- Валя, Валентина, - произнесла свекровь, повысив голос и пристально глядя на невестку.
Валя вздрогнула и с недоумением посмотрела на свекровь. Она была настолько напугана своими догадками, что не слышала, о чем та ей говорила.
- Да, мама, вы что-то сказали? — спросила она, пытаясь собраться с мыслями. — Я немного задумалась и не расслышала.
Свекровь поджала губы с недовольством и вздохнула. Ей всегда казалось, что Валентина слишком беспечно относится ко всему и витает в облаках.
- Я понимаю, что ты еще не пришла в себя от моей новости, но мы уже не можем помочь Александру Анатольевичу, — произнесла она. — Нам с тобой нужно решить, как сообщить эту новость Кате и стоит ли брать ее с собой, чтобы она попрощалась с дедушкой.
Валентина с недоумением посмотрела на свекровь. Ей показалось, что если бы была такая возможность, свекровь скрыла бы от ее дочери эту печальную новость.
- Я считаю, что Кате необходимо сообщить о том, что деда больше нет, - произнесла Валентина с волнением. – Она, конечно, еще ребенок, но ей уже двенадцать, и она сама должна решить, поедет ли на прощание с дедушкой, как бы тяжело это ни было.
Свекровь снова с недовольством взглянула на Валю, но не нашла, что возразить.
- Я думаю, что нужно как-то мягко сообщить ей эту новость. Хотя как можно говорить о таком мягко? – произнесла Валя. – Скоро Катя вернется из школы, пообедает и немного пообщается с вами, а потом мы сообщим ей. Пусть она сама решает, ехать ли ей с нами или нет. Я не хочу, чтобы потом дочь обвиняла меня в том, что я запретила ей попрощаться с дедушкой.
- Я переживаю, что смерть отца и теперь еще и деда может отразиться на ней, - сказала свекровь, вздохнув.
- Так сложились обстоятельства, - ответила Валя, возможно, более резко, чем хотела.
— Ты права, — ответила свекровь, допив чай. — Пойдем в зал, не стоит сидеть на кухне. — Встав, она вышла из кухни.
Валентина быстро убрала со стола и последовала за свекровью. Она не могла собраться с мыслями и с нетерпением ждала вечера, чтобы поговорить с Леней. Ей хотелось узнать, правильно ли она поняла, что именно из-за него ушел из жизни свекор. Она боялась, что если ее догадки подтвердятся, то она не сможет общаться с ним как раньше. Она постоянно думала, как ей тогда вести себя с ним и не причинит ли он вред Кате или свекрови, если она будет его прогонять. Сев на диван рядом с Антониной Петровной, она бессмысленно смотрела в экран телевизора.
Свекровь сначала переключала каналы, но потом заметила блуждающий взгляд Вали. Она испугалась за невестку, так как ее поведение было странным.
- Валя, мне кажется, тебе нужно отдохнуть, – с тревогой в голосе произнесла свекровь, взяв ее за руку. – Как ты себя чувствуешь?
- Нет, что вы, мама. Все хорошо, – ответила Валя, словно вынырнув из своих мыслей.
- Меня беспокоит твое состояние. Может быть, у тебя что-то случилось? Ты сегодня выглядишь уставшей и бледной.
- Не стоит беспокоиться, – сказала Валя, улыбнувшись и стараясь отвлечься от своих мыслей. – Я плохо спала, волновалась перед собеседованием, а новость о Александре Анатольевиче выбила меня из колеи.
В этот момент входная дверь хлопнула, и домой вернулась Катя из школы.
- Мама, я пришла! У нас гости? – радостно воскликнула она, разуваясь и проходя в зал.
Увидев бабушку, Катя бросила рюкзак на пол и, подбежав, обняла ее, улыбаясь.
- Ба, я так соскучилась по тебе! – произнесла она. – Между прочим, я обиделась, что в прошлый раз вы с дедом уехали и не дождались меня.
- Ну-ка, дай я посмотрю на мою красавицу, — произнесла свекровь, улыбаясь и немного отстранив Катю от себя. — Как ты выросла, совсем взрослая. Наверное, от мальчиков нет отбоя?
- Ба, ну ты скажешь тоже, — фыркнув, ответила Катя, нахмурившись.
- Так, ну-ка иди переодевайся и мой руки, а я сейчас подогрею поесть, — сказала Валя, улыбаясь. Она прекрасно знала, что если внучку с бабушкой не отвлечь, то они могут до вечера осыпать друг друга комплиментами, забыв обо всем на свете.
Катя быстро пошла в комнату, решив не спорить с мамой, а Валя последовала на кухню. Свекровь, нарезая хлеб, тихо произнесла:
- Я не смогу рассказать, — прошептала она. — Ты сама сообщи ей.
Валентина хмыкнула про себя, поняв, что день будет тяжелым.
После быстрого обеда они перешли в зал. Катя села рядом с бабушкой и, прижавшись к ней, начала расспрашивать о прабабушке и о том, как без нее поживает ее любимый кот Васька. Затем она рассказала о школе, о том, что почти все наверстала, и что на каникулы хочет приехать к ним в гости.
Валя сидела, слушала, как ее дочь общается с бабушкой, и улыбалась. Но вдруг она услышала вопрос Кати:
— Ба, когда ты собиралась к нам, тебе надо было позвонить деду и приехать вместе с ним. У него есть машина, и тебе не пришлось бы добираться на автобусах.
Свекровь перевела испуганный взгляд на Валю и посмотрела на нее с мольбой.
— Катюша, — произнесла Валя, выпрямившись, — дело в том, что деда больше нет.
В каком смысле нет? – спросила Катя, переводя взгляд с матери на бабушку.
- Сегодня утром он ушел из жизни, – тихо произнесла Валя.
- Это что, шутка? – спросила Катя, не в силах поверить в услышанное и вставая с дивана. – Вы так шутите?
- Утром ему стало плохо, и скорая не смогла его спасти, – продолжила Валя, ее голос охрип от волнения.
- Как такое возможно? – воскликнула Катя, отступая назад. – Сначала папа, теперь дед… Почему я теряю дорогих мне людей? Мы что, прокляты? Кто из нас следующий? – прокричала она, заливаясь слезами, и забежала в свою комнату, закрыв дверь на защелку перед Валентиной.
- Катюша, открой, пожалуйста, – произнесла Валя, стуча в комнату к дочери.
- Не стоит ее сейчас беспокоить, – произнесла свекровь, положив руку на плечо Валентине. – Ей нужно побыть одной.
Валя молча кивнула в знак согласия и, вздохнув, села на диван. Ее свекровь последовала за ней. Они долго сидели в тишине, не в силах произнести ни слова, лишь изредка подходя к двери и прислушиваясь. За дверью были слышны рыдания Кати.
Валя включила телевизор, чтобы не слышать, как страдает ее дочь, да и сама она очень переживала. Спустя час она постучала в комнату.
— Катюша, открой дверь, — произнесла она. — Нам нужно поговорить.
— Отстань, я не хочу разговаривать, — крикнула Катя в ответ.
Валентина вновь села на диван и посмотрела на свою свекровь, которая выглядела бледной и иногда потирала грудь. Вскочив, Валя подошла к ней.
— Мама, вам плохо? Может, вызвать скорую помощь? — спросила она взволнованно. — Я сейчас накапаю вам корвалол, — произнесла она, снова поднимаясь.
— Не надо скорой, принеси мне мою сумку, у меня там лекарства, — произнесла свекровь, взяв Валентину за руку.
Валя побежала в коридор и, схватив сумку, вбежала в зал, протянув ее свекрови. Та достала из бокового кармана лекарства и сунула таблетку под язык. Затем откинулась на спинку дивана и прикрыла глаза.
— Я уже слишком стара для таких переживаний, — произнесла она с легкой улыбкой.
Катя, которая к тому моменту успела немного успокоиться, услышала взволнованный голос мамы. Она открыла дверь и увидела напуганную маму и бледную бабушку с побелевшими губами. Катя подбежала к бабушке и обняла ее.
— Ба, прости меня, пожалуйста, — прошептала она. — Я перенервничала и наговорила лишнего.
— Я все понимаю, — произнесла свекровь, улыбаясь. — Не переживай, сейчас все пройдет, — сказала она, нежно похлопав внучку по руке.
Предыдущая глава:
Продолжение: