Различные варианты постчеловечества всегда были частью фантастики.
Еще на заре жанра Замятин в «Мы» или Уэллс в «Машине времени» дают перспективу развития человечества за пределами человечности.
Эта идея (сверхлюдей, постлюдей, антилюдей и так далее) плотно укореняется в жанре, и нынче мы редко встречаем большое фантастическое произведение без попытки осветить эту проблематику.
Соответственно, вариантов мы имеем массу. Технологические аугментации, усиливающие человеко-машинный синтез (Уильям Гибсон и весь киберпанк вообще); сумрачные био-магические манипуляции с плотью, превращающие людей во всякую монструозную неведомую фигню (Чайна Мьевиль, например); сложные ментальные техники, разгоняющие человеческое мышление до совсем не человеческих пределов («Схизматрица» Брюса Стерлинга, как вариант); окончательная выгрузка человеческих мозгов из человеческих тушек в цифровое пространство (Виктор Пелевин и его последние романы); сразу все вместе («Гиперион», «Ложная слепота» и всякий прочий Вархаммер). Вариантов очень много, перечислять их можно долго.
Цикл романов о Дюне Фрэнка Герберта представляется мне здесь случаем достаточно занимательным. Во-первых, потому, что я просто люблю эти романы. Во-вторых, потому, что Герберт исследует тему постчеловечества, исходя из определенных актуальных для нас мистических и религиозных конструкций, которые протягивает в далекое-далекое будущее (знаю, что так делает не он один) и выдает целую серию вариантов постчеловеков, занимательно их обосновывая.
ДЖИХАД И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ТЕХНОЛОГИИ
Разные варианты постчеловечества вселенной Дюны Герберт выстраивает на основе серьезной базы своего мышления о философских идеях.
База эта весьма обширна, и в данных заметках я попытаюсь пунктирно наметить некоторые ее треки.
Нам интересны для примера три структуры, три организации, существующие в тексте романа: орден Бене Гессерит, Космическая Гильдия и ментаты (это далеко не все, но пока остановимся на них)..
Начнем чуть-чуть издалека. Одним из важных исторических событий Дюны, сформировавших этот мир, является «батлерианский джихад». Штука в том, что развитое и покоряющее космос человечество понастроило очень умных машин. Машины оказались слишком умны и установили над человечеством диктат.
Интенция Герберта здесь вполне понятна. Сценарий восстания ИИ и захвата/уничтожения им человечества был вполне распространен в фантастике 60–70-х годов. Степень страшности этой проблемы была разной, но сама она виделась ясно.
Для того чтобы освободиться, потребовалась всепоглощающая религиозная война — джихад. Обратите внимание — это кажется контринтуитивным.
Но Герберт настаивает: для освобождения человечества нужна война в форме джихада. Он делает это дважды: первый джихад — война против машин, второй джихад — война фрименов Арракиса за Пола Атрейдеса. И то и другое предназначено для освобождения людей.
Первый джихад завершается сокрушением ИИ, и человечество принимает доктрину, запрещающую постройку мыслящих машин. Эта идея регулярно пульсирует в романах: «да не создай машину по образу и подобию разума человеческого», «да не создай машину, подделав разум человеческий» и т. д.
ПОСТЧЕЛОВЕЧЕСТВО №1.
Джихад проведен, человечество освобождено, машинная тирания больше не доминирует и не угнетает. Однако, технологическая жизнь в большом космосе требует мощных вычислительных мощностей, аналитических аппаратов, навигационных систем и всякого другого.
Сложные и мощные компьютеры, ИИ и т.д., при этом, запрещены. Что делать? Правильно! Превращать в людей в нужный нам биологический вариант машины и выжимать максимум из наших органических мозгов.
Первым вариантом такого развития является идея превращения человеческого мозга в собственно аналог счетной машины.
Речь идет о ментатах (mens — ум, лат.). Ментат — субъект чистой логической деятельности. Человек, чей мозг долгими годами тренировок приспособлен к тому, чтобы обрабатывать существенные объемы данных. Ментаты хранят в своем уме не только сами данные, но и многочисленные аналитические инструменты, с помощью которых устанавливаются зависимости между переменными, просчитываются последствия тех или иных действий и вероятности различных явлений.
В общем, что-то вроде студента на глицине перед экзаменами. Про глицин, кстати, не совсем шутка. Ментаты действительно употребляют некое вещество, которое позволяет им разгонять мозги.
Идея эта, конечно, не нова. Герберт здесь опирается на один любопытный феномен, который не единожды описывался. В частности у нас об этом рассказывал замечательный философ, буддолог Александр Моисеевич Пятигорский.
Речь идет о том, что человеческая культура во всей ее совокупности может быть описана как система протезов. Одной из частей этой системы является вынесенная на внешние носители человеческая память - бумага, письменность, цифровые носители и т.д.
Однако, зафиксированные большие объемы информации, произведенной людьми, сильно старше, чем самые древние системы записи. Задолго до появления письменности эти объемы хранились в человеческом разуме. Античные эпосы, своды религиозных гимнов, Устная Тора, Веды и т.д. и т.д. - гигантские тексты, которые хранились сугубо в памяти носителей. Просто попробуйте нынче выучить наизусть весь корпус Вед. Однако, люди справлялись.
И дело не только в памяти. Но и в системах мнемонических приемов, которые позволяют сортировать, каталогизировать в памяти все эти огромные объемы текстов, обращаться к нужным кускам в нужный момент, сочленять друг с другом различные фрагменты, тасовать их и так далее.
Ментат - человек с разогнанными мозгами. Существо, чьи ментальные способности существенно превосходят способности обычного смертного. Существо из далеко фантастического будущего, которое попало туда из далекого натурального прошлого.
ПОСТЧЕЛОВЕЧЕСТВО №2.
Вторым вариантом является сестринский орден фем-буддо-фашистов — Бене Гессерит. Уверен, барон Унгерн был бы просто счастлив пообщаться с этими барышнями.
Женский коллектив Бене Гессерит является буквально утрированным синтезом нескольких систем идей. По форме своего существования это монахини. Замкнутая женская община, внутрь которой допускаются лишь посвященные и прошедшие специальную инициацию. Мужчины эту инициацию пройти не способны (т. к. не способны преодолеть животную часть своей природы) — она их убивает, за одним-единственным исключением.
Барышни занимаются пестованием жесткой дисциплины ума, тела и духа, основанной на индийских монашеских практиках. Благодаря этому они приобретают максимальный контроль над собственным мышлением, эмоциональным состоянием и телом.
Основным их занятием является евгеника. Селекция человечества для улучшения всей популяции. При этом селективная программа сестринства сконцентрирована на аристократических семействах вселенной Дюны и предназначена для выведения истинного сверхчеловека. В этом контексте они очень плотно включены в политические структуры космической империи.
В одном из начальных диалогов представитель ордена проговаривает, что в космосе есть две существенные организации: Бене Гессерит, которые занимаются политикой и Космическая Гильдия, которая занимается математикой. Подход сугубо античный. Еще Аристотель обозначает, что настоящий человек должен быть обращен к политике (активному участию в жизни общины) и познанию мира (μᾰθημᾰτικά (математика) - с др. гр. познание).
Заметим - человек должен заниматься и тем и другим. Посему, настоящих человеков в романе Дюна вообще нет. Околочеловеки же, почти человеки, собраны в Ордене и Гильдии.
И настоящий человек (или сверхчеловек), являясь результатом евгеники Бене Гессерит, будет обладать как способностями сестер Ордена, так и способностями представителей Гильдии.
Сверхчеловек, впрочем, по заветам Ницше (идеи которого осознанно включены Гербертом в роман) являет себя самостоятельно и являет собой нечто куда большее...
ПОСТЧЕЛОВЕЧЕСТВО №3.
Третьим вариантом постчеловечества уже в полном смысле этого слова является Космическая Гильдия.
Межзвездные перемещения требуют очень специфических условий. Помимо всяких приблуд вроде двигателей, сворачивающих пространство, необходимо строить очень сложные маршруты. Космос ведь не статичен. Вселенная расширяется, миллиарды миллиардов космических объектов и групп объектов двигаются по сложным траекториям. Звезды взрываются, кометы носятся, планеты вращаются. Все космические объекты постоянно меняют свое местоположение. Вопрос: как вообще в этих условиях возможны перемещения на относительно дальние расстояния?
Для того чтобы построить маршрут в таких условиях, требуется сверхмощная вычислительная техника. Которой нет.
К счастью, на планете Арракис (собственно, Дюна) в результате очень специфического мистико-биологического синтеза (с участием червей и их выделений) появляется Пряность. Очень особенное вещество, с помощью которого можно добиваться различных эффектов.
Одним из таких эффектов является способность прозревать будущее. В зависимости от дозировок, способов употребления и сопутствующих условий (генетики человека, его ментального состояния, его пола, его обучения и так далее) можно добиться разных степеней этого прозрения.
Гильдия с помощью биоинженерии выводит ГМО-людей, которые всю свою жизнь проводят не просто употребляя Пряность, а буквально существуя в банке с ее раствором. Это потерявшие человеческий облик мутанты, которые из своих пряных банок прозревают будущее во множестве его вероятных вариантов и благодаря этому способны строить маршруты в сложнейшей среде космического движения.
Эти мутанты, в сущности, самая могущественная сила в Империи, обеспечивающая (=контролирующая) всю межзвездную логистику.
Это, конечно, не все варианты развития человеческого организма в ту или иную сторону. Есть еще Бене Тлейлаксу, которые с помощью сумрачной биоинженерии выводят зомби, умеют менять внешность и выращивают стремную живность, вроде кресло-собак.
И, конечно, есть центральная фигура - результат генетической программы Бене Гессерит, алхимический сверхчеловек, синтезирующий в себе все постчеловеческие линии романа. Прозревшающий будущее и прошлое, слитый с червем Бог - Император Лето II Атрейдес.
Но это уже повод для отдельного текста.
Что вы думаете о таких вариантах развития постчеловечества? Читали ли «Дюну» или может смотрели фильмы? Поделитесь в комментариях💫
🖇️ Материал подготовлен лектором Vita Nuova, Олегом Бокоевым