Крымское ханство - мрачный осколок Золотой Орды, что почти четыре столетия донимало Русь своими набегами. Еще при Иване Грозном Москву сжигали крымцы, людей наших тысячами в полон уводили... Общее же число угнанных в рабы крымскими нашествиями славян может оцениваться за 4-5 веков в пару миллионов душ.
Приходилось на южных рубежах нашей державы целые засечные черты и укрепления о набегов крымских ханов городить. Саратов, Орел, Царицын-Волгоград, Белгород: все эти великие русские города возникли именно в качестве защитных фортов от крымцев.
- А до 1700- го года Россия еще и передавала Крымскому ханству особые "поминки" - щедрые посольские дары, что ханы в Бахчисарае видели не иначе как дань себе любимым. В бюджет же Руси закладывалась и особая сумма на выкуп полонян из Крыма.
Победить это жившее гоп-стопом полукочевое государство удалось лишь в конце XVIII-го столетия. Уже при матушке Екатерине II, когда Крым наконец-то стал русским.
Но почему же прежде не могли русичи крымцев одолеть? Чего четыреста лет почти вошкались то, спрашивается?
Тут дело сперва в географии - Крымское ханство лежит за безводными степями, на особом полуострове, соединенном с большой землей лишь тонким перешейком в районе Перекопа. Потому большой армии к Крыму незамеченной просто не подобраться. А ведь потом еще требуется штурмовать укрепления самого Перекопа.
- Это важнейшее стратегическое преимущество Тавриды потом в 1920-м году еще белые используют - Крым станет последней значимой частью России, откуда Красная армия Врангеля выбьет. А в 1941-1942 гг уже немцам придется с Крымом повозиться - тоже окажется сложнейшей задачей для гитлеровцев наш в стороне лежащий полуостров захватить.
Между Русью и Крымом лежала и целая куча буферных зон: Запорожская Сечь, ногайские кочевья Дикого Поля, польские территории Малороссии. Чтоб добраться до Крыма требовалось преодолеть все эти границы, что не особо тамошние хозяева дозволяли. Это только крымцы не спрашивали разрешения и транзитной визы, когда на Русь шли набегом.
Крымское ханство еще и вовремя нашло себе годную крышу - признала вассальную зависимость от Османской империи Русские войска не раз ходили на штурм Перекопа. Но каждый раз без особого успеха - по безводным степям крупной пешей армии просто не пройти, а малыми конными силами одолеть поддерживаемым Стамбулом Крым было нереально.
- Крым, если что, располагал довольно некислой армией. Все мужское исламские население (крымские татары, ногаи-мангыты) тут было военнообязанным, отлично училось с детства держаться в седле и сражаться в конном строю. Пусть и не самым передовым оружием.
Чтоб победить Крым так еще и военный флот требовался. Но вот беда: до конца XVIII-го столетия в Черном море в одну калитку властвовала Великолепная Порта. А у России тут вообще кораблей не было.
- У России же на тот момент имелось и больше врагов имелось - основные силы приходилось бросать против угрожавших самому существованию Русского государства шведов да поляков. Так что до Крыма, прости Господи, просто руки не доходили. Ханский Крым тем более, умел очень тонко лавировать в русле большой политики: то Русь против поляков поддерживал, то наоборот.
В XVII-м столетии крымцев частично удалось дипломатически и методом засечных черт перенаправить в набеги на враждебную нам Речь Посполитую. Но чтобы окончательно разобраться с крымской напасть Руси требовалось сперва мощь турок в Северном Причерноморье одолеть. Что удалось сделать, спасибо Суворову и Ко, лишь в конце XVIII-го столетия, по итогам Кючук-Кайнарджийского договора. А там уже и весь Крым получилось спокойно без шуму и пыли взять.
- В общем, не случайно сложилась в русском фольклоре та самая песня про собаку-крымского хана, прозвучавшая в легендарной комедии "Иван Васильевич меняет профессию...".