Пожар самолета Sukhoi Superjet 100 российской авиакомпании «Азимут» в Анталье стал четвертым случаям, когда у лайнеров этого типа загорается двигатель при жесткой посадке. К счастью, в этот раз все пассажиры были эвакуированы по надувным трапам, а местные пожарные быстро ликвидировали возгорание.
Через несколько часов после инцидента «Азимут» выпустил официальное заявление: «В результате сдвига ветра произошла грубая посадка. Командир принял решение об эвакуации по надувным трапам…».
Пассажиры сообщают о сильном ударе при приземлении. По некоторым данным, самолёт совершил «козление» — повторный отскок от полосы после касания шасси. После этого началась утечка топлива, что привело к возгоранию.
Интересный факт: всего месяц назад этот же самолёт уже получил повреждения шасси. Тогда это произошло во Внуково при вынужденной посадке из-за отказа гидросистемы.
Сходство с катастрофой в Шереметьево
Эксперты уже заметили параллели с трагедией 2019 года, когда Superjet загорелся при аварийной посадке в Шереметьево. Тогда шасси пробили топливные баки, что вызвало пожар, унесший жизни 41 человека. Причиной трагедии была признана ошибка пилота, а командир экипажа Денис Евдокимов в 2023 году получил шесть лет колонии. Однако сам пилот утверждал, что причиной аварии стали конструктивные недостатки самолёта.
Герой России, лётчик Александр Гарнаев, открыто критикует конструкцию Superjet. По его словам, крепление стоек шасси непосредственно к задней стенке лонжерона, сопряжённого с топливными баками, — это фатальная ошибка. При грубых посадках это приводит к разрушению баков и утечке топлива, что неизбежно провоцирует пожары.
Гарнаев отмечает, что случай в Анталье стал уже четвёртым инцидентом, связанным с этой проблемой:
- Лётные испытания в Раменском (2018 год).
- Якутск (2018 год).
- Шереметьево (2019 год).
- Анталья (2024 год).
«Сколько ещё нужно сжечь самолётов и человеческих судеб, чтобы проблема была решена?» — эмоционально восклицает лётчик.
Что ждет самолет
Тем временем, в Сети распространяются слухи, что Sukhoi Superjet 100 может быть полностью выведен из эксплуатации. Об этом пишет телеграм-канал ВЧК ОГПУ.
Последняя авария в аэропорту Антальи стала очередным доказательством серьёзных изъянов конструкции самолёта. Перегрузки даже при относительно мягком касании с взлётно-посадочной полосой способны вызвать разрушение задних стоек шасси. Эти стойки пробивают топливные баки, расположенные в крыльях, что приводит к утечке топлива и возгоранию, резюмирует канал.
По данным источников, проблемы с Sukhoi Superjet 100 не ограничиваются шасси. Лайнер регулярно сталкивается с отказами автопилота, гидравлической системы и системы кондиционирования.
В феврале на борту Суперджета оказалась известный советский тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова вместе с учениками. Самолёт при посадке в Саранске выкатился за пределы полосы. Только зимние погодные условия предотвратили пожар, который мог бы возникнуть из-за пробития топливных баков шасси. Это происшествие вызвало серьёзные вопросы о безопасности лайнера.
В июле 2024 года ещё один Суперджет, возвращавшийся с ремонта на Луховицком заводе, врезался в землю сразу после взлёта. Официальной причиной назвали ошибку рабочего, который неправильно установил датчики измерения скорости.
Авария в Анталии также вызвала много вопросов. По версии представителей авиакомпании, командир воздушного судна допустил ошибку, не учтя сдвиг ветра и допустив так называемое «козление» – отскок от полосы при посадке. Однако эксперты отмечают, что в таких условиях посадка должна была выполняться в автоматическом режиме. Почему опытный пилот предпочёл взять управление на себя?
По данным источников ВЧК-ОГПУ, причиной могла стать неисправность автопилота, о которой Ростех якобы пытается умолчать. У этого же борта ранее фиксировались серьёзные проблемы с гидравликой.
В марте 2024 года Ростех в очередной раз перенёс сроки поставок импортозамещённого Superjet с отечественными двигателями на 2026 год. При этом все финансовые проблемы, связанные с авариями и обслуживанием лайнеров, легли на плечи авиакомпаний и страховщиков.
ВЧК-ОГПУ напоминает, что проект Sukhoi Superjet 100 изначально был основан на сыром европейском ближнемагистральном самолёте Dornier 728, который так и не смогли адаптировать под российские условия. Большинство ключевых компонентов – авионика, двигатели, гидравлика – производятся за рубежом. Самолёт стал не только техническим, но и финансовым разочарованием. Источники указывают, что при закупке западных комплектующих через сложные схемы было «отмыто» множество миллиардов долларов.
Суперджет фактически закрыл небо для Ту-414 – отечественного ближнемагистрального самолёта, который в начале 2000-х был готов к производству. Ту-414 был вдвое дешевле, полностью российским по комплектующим и гораздо надёжнее. Однако в пользу Sukhoi Superjet выбор сделали высокопоставленные чиновники и руководство авиационной отрасли.
Теперь, когда перспективы Superjet всё более туманны, представители российских авиакомпаний просят срочно разрешить закупку подержанных зарубежных самолётов. Они и дешевле, и надёжнее, и экономичнее, а главное – способны работать без постоянных поломок.
Надежный самолет
Росавиация, в свою очередь, называет «Суперджет» надежным самолетом.
«Самолет Superjet 100 сертифицирован по российским и международным правилам, соответствует всем требованиям летной годности, прошел все необходимые испытания, конструкция этой машины безопасна. При этом она продолжает совершенствоваться с учетом получаемых в ходе эксплуатации новых данных. В 2023 году российские авиакомпании перевезли на этих самолетах 9,4 млн пассажиров, то есть ежедневно этими воздушными судами безопасно летали в среднем 25,7 тыс. человек», – заявил пресс-секретарь Росавиации Артем Кореняко.
«Поводов отказываться от эксплуатации Superjet 100 нет. Предварительные данные говорят, что причина этого авиационного события кроется не в конструкции самолета. Но только объективное и всестороннее расследование поможет найти истинные причины произошедшего события», – заключил он.