Вы не увидите их, если будете смотреть только перед собой или под ноги. Чтобы увидеть, надо поднимать глаза выше — туда, где ещё земля, но уже небо. Они вообще-то не только в Стамбуле, они во всей османской Турции, но моя османская Турция — это пока только два города, Стамбул и Бурса, а в Бурсе они мне на глаза не попались. Я не увидела бы их и в Стамбуле, ведь прочитала в интернете, что там остался только один, причём слишком далеко от центра и скорее для живущего в городе или приехавшего в него раз этак в пятый хотя бы. Вот и не искала: как искать то, чего, сказали, нет?
Но уже на второй день поездки Стамбул сделал мне роскошный подарок.
Города не люди, они всегда отвечают взаимностью, если их любишь и хочешь понять.
Мне случайно пришлось минут 15 ждать человека на улице, по которой немало хожено ещё в прошлый раз. Интернета в телефоне не было, сесть некуда, оставалось крутить головой и ёрзать глазами. И вдруг — стоп! Что это?! Это же оно!
Много раз виденный комплекс мечети Лалели, конкретно — вроде бы чьё-то тюрбе (потом узнала чьё и расскажу), но ни разу до того я не посмотрела на него внимательно. Ни разу, ведь рядом чудный, как и все остальные, османский киоск. Вот на нем взгляд и застревал.
Киоск — небольшая круглая будка с куполом, широким навесом, большими окнами и ажурными коваными решетками, встроенная в ограду мечети, чаще всего на углу. В средневековой Турции они назывались «сабил» или «себил» и были местом доброго дела — в них прохожим раздавали свежую воду.
Ну всё, заинтересовала наконец?)) Вот оно, точнее, он — птичий дворец, скворечник по-турецки, миниатюрный птичий особняк, птичий павильон…
Не верьте никому, кто скажет, что это чудо в Стамбуле больше не найти, что остался лишь один на древнем мосту далеко от центра. Я поверила постоянно живущему там человеку, и это было ошибкой.
Серче сарай (дворец воробьёв) – архитектура любви
Османская архитектура волшебна. Вся, от деревянных домиков до монументальных мечетей. А есть ещё одна — миниатюрная. Не та, что "малые городские формы" или известный Миниатюрк, а по-настоящему крошечная и прекрасная — архитектура скворечников. Да, сейчас это уже былое искусство олицетворения любви и сострадания к слабым и беззащитным. Но им всё ещё можно любоваться не только, как пишут, на старом мосту Бюючекмедже и в "остальной" Турции, а прямо в Стамбуле. И прямо перед носом. Точнее — над носом.
Вот, пожалуйста, на том самом тюрбе (мавзолее) султана Мустафы III при мечети Лалели. Даже из окна трамвая два его скворечника будут хорошо видны.
Дома для птиц люди, конечно, строили задолго до появления Османской империи, но нигде их не возводили в ранг архитектуры и не создавали такими совершенными. Откуда же такая любовь здесь
Куш кешку – птичьи павильоны
Сентиментальность? Даже воинственный и жестокий народ не может не искать отдушины для сердца, все же создан любой из нас человеком, а не военной машиной. А "птичка Божия" своей лёгкостью и свободой в небе всегда радует глаз, а песней утихомиривает душу. Как её не любить?
Воспитанная религией доброта? Ведь известно, что Ислам — религия добрых дел, он буквально требует от мусульманина творить добро, причём не только в отношении другого человека:
Они спросили: «Посланник Аллаха, а что, нам может быть награда ещё и за животных?!» И он ответил: «За каждую влажную (живую) печень — награда». (Муслим — хадис 2244)
Но человек слаб и мучим тщеславием, а потому тихое добро нередко хочет сделать видимым. И разве не красиво такое вот публичное подтверждение доброго дела?
Вера в талисманы и обереги? Птица — символ мира была и есть до нынешнего дня. Символом милосердия и чистоты считалась она у турок. Они тогда ещё не стали циниками, как мы сегодняшние, зачастую видящие в птицах только источник грязи и разносчика заразы. Добро, удача — с этим тоже связывали создания, способные жить в стихии неба. А теперь уже и турки скорее повесят "руку Фатимы" от сглаза, чем заморочатся "птичьей коммуналкой", хотя раньше, на радость птицам и будущим туристам, морочились на все 146%... Спасибо им за это!
"Ласточкины шатры"
Когда скворечники стали становиться резными дворцами, даже сами турки не догадывались, что это такое. Люди думали, что это миниатюры каких-то будущих построек. Ведь ничего подобного не было ни до этой османской традиции, ни после. Почему де она, родившись ещё при сельджуках, сошла на нет к 19-му веку?
"Голубиные хижины"
Нет ответа. Вроде бы и любить пернатых османы не переставали, и религию не меняли, и суеверий у них не уменьшилось, а вот…
Но в построенных по всем правилам птичьей и безопасности домах и дворцах, встроенных в мечети, ханы, медресе, мосты и просто жилые дома, по-прежнему зимуют голуби и воробьи, ласточки и зяблики. Там они в безопасности от кошек, а еще их домики "стоят" на солнечной стороне и с расчётом не задувания в них ветра: зима в Стамбуле пусть и не московская, но к теплолюбивым все равно очень строга. Так что, может, птицы и не умеют благодарить по человечьим правилам, а только в жизни другой их крошечные спасённые сердечки точно лягут на сторону добра в последнем Суде.
Так где в Стамбуле искать птичьи дворцы?
А мне ведь в тот день повезло дважды. Двойным был подарок от Стамбула. От Лалели пошли по небольшой улочке между университетом и музеем-хаммамом Баязида, а там…
И ведь прошла бы мимо, снова не подняв глаза! Мало того, в прошлый приезд и прошла, остановившись только у самого́ медресе.
Тогда путь был в обратную сторону — к Лалели, и это чудо осталось за спиной незамеченным. Да и сейчас, если бы не глазастый муж, которому только что выливала восторги от птичьих домиков на тюрбе, не писала бы вам сейчас эту статью. А увидев такую красоту, разве можно было оставить её без рассказа?
Кошачьи "дворцы" под этим скворечником, кстати, сильно уступают в архитектуре птичьим))
А вы видели? На Новой мечети, на мечетях Эйюп Султан, Аязма, Селимие, на Национальной библиотеке медресе Фейзуллы Эфенди? В Балате и Кючуклазаре? У меня теперь целый список, придётся снова возвращаться в Стамбул) А пока — спасибо всем за внимание и за лайк тяжким трудам автора!))