Найти в Дзене

80.77. Учимся писать сочинение.

Оглавление
Художник Александр Михайлович Герасимов. После дождя. Мокрая терраса.
Художник Александр Михайлович Герасимов. После дождя. Мокрая терраса.

Задание 1. Поразмышляй о смысле учения.

Как ты думаешь:

1)
- зачем ученику предлагается читать книги, разные тексты, писать сочинения, рассуждать на разные темы, например, раскрыть характер какого-либо героя литературного произведения и высказать свою оценку его поступкам?
2)
- в чём польза от осмысливания какой-либо информации, рассматривания картин известных художников и формирования своего отношения к произведениям искусства, к людям, к событиям?

3)
- какая тебе польза от того, что ты научишься правильно, грамотно устно или письменно рассказывать о чём-то и свободно излагать своё мнение другим людям?

-2

Почему писать сочинения полезно

Хорошее владение устной и письменной речью - это успешность не только в учёбе, но и во всей дальнейшей жизни.

- Сочинения учат размышлять, искать и находить в книгах и интернете нужную информацию, факты, анализировать, обобщать какие-то сведения, проверять и сопоставлять их, опираться на свой и (или) чужой жизненный опыт.

- Сочинения развивают логическое мышление. Ведь в тексте все части должны быть связаны единой главной мыслью. Умение отследить логику повествования или рассуждения — важный навык, который пригодится потом и в учёбе, и в работе, и в дальнейшей жизни.

- Сочинения пробуждают творческое начало. Кто-то напишет по данному шаблону - общему плану, а кто-то захочет написать нечто по-настоящему интересное, проявит фантазию. Такие ребята в будущем нередко становятся писателями, журналистами, успешными блогерами.

Главная польза сочинений в том, чтобы научиться грамотно и лаконично излагать свои мысли, рассуждать, доказывать своё мнение. А также, обдумывая чужие мысли, видеть и принимать разные точки зрения. Это тоже очень ценный навык.

-3

Задание 2. Знакомимся: что такое сочинение и как его правильно написать?

Сочинение — это изложение своих мыслей, чувств, эмоций, своё субъективное видение вопроса по какой-либо заданной теме в письменной или устной форме.

Школьные сочинения бывают разных типов: - сочинения-описания (Отображаются признаки предмета: какой? какие? Много прилагательных, помогают сравнения: "как будто", "словно"); - сочинения-повествования (Отображается последовательность действий: что произошло? Что происходит? Кто? Что делал? Когда? Как? Много глаголов); - сочинения-рассуждения на заданные темы (Объяснение и размышление о каком-либо событии, явлении: почему это есть? Почему это произошло? Употребляются слова: поэтому, во-первых, во-вторых, так как, приводятся доводы, примеры, факты, цифры);
- эссе - один из видов сочинения-рассуждения.

-4

С чего начать работу над сочинением

1. Обдумать тему

Прежде всего необходимо понять, о чём требуется рассказать в тексте. Будет это повествование, рассуждение или описание.

2. Изучить контекст (содержание того, о чём нужно написать сочинение)

Минимум: знать основную информацию по теме. Например, текст произведения или изображение картины, или событие, о котором надо рассказать, а также, автора, годы написания, появления произведения, картины, события.
Максимум: собрать дополнительные сведения, которые можно интересно отразить в сочинении. Например, если сочинение задано по мотивам литературного произведения, можно прочитать, что представляет из себя личность автора, эпоха, в которой он жил и творил, особенные черты того времени.

-5

Общая структура сочинения

1. Вступление. Цель: познакомить с темой (не более 20% всего текста, около 3–5 предложений).
2. Основная часть. Цель: заявленная тема должна быть раскрыта и разъяснена (около 60% всего текста).
3. Заключение. Цель: подвести итоги (не более 20% всего текста, около 3–5 предложений).

В старших классах структура сочинения рассматривается как: 1. Тезисы. 2. Доказательства. 3. Выводы.

В зависимости от типа сочинения, его структура будет отличаться. Каждый из трёх основных видов сочинений имеет свои цели и требует индивидуального подхода.

Содержание всех трёх частей сочинения зависит от типа работы.

-6

Как писать сочинение-описание

Художник Выржиковский Эдвард Яковлевич. Интерьер.
Художник Выржиковский Эдвард Яковлевич. Интерьер.

Сочинение-описание — это вид сочинения, в котором автор даёт характеристику чего-либо, а также излагает свои мысли и чувства, которые у него возникают. Отображаются признаки предмета: какой? какие? Много прилагательных, помогают сравнения: "как будто", "словно"

Предполагается изображение каких-либо явлений, их признаков, рассуждение о них. Темой описания могут быть портреты персонажей, предметы живописи, природа.
В таких текстах не описываются действия, здесь авторы чаще используют эпитеты (прилагательные, выразительные определения, создающие яркий образ описываемого). Они помогают точно описать картину, место или человека, передать их особенности, раскрыть настроение и чувства, которые вызывает описываемый предмет.

Примеры тем сочинений: «Образ Григория Печорина в романе М. Ю. Лермонтова „Герой нашего времени“», «Картина А. К. Саврасова „Грачи прилетели“», «Природа поздней осенью».

Структура сочинения-описания

1. Введение. Предмет описания. 2. Основная часть. Описание предмета. 3. Заключение. Мнение автора сочинения о предмете и его признаках.

План сочинения-описания лучше всего строить по следующей модели:

1. Введение. Представление предмета сочинения. Начать с краткого рассказа о том, что описывается: картина и её автор, изображённый человек или персонаж, место и т. д.
Например, если сочинение о реальном человеке, то ученику необходимо написать, кто этот человек, когда жил и чем прославился, если о персонаже литературного произведения - обозначить его роль в произведении. Если это сочинение-описание природы, то нужно начать с представления времени года.

2. Основная часть. Главные признаки предмета сочинения. Здесь следует рассказать о внешности и характере человека или персонажа либо описать признаки предмета или явления. Важно не просто перечислить свойства, но выделить особенности, которые отличают предмет описания, рассказать, как они проявляются и на что влияют. Подумай о том, что ты чувствуешь, глядя на объект.
Если это сочинение-описание природы, то нужно описать такие признаки, как размеры, формы, цвета, вкус, запахи и т.п.
Выразить своё мнение о предмете сочинения. Описать свои мысли и эмоции, предположить, что наталкивает вас на них. Можно рассказать, какие ощущения и ассоциации вызывает у него предмет, изложить любые мысли на заданную тему. Можно провести параллели с литературными произведениями и событиями из жизни.
В конце основной части следует выразить личное отношение к предмету описания. Если, к примеру, герой, персонаж или событие не нравится, можно написать об этом. Главное — аргументировать свою позицию, то есть объяснить почему.
3. Заключение. Последняя часть сочинения-описания должна содержать краткий вывод из вышеизложенного. Нужно дать краткое, но полное представление о предмете, составленное на основе информации из основной части. Нужно ответить на вопрос: какое значение для жизни или сюжета имеют индивидуальные особенности предмета сочинения. Подытожить работу, сделав вывод из описанного.

Задание: Рассмотри картину художника Э. Я. Выржиковского "Интерьер". Затем мысленно перейди в свою квартиру, что особенно тебе в ней нравится, затем рассмотри свою комнату или уголок в твоей квартире и придумай, сочини устное сочинение-описание на тему: "Мой любимый уголок в квартире". Опирайся на структуру сочинения-описания.

-8

Как писать сочинение-повествование

 Художник Александр Аверин. У моря.
Художник Александр Аверин. У моря.

Сочинение-повествование предполагает рассказ о событиях в их последовательности. Отображается последовательность действий: что произошло? Что происходит? Кто? Что делал? Когда? Как? Много глаголов). Например: «Как я провёл лето».

План сочинения-повествования соответствует классической последовательности литературного произведения:

1. Введение (Вступление). Здесь требуется кратко обозначить время и место событий, о которых пойдёт речь.

2. Основная часть.
Завязка.
Начало действия. Здесь даются краткие характеристики героев предстоящего рассказа и описываются события, предшествующие кульминации. Кульминация. Развитие действия приводит к главному событию повествования. Это должен быть самый напряжённый и яркий момент рассказа. Развязка. Финал истории. Описание событий, последовавших за кульминацией: к чему привели действия героев и чем всё закончилось.

3. Заключение. Здесь нужно сделать свои выводы из рассказанной истории и выразить своё отношение к героям и их поступкам.

Задание. Требуется написать сочинение-повествование на тему "Как я провёл лето". Для общего восприятия темы рассмотри картину художника Александра Аверина "У моря". Подумай, вспомни, как прошло твоё лето, счастливые моменты и проговори мысленно или вслух, какую историю можно рассказать. Этот рассказ и станет основой для сочинения. Составь устный или письменный текст сочинения, опираясь на структуру сочинения-повествования.

-10

Как писать сочинение-рассуждение

Художник Николай Петрович Богданов-Бельский.
Художник Николай Петрович Богданов-Бельский.
Художник Владимир Гусев.
Художник Владимир Гусев.

Сочинение-рассуждение - это изложение собственных мыслей на заданную тему. Это может быть отзыв о прочитанной книге, рассказ о своём отношении к общественному или иному явлению действительности. В сочинении-рассуждении важно рассмотреть проблему с разных сторон и сделать выводы.
Например:
«Что такое дружба», «Как курение влияет на человека», «Что я понял, прочитав Роман Ивана Сергеевиса Тургенева „Отцы и дети“».

Перед началом работы над сочинением-рассуждением подумай и порассуждай мысленно или вслух о событиях, о которых нужно рассказать. Твои рассуждения станут основой для сочинения, материалом для работы. Очень полезно порассматривать несколько картин на эту тему.

Структура сочинения-рассуждения:

1. Введение. Вступление - тезис (мысль, которая будет доказываться в ходе рассуждения). Начиная рассуждение, нужно выразить своё отношение к проблеме, обозначенной в теме. Можно начать сочинение-рассуждение с цитаты, которая отвечает заданной теме, и пояснить её, выразив своё согласие или несогласие;
Если тезис уже заявлен в теме, например
«Курение вредит здоровью», можно задать встречный вопрос: «Почему?», «Действительно ли?».

2.Основная часть. Аргументы (примеры, приводимые с целью доказательства истинности тезиса). В основной части сочинения-рассуждения нужно убедить читателя согласиться со своей точкой зрения. Для этого можно использовать собственный опыт, цитаты из литературы, мнения специалистов, данные статистики и т. п.. Чем убедительнее и разнообразнее будут аргументы - тем лучше. 
Если тема сочинения спорная, стоит рассмотреть альтернативные точки зрения и привести
контраргументы: «С другой стороны…», «Существует и другое мнение…».

3. Заключение. Подведение итогов рассуждения. В конце нужно чётко и кратко подытожить вышеизложенное: описать, какое значение имеет поставленная проблема для общества, что можно и нужно сделать для её решения.

Задание: Требуется написать сочинение-рассуждение на тему "Что такое дружба".

Алгоритм написания письменного сочинения любого типа, в том числе, предложенное сочинение-рассуждение.

1. Для общего погружения в тему рассмотри разные картины художников - подключи чувственное восприятие в помощь. 2. Вспомни, что тебе об этом уже известно, посмотри, как это слово толкуется в словарях, поищи в интернете, что о дружбе говорят другие люди. 3. Проговори мысленно или вслух, как тебе хочется изложить эту тему. 4. Открой тетрадь-черновик, запиши тему и план. Начинай вписывать найденные материалы в соответствующий пункт плана: общие сведения, аргументы и т.д. 5. Составь текст сочинения, опираясь на структуру сочинения-рассуждения и заполненный нужными материалами план.
6. Проверь сочинение на наличие неточностей в речи, орфографических и пунктуационных ошибок. Перепиши сочинение в тетрадь.

-13

Эссе.

ПЛАКАТ.
ПЛАКАТ.

Эссе часто путают с сочинением, однако эти виды работ различаются целью, структурой и стилистикой написания.

Задача сочинения — научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать выводы и обобщения.
Поэтому школьное сочинение предполагает жёсткую структуру, обязательную аргументацию авторской позиции и повествовательный тон.

Эссе — это художественное произведение, которое отражает субъективную позицию автора по поводу какого-либо события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной, мнение автора не обязательно подкреплять аргументами, в тексте могут использоваться любые средства художественной выразительности.
Эссе не обязательно заканчивать выводом. Эссе - это вольное высказывание своего мнения, однако при написании эссе в школе рекомендуется придерживаться принятой структуры сочинения-рассуждения.

Задание: Требуется написать эссе на тему "Почему курение вредно". Попробуй устно и кратко, по возможности художественно, выразить своё мнение, опираясь на структуру сочинения-рассуждения.

-15
Художник неизвестен.
Художник неизвестен.

Если есть настрой на развитие писательского таланта, умение увлечь собеседника интересной, содержательной, выразительной речью, предлагаем несколько простых советов.

1. Заведи личный дневник или блог. Попробуй описывать интересные события своей жизни, встречи с людьми, впечатления от книг и фильмов, рассуждения о том, что тебя беспокоит.

2. Проникнись любовь к чтению книг, особенно классики - это огромное подспорье для личностного саморазвития в этом направлении.
Книги расширяют словарный запас, учат красиво и грамотно строить предложения, развивают воображение и заставляют думать, размышлять.
3. Ещё больший эффект можно получить, если после прочтения каждого произведения ты станешь писать на них свои отзывы или эссе.

-17

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание.

Обращай внимание на тексты, которые тебе приходится читать, старайся всегда выделять главную мысль и чем она подтверждается. Размышляй о событиях, прочитанных или происходящих в твоей жизни, старайся увидеть и объяснить их с твоей точки зрения.

-18

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Я буду рада и благодарна Вам.

*************

Хотите меня поддержать? Ваш донат по сердцу: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.