Кодавари (яп. こだわり) — своеобразное проявление японского перфекционизма. Яндекс переводит это слово, как «обязательство». По сути, это некий личный стандарт качества, стремление к идеалу в своем деле. Причём, неважно, каким делом занимается человек, большая ли это корпорация или маленькая закусочная. Кодавари — это пристальное внимание к мелким деталям, сосредоточенность на процессе, постоянное стремление к улучшению.
Во многих закусочных и ресторанах Японии можно встретить блюдо «кодавари, но иппин» — «блюдо от шефа», гордость хозяина. Это может быть особенный рецепт или необычная форма подачи, блюдо может быть приготовлено из продуктов какого-то определенного региона, неважно что, но обязательно какая-то своя «фишка», отличающая именно этот рамен, или именно этот ресторанчик от миллиона других. И хозяин будет внимательно следить за реакцией посетителя, и продолжать совершенствоваться!
Порой такое стремление к идеалу кажется абсурдным. Производимый продукт уже достаточно качественный, пользуется спросом, приносит доход… Зачем еще что-то? Но для японца, обладающего Кодавари, «достаточно хорошо» — недостаточно хорошо.
Яркий пример — фруктовая индустрия Японии и знаменитая мускусная дыня. Она выращивается по принципу «один стебель — один плод». Фермер ежедневно кропотливо ухаживает за растениями, контролируя буквально всё: освещённость, влажность, температуру и т. д., чтобы плод получился идеальным по форме, аромату и вкусу. Эти фрукты продают потом в элитных магазинах по цене от 200$ и выше. Японцы прекрасно понимают истинную цену подобных фруктов, и получить такую дыню в подарок большая честь! А если купить весь плод вам не по карману, при магазине обязательно будет кафе, где можно полакомиться десертом из такой дыни. «Посмотрел и уже вкусно!» — это и про дынные десерты, и многие другие блюда приготовленные с Кодавари.
Только человек, нашедший своё место, способен на такое постоянное повышение планки качества. Как сказал один японский фермер: «Я более всего счастлив, когда выращиваю дыни, от которых получаешь тройное удовольствие — от их вида, запаха и вкуса» (Тюдзё Фумиёси).