Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Роковая ошибка конструкторов: почему «Суперджет» загорается при жесткой посадке

Оглавление

Пожар самолета Sukhoi Superjet 100 российской авиакомпании «Азимут» в Анталье стал четвертым случаям, когда у лайнеров этого типа загорается двигатель при жесткой посадке. К счастью, в этот раз все пассажиры были эвакуированы по надувным трапам, а местные пожарные быстро ликвидировали возгорание.

Через несколько часов после инцидента «Азимут» выпустил официальное заявление: «В результате сдвига ветра произошла грубая посадка. Командир принял решение об эвакуации по надувным трапам…».

Пассажиры сообщают о сильном ударе при приземлении. По некоторым данным, самолёт совершил «козление» — повторный отскок от полосы после касания шасси. После этого началась утечка топлива, что привело к возгоранию.

Интересный факт: всего месяц назад этот же самолёт уже получил повреждения шасси. Тогда это произошло во Внуково при вынужденной посадке из-за отказа гидросистемы.

Сходство с катастрофой в Шереметьево

Эксперты уже заметили параллели с трагедией 2019 года, когда Superjet загорелся при аварийной посадке в Шереметьево. Тогда шасси пробили топливные баки, что вызвало пожар, унесший жизни 41 человека. Причиной трагедии была признана ошибка пилота, а командир экипажа Денис Евдокимов в 2023 году получил шесть лет колонии. Однако сам пилот утверждал, что причиной аварии стали конструктивные недостатки самолёта.

-2

Герой России, лётчик Александр Гарнаев, открыто критикует конструкцию Superjet. По его словам, крепление стоек шасси непосредственно к задней стенке лонжерона, сопряжённого с топливными баками, — это фатальная ошибка. При грубых посадках это приводит к разрушению баков и утечке топлива, что неизбежно провоцирует пожары.

Гарнаев отмечает, что случай в Анталье стал уже четвёртым инцидентом, связанным с этой проблемой:

  1. Лётные испытания в Раменском (2018 год).
  2. Якутск (2018 год).
  3. Шереметьево (2019 год).
  4. Анталья (2024 год).

«Сколько ещё нужно сжечь самолётов и человеческих судеб, чтобы проблема была решена?» — эмоционально восклицает лётчик.

Что ждет самолет

Тем временем, в Сети распространяются слухи, что Sukhoi Superjet 100 может быть полностью выведен из эксплуатации. Об этом пишет телеграм-канал ВЧК ОГПУ.

Последняя авария в аэропорту Антальи стала очередным доказательством серьёзных изъянов конструкции самолёта. Перегрузки даже при относительно мягком касании с взлётно-посадочной полосой способны вызвать разрушение задних стоек шасси. Эти стойки пробивают топливные баки, расположенные в крыльях, что приводит к утечке топлива и возгоранию, резюмирует канал.

По данным источников, проблемы с Sukhoi Superjet 100 не ограничиваются шасси. Лайнер регулярно сталкивается с отказами автопилота, гидравлической системы и системы кондиционирования.

-3

В феврале на борту Суперджета оказалась известный советский тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова вместе с учениками. Самолёт при посадке в Саранске выкатился за пределы полосы. Только зимние погодные условия предотвратили пожар, который мог бы возникнуть из-за пробития топливных баков шасси. Это происшествие вызвало серьёзные вопросы о безопасности лайнера.

В июле 2024 года ещё один Суперджет, возвращавшийся с ремонта на Луховицком заводе, врезался в землю сразу после взлёта. Официальной причиной назвали ошибку рабочего, который неправильно установил датчики измерения скорости.

Авария в Анталии также вызвала много вопросов. По версии представителей авиакомпании, командир воздушного судна допустил ошибку, не учтя сдвиг ветра и допустив так называемое «козление» – отскок от полосы при посадке. Однако эксперты отмечают, что в таких условиях посадка должна была выполняться в автоматическом режиме. Почему опытный пилот предпочёл взять управление на себя?

По данным источников ВЧК-ОГПУ, причиной могла стать неисправность автопилота, о которой Ростех якобы пытается умолчать. У этого же борта ранее фиксировались серьёзные проблемы с гидравликой.

В марте 2024 года Ростех в очередной раз перенёс сроки поставок импортозамещённого Superjet с отечественными двигателями на 2026 год. При этом все финансовые проблемы, связанные с авариями и обслуживанием лайнеров, легли на плечи авиакомпаний и страховщиков.

-4

ВЧК-ОГПУ напоминает, что проект Sukhoi Superjet 100 изначально был основан на сыром европейском ближнемагистральном самолёте Dornier 728, который так и не смогли адаптировать под российские условия. Большинство ключевых компонентов – авионика, двигатели, гидравлика – производятся за рубежом. Самолёт стал не только техническим, но и финансовым разочарованием. Источники указывают, что при закупке западных комплектующих через сложные схемы было «отмыто» множество миллиардов долларов.

Суперджет фактически закрыл небо для Ту-414 – отечественного ближнемагистрального самолёта, который в начале 2000-х был готов к производству. Ту-414 был вдвое дешевле, полностью российским по комплектующим и гораздо надёжнее. Однако в пользу Sukhoi Superjet выбор сделали высокопоставленные чиновники и руководство авиационной отрасли.

Теперь, когда перспективы Superjet всё более туманны, представители российских авиакомпаний просят срочно разрешить закупку подержанных зарубежных самолётов. Они и дешевле, и надёжнее, и экономичнее, а главное – способны работать без постоянных поломок.

Надежный самолет

Росавиация, в свою очередь, называет «Суперджет» надежным самолетом.

«Самолет Superjet 100 сертифицирован по российским и международным правилам, соответствует всем требованиям летной годности, прошел все необходимые испытания, конструкция этой машины безопасна. При этом она продолжает совершенствоваться с учетом получаемых в ходе эксплуатации новых данных. В 2023 году российские авиакомпании перевезли на этих самолетах 9,4 млн пассажиров, то есть ежедневно этими воздушными судами безопасно летали в среднем 25,7 тыс. человек», – заявил пресс-секретарь Росавиации Артем Кореняко.

-5

«Поводов отказываться от эксплуатации Superjet 100 нет. Предварительные данные говорят, что причина этого авиационного события кроется не в конструкции самолета. Но только объективное и всестороннее расследование поможет найти истинные причины произошедшего события», – заключил он.