Бхагавад-гиту», и прежде всего содержание этих шести глав, в общении с преданными, его жизнь увенчается успехом. Из комм к БГ 8.28.
В главах с седьмой по двенадцатую Кришна открыл Aрджуне знание об Aбсолютной Истине, Верховной Личности Бога. (14.1)
В последующих шести главах, с 7 по 12 речь шла о чистом преданном служении, его природе и о деятельности, связанной с ним. (18.1)
2.Вишванатх: 7 – 12 главы – Бхакти – йога. Описано два вида бхакти, чистое и смешанное.
3.Баладев: В главах с 7 по 12 описана бхакти-йога, в качестве основного средства обретения любви к Богу, создателю всех джив. Демонстрируя Свои Божественные энергии Кришна дал понять Арджуне, что является высшим объектом поклонения, и отношения с Ним – это смысл жизни.
В главах с 7 по 12 описана практика париништха и нирапекша бхакт. Париништхита-бхакта непосредственно занимается процессами преданного служения – слушанием и воспеванием, что является его основной садханой. Он также выполняет правила варнашрамы, но без привязанности, только лишь для того, чтобы подать пример менее продвинутым людям, у которых нет сильной веры и вкуса , чтобы практиковать бхакти как свою основную садхану. Паришништха – это вариант чистого преданного служения с меньшим уровнем отречения, чем у нирапекши. У париништхита бхакты всесторонне развитая вера. У саништхи и париништхи бхакты есть интерес к получению плодов дхармы.
Нирапекша-бхакта занимается только бхакти и отвергает правила варнашрамы. Полностью отрекшийся от мира человек. Он быстро придет к Богу. У нирапекши нет никаких материальных желаний, и ожиданий от материального мира.
Последние два типа преданных называются чистыми преданными, потому что непосредственно практикуют бхакти. Они выше саништха-бхакт. Эти два типа описаны в средних шести главах и в заключении Гиты. Это объяснение связи варнашрамы с бхакти может быть полезно читателям для применения в их собственной жизни.
4. Йамуначарйа – С помощью чистого бхакти можно познать истины о Верховном Господе.
Третий раздел с 13 по 18 главы.
1. Прабхупада: в заключительных шести главах с 13 по 18 рассказывалось о знании, самоотречении, деятельности материальной природы, о духовной природе и преданном служении. Был сделан вывод, что всякая деятельность должна быть посвящена Верховному Господу, Вишну, воплощенному в словах ом тат сат. Третья часть «Бхагавад-гиты» доказывает, что высшей целью жизни является только преданное служение и ничто другое. (18.1)
2. Вишванатх: Гйана-йога: Поробное описание знания и практики гйаны. Описывается освобождение достигаемое с помощью гйаны смешанной с бхакти.
3.Баладев - В главах с 13 по 18 подробно описывается истинная природа Господа и другие предметы, которые были упомянуты ранее. Также описывается суть кармы, гйаны и бхакти. В этих главах описано знание, полезное для всех категорий бхакт.
4. Йамуначарйа: в главах с 13 по 18 описано различие между кармой, гйаной и бхакти.
Все три группы глав имеют признаки кармы, джняны и бхакти, но в каждой преобладает один из этих методов. В конце Гиты утверждается, что полное и безоговорочное предание Шри Кришне, является конечной целью практики бхакти - это похоже на короткую надпись, на крышке ларца с драгоценностями, где указано содержимое.