Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Блиц” (2024, Blitz): Маргаритки и проблески надежды

“В войне вообще не выигрывают, Чарли. Все только и делают, что проигрывают, и кто проиграет последним, просит мира” (с) Рэй Бредбери “Вино из одуванчиков”

***

Драма “Блиц” Стива Маккуина (Steve McQueen), который выступил режиссёром и сценаристом, рассказывает вымышленную историю девятилетнего мальчика Джорджа, но помещённую в условия реальных исторических событий и транслирующая самую простую истину: “Война – это когда за интересы других гибнут совершенно безвинные люди” (Уинстон Черчилль), которую в том или ином виде вкладывают во все военные фильмы. Использование ребёнка в качестве главного героя особенно подчёркивает эту мысль.

Стив Маккуин в интервью для Deadline рассказал, что был вдохновлён старой фотографией времён Второй мировой войны, на которой чернокожий мальчик с чемоданом ждёт поезда на вокзале. Это стало отправной точкой для главного героя Джорджа в драме “Блиц”.

постер к драме "Блиц" (2024), режиссёр/сценарист Стив Маккуин
постер к драме "Блиц" (2024), режиссёр/сценарист Стив Маккуин

Действие разворачивается в 1940 году в Лондоне, как сообщает начальный титр, вводя в курс дела. Через год после начала Второй мировой войны Британия и её союзники противостояли атакам нацистской Германии. Военно-воздушные силы Адольфа Гитлера обрушивались мощными бомбардировками на британские населённые пункты. Один миллион двести пятьдесят тысяч британцев были эвакуированы, половина из них были дети. Этот период получил название The Blitz, от немецкого слова Blitzkrieg – “молниеносная война”. Он продлился с сентября 1940-го по май 1941го, и завершился провалом немецкой стороны.

Самым напряжённым периодом блицкрига был Лондонский. Нацисты начали именно с Лондона – 7 сентября, что вошло в историю как “Чёрная Суббота” (Black Saturday) – и первые пятьдесят семь ночей подряд люфтваффе подвергало город бомбардировкам. Но иногда они совершали атаки и днём.

Но и далее Лондон подвергался регулярным нападениям в течение восьми месяцев Блица, а самый крупный налёт пришёлся на финальные дни 10-11 мая 1941 года.

Главным героем драмы “Блиц” является Джордж Хэллоуэй. Он живёт с матерью Ритой (в исполнении Сирши Ронан), которая работает на фабрике по изготовлению бомб, и дедом Джеральдом, отцом Риты. Своего отца Лукаса Джордж не знает, его депортировали из страны ещё до рождения ребёнка. Джеральд заменяет ему отцовскую фигуру, он учит внука давать отпор особенно хулиганистым мальчишкам.

Рита (в исполнении Сирши Ронан)
Рита (в исполнении Сирши Ронан)

Поскольку опасность подстерегала каждую минуту, Рите пришлось отправить сына в безопасный “эвакуационный лагерь” в сельскую местность, хотя она этого очень не хотела. Джордж обиделся на мать из-за того, что она – как он это воспринял – захотела избавиться от него (или прогнать из своей жизни). Он не связывал её решение об отправке с желанием уберечь его от опасности – ведь иногда приходилось убегать из дома среди ночи в укрытие, в которое ещё был велик риск не попасть.

Джордж (в исполнении Эллиота Хеффернана)
Джордж (в исполнении Эллиота Хеффернана)

Потому на вокзале он убежал от неё и как можно быстрее запрыгнул в вагон, игнорируя просьбы матери посмотреть на него, чтобы нормально попрощаться.

Через час после отправления поезда Джорджу стало стыдно из-за своего поведения. Он спрыгнул с поезда прямо на ходу и решил вернуться в Лондон к маме. Так и начинаются его приключения, когда он проходит через разные неприятности и знакомится с разными людьми – хорошими или вынужденно плохими.

Несмотря на то, что Джордж никогда не видел своего отца, но в наследство о себе Лукас оставил тёмный цвет кожи, который является причиной постоянных придирок от ровесников. Джордж возненавидел свой цвет кожи и отрицал то, что он темнокожий. Ему приходилось слышать оскорбления из-за этого, равно как и его отцу, и даже сама Рита порой слышала в свою спину, что у неё “мартышка на шее”.

Столкновение между этническими меньшинствами здесь является одной из проблем, которая особенно сильно усугубляется во время военных действий. Вообще в этой драме остро стоит проблема расизма.

Её Стив МакКуин использует для того, чтобы рассказать, что нельзя поддаваться манипуляциям Гитлера (конкретно в этой истории, но, думаю, это универсальная проблема), который хочет добиться победы ещё и за счёт конфликтов между населением одной страны. В фильме есть пусть и банальная, но всё равно очень трогательная сцена, как чернокожий надзиратель Ифе, который совершал ежевечерний обход улиц и следил, чтобы свет во всех домах был выключен, произносит речь о важности единения между разными национальностями – и особенно в трудный период. Германия и рассчитывает на то, что массированные атаки истощат страну, у неё не будет ни вооружения, ни людей, чтобы обороняться; но, более того, их атаки с воздуха на городские объекты имели целью вывести из равновесия лондонцев, полностью деморализовать их. Так что Ифе был прав, призывая лондонцев объединиться вопреки тому, на что рассчитывает враг.

Ифе – уроженец Золотого берега в Африке, его имя переводится как “любовь”, и он в этом фильме служит метафорой чего-то светлого и хорошего в самые мрачные периоды жизни. Ифе стал одним из тех людей, кто встретился на пути Джорджа, когда он пытался вернуться домой к маме. Ифе, сам того не ведая, преподаёт Джорджу урок принятия своей национальности. Он показывает мальчику, что вовсе не это главное, и уважать человека нужно не за цвет кожи, а за его качества. Да, это самая простая мысль, но сцена поставлена красиво.

Ифе (в исполнении Бенджамина Клементайна). Клементайн - музыкант, а это его вторая роль в большом кино. Первой была в эпизоде "Дюны" (2021), третий его большой фильм "Рукою Данте", который пока находится на пост-продакшене
Ифе (в исполнении Бенджамина Клементайна). Клементайн - музыкант, а это его вторая роль в большом кино. Первой была в эпизоде "Дюны" (2021), третий его большой фильм "Рукою Данте", который пока находится на пост-продакшене

В этом фильме на фоне постоянного падения немецких бомб с неба всё же нет абсолютной темноты. Стив Маккуин сделал историю с точки зрения девятилетнего мальчика. Потому она не могла быть тяжёлой; она воспринимается как что-то наивное и упрощённое. В этой драме, даже если взрослый человек на пути Джорджа оказывается не таким хорошим, как может показаться на первый взгляд (Джесс, которая заманила мальчика в банду мародёров), этот же человек потом постарается помочь, осознавая, что шанс помочь нужно использовать, чтобы теоретически не переходить на сторону тех, кто сбрасывает на Лондон бомбы.

На протяжении всего фильма встречаются моменты доброты и мужества: молодой человек спасает Риту от падающей стены; Ифе приводит Джорджа в приют, чтобы он там переночевал; тот же Ифе рискует ценой своей жизни, чтобы спасти старушку; Рита приходит на помощь в госпиталь, которым заведует местный активист-еврей Мики Дэвис; Джордж делится своим единственным бутербродом с тремя братьями, которые, как и он, сбежали из поезда, не желая уезжать от своей семьи.

Связующим звеном между этими моментами идут чёрно-белые вставки с маргаритками (и они вынесены на постер, укрывая Риту и Джорджа). Они взяты из короткометражного экспериментального фильма Emak Bakia (или Leave me alone) 1926 года от визуального художника Мана Рэя (Man Ray), того самого, который работал с Элизабет “Ли” Миллер и вместе они переизобрели эффект соляризации. Как пишет зарубежная критика, эти цветы являются символом необоснованной веры в прекрасное будущее в военный период. От себя могу добавить, что в этом есть что-то от фильма “Цветы лиловые полей”, в котором не было войны, но всё же главная героиня Силия тоже оказалась в очень сложной жизненной ситуации, как и Джордж; и там тоже были цветы, на которые нужно было обращать внимание. Что маргаритки, что лиловые цветы – это творения Бога, а он хочет, чтобы его творения не забывали, что бы ни случалось. Это как проблески надежды, которые обязательно должны оставаться у человека.

маргаритки из Emak Bakia (1926), которые Стив Маккуин использовал в своём фильме
маргаритки из Emak Bakia (1926), которые Стив Маккуин использовал в своём фильме

Интересные факты

- Несмотря на то, что сюжетная линия главного героя вымышлена, но Стив Маккуин изучил тот временной период и использовал некоторые детали. Например, в открывающей сцене он показал вырвавшийся из рук пожарных пожарный шланг. Эти шланги были сделаны из брезента, у них протекали латунные форсунки, и они не могли контролировать давление воды, потому возникали такие опасные моменты, что за шлангом приходилось бегать.

- В эпизоде с кафе Cafe de Paris, которое было разрушено сброшенной бомбой, тоже использован реальный факт. Мародёры среди обломков находили погибших и отрезали им пальцы, чтобы снять драгоценности.