Помните анекдот:
Жена звонит мужу с курорта:
- Как там дела?
- Твоя кошка сдохла.
- Фу! Какой ты нетактичный! Надо было как-то меня подготовить.
- А как?
- Ну, сказал бы, что она забралась на крышу, потом упала и разбилась. Понял?
- Да.
- Ну, ладно. А как там моя мама?
- Твоя мама забралась на крышу...
К чему это я?
К тому, что, наверное, все слышали это выражение - "самолет исчез с радаров". Может показаться, что это, как в анекдоте выше, попытка подготовить общественность к неизбежному.
Но на самом деле, кроме попытки подготовить общественность, в этой фразе скрывается ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ работы радаров.
Дело в том, что наша планета круглая, ну, в смысле, шарообразная. И дальность видимости самолета на радаре (прямая видимость), зависит от его высоты. Сильно зависит.
Самолет летящий на высоте:
- 10 км (типичная высота полета) с уровня земли виден за 350 км.
- 100 метров с уровня земли виден за 50 км.
- 5 метров с уровня земли виден всего за 8 км!
И как становится ясно, если самолет "исчез с радаров", может означать, что он просто, по каким-то причинам, снизился и ушел "за горизонт" для радаров.
Как можно попытаться "увидеть" самолет за горизонтом?
Если не вдаваться во всякие очень сложные и дорогие, реально штучные, загоризонтные РЛС, то можно ... поднять сам радар.
И тогда к дальности горизонта самолета (равно дальности обнаружения) добавляется дальность горизонта радара.
Понятно, что чем выше стоит радар, тем больше получается дальность обнаружения при заданной высоте или меньше высота обнаружения при заданной дальности.
Кстати, это давно известный факт, даже вошедший в народный фольклор. Помните - "Высоко сижу, далеко гляжу!"?))
По этой причине радары стараются разместить на естественных возвышенностях:
А если их нет, сделать искусственные:
Передвижные радары возят "возвышенность" с собой))
Ну и самый "дальнобойный" вариант - радар поднятый на самолете на высоту в 10 км:
В этом случае дальность обнаружения 350 км плюс дальность горизонта, объекта, который обнаруживают. Для самолета летящего на высоте 10 км общая дальность составит 700 км!
Из геометрии и физики за 7(6) класс легко получается формула для подсчета дальности горизонта в километрах:
80*√(2*h),
где h высота объекта или точки наблюдения, выраженная в километрах
Из проблемы дальности обнаружения вытекает проблема - "непрерывности зоны обнаружения".
Чтобы низколетящий самолет не пролетел между радарами, нужно их достаточно плотно располагать.
Например, для объекта летящего на высоте 5 метров и радара на высоте 15 метров дальность обнаружения составляет всего 8 км+ 14 км = 22 км!
То есть, чтобы "мышь не проскользнула", надо через каждый 20 км втыкать радар. И в век БПЛА это становится реальной проблемой.
Например, недавно было сообщение что наркотики из Марокко в Испанию через Гибралтарский пролив стали поставлять на низко летающих БПЛА.
И если пересечение испанской границы со стороны пролива не остается незамеченным, то сразу за береговой линией начинаются возвышенность и горы и... самолет (БПЛА) исчезает с радаров. И куда он полетел остается неизвестным.
Да, можно развернуть дополнительные радары, в том числе мобильные, но они имеют дальность порядка пары десятков километров. И тогда их просто можно... облететь!
Помните "мультики Путина" (с)? Тогда мало кто понял из неспециалистов, но там основная фишка НЕ в том, что ракета имеет ядерный двигатель, а в том, что он, двигатель, позволяет ей долго летать и она может огибать зоны наблюдения, "пробегая между струек дождя", то есть между зонами наблюдения!
Сплошной зоны наблюдения не имеет ни одна страна в мире! Сделать ее - очень дорого, нереально дорого!
Например, ОЦЕНИМ количество радаров для той же Испании.
Площадь покрываемая одним радаром 20х20 = 400 кв.км.
Площадь Испании 500 000 кв.км. Тогда для того чтобы покрыть всю Испанию надо "всего"1250 штук радаров. А, скажем, для России 43 000!
Так что в ближайшее время это станет проблемой для всех стран, ну может за исключением США... у них там действует система "метро"))