Вы увидите невероятно дорогую и беспринципно роскошную баночку для крема из цельного кристалла колумбийского изумруда. Вес изделия в каратах я приведу в конце статьи: три нуля справа делает этот показатель полностью абстрактным. Такое в каратах не представишь.
Зеленую безделицу с искрой для одного римско-германского императора за два года выточил итальянец, который заставлял камни танцевать и переливаться. Его же терпеливых рук дело — лазуритовый горшок, супница из раухтопаза, рубиновый бокал и полудрагоценный букет в вазе (см. ниже)
Стратег, родитель и поэт: Фердинанд Эрнст
Фердинанд Эрнст Габсбург (1608-1657) правил Священной Римской империей с 15 февраля 1637 года по 2 апреля 1657 года.
Он также выступал королем Венгрии (с 1625 года), королем Хорватии и королем Богемии (с 1627 года). Дослужился до имперского фельдмаршала (1634).
Как стратег и главнокомандующий — в ходе мучительной Тридцатилетней войны нанес шведам оглушительное поражение при Нёрдлингене (6 и 7 сентября 1634 года). Как политик — подготовил и заключил Вестфальский мир (1648), предоставил некоторые права протестантам.
Поработал хорошо, хоть и рисковал: в 1647 году император едва не попал в плен к шведским партизанам. «Его успели спасти с большим трудом», — сообщает энциклопедия.
А по вечерам, после работы — политик становился поэтом, художником и отцом.
И просветителем собственного дворянства! В 1654 году Фердинанд организовал демонстрацию эксперимента с Магдебургскими полушариями (см. энциклопедию) на заседании Рейхстага, чтобы показать: даже воздух в этом мире — тяжелый и давит на всех без исключения.
Фердинанд Третий был первым композитором из числа Габсбургов, его четырехчастная песня с фигурным басом «Melothesia Caesarea» известна до сих пор.
«Император также написал множество стихов на итальянском языке. Современники ценили их за изящный, живой и легкий в исполнении стиль» — свидетельствуют справочники.
11 детей, три жены и подагру, которая его сгубила, даже упоминать не будем. Этот император любил жизнь.
А еще он любил цветные камни — судя по обширнейшей коллекции резных камей с его портретом.
Он даже согласился быть исполненным в красном коралле, не подумав о правильной передаче цвета своего лица потомкам.
Думал, очевидно, только о красоте исходного материала.
Декоратор, резчик — и поэт! Дионисио Мизерони
А Дионисио Мизерони фон Лизон (1607-1661) вырос в семье потомственных камнерезов, третий век работавшей на сильных мира сего. Еще Оттавио Мизерони, отец Дионисио, переехал из Милана в Прагу, поближе к главному заказчику — императору Рудольфу II, самому эксцентричному из Габсбургов.
Дионисио возмужал в новой, богемской мастерской Мизерони, получившей имя Bubenec (что бы это значило?).
Он полюбил ценить замысел природы (Божий?), ритм и внутреннее настроение камня.
По работе и следуя местным модным тенденциям (Богемия, все же) Дионисио использовал горный хрусталь. «Эти творения из горного хрусталя, вырезанные, как в средневековые времена, необычно современны и стали предшественниками эстетики в стиле ар нуво, которому присуща эта волнообразная стилизация», — пишет уважаемый дзен-канал «Малахитовая шкатулка».
И я однажды покажу эти работы на своем канале, но не сейчас. Тот великий хрусталь смотрится блекло даже на фоне вот этой скромной каменной супницы.
«Для себя» этот конкретный Дионисио Мизерони любил цветные минералы. Вот как этот головастый горшок из ляпис-лазури.
Сложно представить, во сколько он обошелся заказчику. «В Средние века лазурит в Западную Европу поставлялся преимущественно из Ирана и Афганистана. Он был редким, привозимым издалека, сложным из-за твёрдой текстуры при добывании и потому очень дорогим», — сообщает справочник.
Зато какая красота, да? Особенно в эти хмурые декабрьские дни.
«Он продолжил непревзойденные достижения своего отца Оттавио, но позволил естественным, блочным формам камней больше влиять на размер и внешний вид сосудов», — так это формулирует Венский музей истории искусств, комментируя цветочную композицию 1647 года.
Камень, банка — и поэзия! Изумрудный кристалл
В общем, однажды один фанат камня выпросил у другого самую большую ценность семьи, доставшуюся тому от предков.
Необычайный изумруд (два сросшихся кристалла) извлекли из шахты в Колумбии в 1588 году. Его купил, конечно, римско-германский император Рудольф II — сам по себе необычайный. Трудно даже представить, каким тогда был этот камень — если и сейчас, после всех переделок, он весит 2680 (!!!) карат. Мистик Рудольф, прадед нашего Фердинанда, не тронул явление природы.
А правнук Фердинанд и харизматик Дионисий— влезли в самое его нутро.
Мастер был аккуратен. Он оставил коробочке неправильную форму самородка (и стенки не пришлось подрезать). Он поставил изумруд на ножки, а сердцевину вырезал и обратил в крышечку. Обломков набралось только на 2500 гульденов (это всего 6,5 кг золота).
И с 1647 года гости Императорской сокровищницы в венском замке Хофбург ежедневно замирают над изумрудной баночкой.
Фердинанд, пока был жив, рассказывал: герцог Флоренции предлагал ему за эту вещь три тонны золота! Сам император только за работу заплатил 12 тысяч гульденов (тогдашний гульден = 2,5 гр).
А некие «московиты» отдавали за коробочку «много ящиков жемчуга»! Да, Россия тогда была речной жемчужной державой.
Фердинанд устоял, его бюсты, камеи и баночка — все так же в Вене. Ну и ладно, не очень-то хотелось. Посмотрите, какие у нас жемчуга в музеях :-).