Найти в Дзене
Умная Коллекция

Раз Гоген, два Гоген! История фальсификатора Али Сахая. Подделка "Ваза де Флер".

В этой великолепной истории потрясает изобретательность афериста. Начать надо с того, что Али Сахай, выходец из Ирана, имел до громкого скандала хорошую репутацию, занимался благотворительностью и вел добропорядочный образ жизни. Он собирал собственную коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов, его компетентность и вкус не вызывали сомнений, а в галерее на Манхэттене были представлены полотна Ренуара, Моне, Шагала, Гогена, Клее и других. Началось с того, что в мае 2000 года на торги двух известнейших аукционных домов Christie’s и Sotheby’s были выставлены две одинаковые картины, атрибутированные Гогену. Полотно «Ваза де Флер» (оно же «Лила») предположительно было подлинным в обоих случаях и сопровождалось всеми необходимыми сертификатами соответствия, выданными авторитетными институциями. Ситуация неординарная, и обе организации подвергли свои полотна дополнительной экспертизе. И вот что выяснилось. Одна картина действительно принадлежала руке Гогена, и поступила от уважаемого га

В этой великолепной истории потрясает изобретательность афериста. Начать надо с того, что Али Сахай, выходец из Ирана, имел до громкого скандала хорошую репутацию, занимался благотворительностью и вел добропорядочный образ жизни. Он собирал собственную коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов, его компетентность и вкус не вызывали сомнений, а в галерее на Манхэттене были представлены полотна Ренуара, Моне, Шагала, Гогена, Клее и других.

Гоген. Ваза де Флер
Гоген. Ваза де Флер

Началось с того, что в мае 2000 года на торги двух известнейших аукционных домов Christie’s и Sotheby’s были выставлены две одинаковые картины, атрибутированные Гогену. Полотно «Ваза де Флер» (оно же «Лила») предположительно было подлинным в обоих случаях и сопровождалось всеми необходимыми сертификатами соответствия, выданными авторитетными институциями. Ситуация неординарная, и обе организации подвергли свои полотна дополнительной экспертизе. И вот что выяснилось.

Одна картина действительно принадлежала руке Гогена, и поступила от уважаемого галериста Али Сахая. А вот вторая оказалась подделкой, привезенной из Токио. Японским коллекционерам ее продал также Али Сахай. ФБР установило связь и предъявило обвинение иранцу.

Производство подделок, поставленное на поток

Постепенно начала вскрываться его мошенническая схема. Ровно над своей галереей в Нью-Йорке Али снимал комнаты, переоборудованные под цех, где буквально в поте лица трудились китайские эмигранты, копируя дорогие картины. Готовые картины помещались в подлинные рамы, к ним прилагались настоящие письма и сертификаты, которые выдавались оригиналу. Спустя время подлинник снова отправлялся на экспертизу и снова получал достоверные документы. Оригинал продавался в США или Европу. А подделка уходила на более закрытые рынки, в Азию. Долгое время копии и оригиналы не пересекались, поскольку азиаты редко отдавали свои приобретения на экспертизу европейцам.

Али Сахай полностью отрицал вину на всех слушаниях по делу, а также в интервью журналистам. В итоге мошенник получил тюремный срок 41 месяц, штраф 12,5 млн.$, 11 подлинников были конфискованы, а галерея закрыта. Чуть позже он сотрудничал с ФБР по делу о возвращении на родину копии картины «Девушка в синем платье», похищенной во время Второй мировой нацистами.