Найти в Дзене
СВОЛО

Какая гадость эта ваша…

Когда-то я подобрал в квартире какую-то бумажку и стал читать. Это оказалось незаконченное письмо моей жены подруге про меня. Там было: «Приезжай. Он тебя поведёт в местный музей, и ты это запомнишь на всю жизнь». А на днях у меня было плановое посещение кардиолога. - Очень приятно было вас снова видеть. - И мне вас. Шутка сказать: четыре центура! (Это расширяющие сосуды сердца трубки.) Я теперь должен жить до ста лет. Голова – работает. Делаю открытия. - Да? Какие? - Искусствоведческие. Вот самое большое… И вы, уверен, знаете эту картину… Александра Иванова «Явление Христа народу». - Конечно знаю. - Так там, строго говоря, Христа никто не видит. Я это давно опубликовал, и не вижу, чтоб кто-то заметил. А это ж значит ого-го что! Что вот тогда входивший в моду сен-симонизм – такая же ерунда, как и когда-то вошедшее в моду христианство. То есть Иванов первый русский настоящий реалист: видит в социуме то, что ещё никто не видит. И мы распрощались. А зале ожидания она меня догоняет, и, пок

Когда-то я подобрал в квартире какую-то бумажку и стал читать. Это оказалось незаконченное письмо моей жены подруге про меня. Там было: «Приезжай. Он тебя поведёт в местный музей, и ты это запомнишь на всю жизнь».

А на днях у меня было плановое посещение кардиолога.

- Очень приятно было вас снова видеть.

- И мне вас. Шутка сказать: четыре центура! (Это расширяющие сосуды сердца трубки.) Я теперь должен жить до ста лет. Голова – работает. Делаю открытия.

- Да? Какие?

- Искусствоведческие. Вот самое большое… И вы, уверен, знаете эту картину… Александра Иванова «Явление Христа народу».

- Конечно знаю.

- Так там, строго говоря, Христа никто не видит. Я это давно опубликовал, и не вижу, чтоб кто-то заметил. А это ж значит ого-го что! Что вот тогда входивший в моду сен-симонизм – такая же ерунда, как и когда-то вошедшее в моду христианство. То есть Иванов первый русский настоящий реалист: видит в социуме то, что ещё никто не видит.

И мы распрощались.

А зале ожидания она меня догоняет, и, показывая на смартфоне на Иоанна Крестителя на этой картине, говорит:

- А он же – видит!

- Нет! Он дан строго в профиль. То есть направление его взгляда проходит мимо Христа на таком же расстоянии, на какое Христос удалён от Иоанна. – Тот, кто ближе всего взглядом подбирается к Христу – это Гоголь. Вот этот. Но, если точно провести на репродукции линию его взгляда, то увидите, что и он смотрит мимо. И так с каждым. Кроме тех, конечно, кто обращён к нам спиной. Про тех, строго говоря, нельзя ничего сказать.

И мы попрощались ещё раз.

Казалось бы, мой канал должен иметь огромную популярность. – Шиш. Для подсчёта посетителей каждой статьи хватает пальцев одной руки. Ну двух. Впечатление, что народ – анализоненавистник. – Вот 2 часа тому назад комментарий: «Исследование на тему "Влияние лунного света на половую жизнь господ офицеров".

Если вы на этом канале все такие вумные, что же вы строем не ходите?».

И я думаю про себя: может, я – выродок всё же? Ну в чём ценность моей деятельности, если, фигурально выражаясь, в двух словах можно врачихе между прочим рассказать о художественном смысле произведения, которое писалось двадцать лет и произвело фурор в обществе?

А я просто тоскую, если какое-то время не ломаю голову над очередной репродукцией и не черчу по ней линии и т.п. В самых хороших случаях я лишаюсь сна, пока меня не осенит, в чём художественный смысл (обязательно всего из нескольких слов). Иногда это даже не слова, а невыразимое состояние вдруг уверенности, что всё: теперь я могу садиться и писать, ибо слова – как писал поэт – свободно потекут.

Я почти никогда не пишу подуманное заранее и почти не правлю получившееся. (Не из-за этого ли многие мне выражают сомнение, родной ли мне язык русский…)

А есть и прямо ненавидящие меня за страсть к анализированию.

И вот мне не о чём писать, и я томлюсь. Бывало, в таком случае я принимался за какой-нибудь рассказ Чехова, ибо тот писал гарантировано гениальные вещи (и чуть не большинство их неправильно понимает: как смешные или как произведения критического реализма, - тогда как он ницшеанец, с чем согласны единицы). Но сколько можно о нём писать?.. Есть ещё Нестеров (тоже ницшеанец), у которого, что ни возьми – головоломка: в чём здесь он допустил натурокорёжение. (Которого никто не замечает десятилетие за десятилетием, и всё из-за того, что не доходит, что он мстит Этому миру и Богу в Нём за то, что отнята была родами в 1886 году его любимая жена, а больше он никого не полюбил.)

Ну что: сдаёмся? Берёмся за Нестерова?

Спрашиваем интернет: «все картины м. нестерова»

Почему-то в «Википедии» всё начинается с 1888 года.

Первую, кажется, разбирал. Вторую – точно разбирал. Третью – тоже и не раз. – Четвёртая.

Нестеров. Портрет Аполлинария Васнецова. 1900.
Нестеров. Портрет Аполлинария Васнецова. 1900.

Думал, что на этот раз потерплю фиаско.

Открыл фото.

-2

Ничего не помогает. – То есть видно, да, что всё он превращает в околобожественное, мол, богоугодное. Но это то, на Кого он больше всего в Этом мире обижен – на Бога. А вот КАК он обиду выражает?

И вдруг замечаю, что левое ухо Аполлинария больше правого. Помечаю чёрточкой на краешке листа длину левого уха, прикладываю к правому – одинаковые! И через какие-то секунды до меня доходит, что лицо-то Аполлинария повернуто влево (для него), то есть, должно быть перспективное уменьшение его левого уха, а Нестеров уменьшения не сделал.

Но как это сделать видимым читателю и не стоит ли проверить свою кажимость на нейтральном человеке? – Я послал письмо, и в ожидании ответа стал продолжать статью.

Длина левого уха

-3

72 каких-то единицы. Длина правого уха

-4

76 каких-то единиц. То есть измерение бумажкой было неточное. Но и уменьшения левого уха на 5,3% оказалось, получается, недостаточным, чтоб кажимость натурокорёжения не появлялась.

А корреспондент мой молчит.

Надо проверить на глазах.

-5
-6

О! Совсем другое дело – разница целых 16,6%.

А корреспондент молчит. Я не утерпел и позвонил. И – ура! Ему так же кажется, как и мне.

30 ноября 2024 г.