Найти в Дзене
ВТБ Страна

Как дружили русский поэт Жуковский и немецкий живописец Фридрих

Оглавление

Каспар Давид Фридрих — один из самых известных немецких художников, его называют «первооткрывателем трагедии в ландшафте», он — в числе важнейших представителей романтизма в живописи. В России находится вторая по величине после Германии коллекция работ Фридриха. Рассказываем, как так вышло.

Дружба двух светил

Поэт, переводчик, критик и педагог Василий Андреевич Жуковский — ключевая фигура русской литературы и истории. Наставник Александра II, один из учителей Пушкина, автор гимна Российской империи, он часто путешествовал по Европе и особенно много времени провел в Германии — в том числе прожил там последние восемь лет своей жизни.

Каспар Давид Фридрих. «Аббатство в дубовом лесу», 1810 год, Старая национальная галерея, Берлин © Public domain
Каспар Давид Фридрих. «Аббатство в дубовом лесу», 1810 год, Старая национальная галерея, Берлин © Public domain

В одном из первых путешествий, в 1820 году, поэт сопровождал будущую императрицу Александру Федоровну (урожденную Фридерику Луизу Шарлотту Вильгельмину Прусскую) и учил ее русскому языку. Тогда на стенах дворца прусского короля он впервые увидел картины Фридриха «Монах на берегу моря» и «Аббатство в дубовом лесу». Русский поэт-романтик оценил мастерство художника. А через год в Дрездене Жуковский и Фридрих встретились уже лично. Свои впечатления от самого Фридриха и его живописи Жуковский описывает в письме:

«...и в картинах его нет ничего мечтательного; напротив, они нравятся своею верностью, ибо каждая возбуждает в душе воспоминание о чем-то знакомом; если находишь в них более того, что видят глаза, то этому та причина, что живописец смотрел на природу не как артист, который в ней ищет только образца для кисти, а как человек с чувством и воображением, который повсюду находит в ней символ человеческой жизни».

Каспар Давид Фридрих. «Утро в горах», не позднее 1823 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Каспар Давид Фридрих. «Утро в горах», не позднее 1823 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain

С этой встречи начинается их почти 15-летняя дружба и переписка. Русский поэт собирает свою коллекцию картин Фридриха, регулярно покупает его работы. Через Жуковского картины и рисунки выкупал Николай I — в царской коллекции в итоге оказалось восемь произведений художника. Собрание самого Жуковского насчитывало девять живописных полотен и пятьдесят рисунков. Поэт всю жизнь опекал немецкого друга, особенно в конце его жизни, когда популярность мечтательно-меланхоличной живописи Фридриха сошла на нет.

К примеру, Жуковский просил за Фридриха перед великим князем Александром Николаевичем. Русский поэт рассказал своему воспитаннику, как еще в 1820 году, когда он путешествовал по Германии вместе с будущим императором Николаем I, они заходили в мастерскую художника и Николай Павлович обещал: «Фридрих, если будешь в нужде, дай мне знать, я тебе помогу». Жуковский напомнил цесаревичу эти слова и попросил средств на выкуп картин Фридриха — и получил их.

В 1835 году Фридрих пережил инсульт и больше не мог писать маслом, делал только зарисовки сепией. Последний раз Жуковский побывал в Дрездене за два месяца до смерти друга, и вот как он описал свой визит в дневнике: «19 марта 1840 года. К Фридриху. Грустная развалина. Он плакал, как дитя». После кончины художника поэт на выделенные средства приобрел большое количество полотен для двора, что поддержало оставшуюся без средств к существованию семью живописца.

Контекст и родство душ

Василий Жуковский. Офорт «Вид на Ферму», 1822–1823 годы, Литературный музей Евгения Боратынского, Казань © Public domain
Василий Жуковский. Офорт «Вид на Ферму», 1822–1823 годы, Литературный музей Евгения Боратынского, Казань © Public domain

Дружбу поэта и живописца подпитывали в том числе культурные русско-немецкие связи, которые насчитывают свыше тысячи лет. Сам Жуковский всегда интересовался немецкой культурой. Его увлечение зародилось еще во время пребывания поэта в Дерпте (современный Тарту), а впоследствии подарило русскому читателю переводы Жуковского из Шиллера, Гёте и Гофмана. Жуковский был знаком с Гофманом и встречался с Гёте. С 1841 года и до конца жизни русский поэт жил в Германии — в Дюссельдорфе и Франкфурте-на-Майне, где его дом был центром культурной жизни. Немецкое искусство и философию он считал вершиной человеческой мысли. В конце жизни Жуковский сам себя называл «родителем на Руси немецкого романтизма и поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских».

Карл Брюллов. «Гадающая Светлана», 1836 год, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород © Public domain
Карл Брюллов. «Гадающая Светлана», 1836 год, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород © Public domain

С детства Василий Жуковский увлекался изобразительным искусством, причем достиг в этом деле больших успехов. Его рисунки, гравюры и офорты выглядят профессионально. Это живописное отношение к природе и окружающему миру он привнесет в свое литературное творчество. Многие его произведения настолько красочны, что читателю легко нарисовать в воображении описываемый пейзаж. Одна из самых известных баллад поэта — «Светлана» — начинается пейзажем, который легко отыскать и на картинах немецкого живописца:

Тускло светится луна

В сумраке тумана —

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

А одно из главных стихотворений поэта — «Невыразимое» — напрямую отсылает нас к поэтично-мечтательной атмосфере большей части картин Фридриха, про которые близкий друг Жуковского, историк и государственный деятель Александр Иванович Тургенев напишет: «Можно мечтать над его произведениями, но ясно понимать их нельзя, ибо и в его душе они не ясны. Это мечтания — сон, видения во сне и в ночи».

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

В свою очередь, талант Каспара Фридриха можно назвать «балладным», это часто отмечали его современники. Сам Жуковский назовет своего немецкого друга поэтом-живописцем. Мемуаристка Антонина Блудова вспоминает: «...нас очень занимали картины, странные, своеобразные, с каким-то оттенком привидений и почти невещественности, как баллады» (см. стихотворение Жуковского с аналогичным названием — «Привидение»). Издатель «Русского библиофила», одного из самых значительных книжных журналов рубежа 19–20 веков, Николай Соловьёв пишет: «Можно с одинаковою справедливостью назвать Фридриха — Жуковским живописи или Жуковского — Фридрихом поэзии, так сходны были характеры, таланты их обоих».

Три друга

Каспар Давид Фридрих. «Братья Александр и Сергей Тургеневы и Василий Жуковский», около 1827 года, Государственный музей Александра Сергеевича Пушкина, Москва © Public domain
Каспар Давид Фридрих. «Братья Александр и Сергей Тургеневы и Василий Жуковский», около 1827 года, Государственный музей Александра Сергеевича Пушкина, Москва © Public domain

С сентября 1826 по апрель 1827 года Жуковский жил в Дрездене и общался со своими близкими друзьями, братьями Александром и Сергеем Тургеневыми (вопреки совпадению фамилий, они не были родственниками Ивана Тургенева).

Осенью 1826 года в память о дружеском общении Александр Тургенев заказал Фридриху картину. Художник изобразил друзей стоящими спиной к зрителю, при свете луны, возле решетки террасы на берегу Эльбы. В верхней части решетки кириллицей вписано имя: Василий Жуковский, а в нижней — дата: 30 июля. Друзья изображены в национальной немецкой одежде: с большими беретами, в плащах с широким отрезным низом. Так немецкий художник объединил нестабильную ситуацию в России — время декабристского восстания — с политическими волнениями в Германии того времени. Для Жуковского, братьев Тургеневых и Каспара Давида Фридриха это полотно стало памятником их дружбе.

В декабре в Государственном Эрмитаже откроется выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия». Выставка, проходящая при поддержке банка ВТБ, приурочена к 250-летию со дня рождения немецкого художника. Она посвящена жизни и творчеству самого Фридриха, его отношениям с русским императорским двором, а также многолетней дружбе с поэтом Василием Жуковским. Помимо работ самого Каспара Давида Фридриха из собрания Государственного Эрмитажа и других музеев России, посетители увидят графику Василия Жуковского и других художников, творчески связанных с героями выставки.