1 октября 2024 года в России вновь выросли тарифы на утилизационный сбор (утильсбор) для юридических лиц — платеж, который оказывает прямое влияние на стоимость автомобилей. Этот сбор увеличивается практически ежегодно, и в январе 2025 года нас ждет очередное повышение. Почему это происходит и как влияет на рынок автомобилей? Давайте разберемся.
Что такое утилизационный сбор?
Утильсбор — это обязательный платеж, который взимается за утилизацию автомобиля по завершении его жизненного цикла. Он был введен в 2012 году, чтобы стимулировать экологичную утилизацию транспортных средств. Однако для большинства покупателей это лишь дополнительное удорожание автомобиля.
Почему коммерческий утильсбор постоянно растет?
Есть 3 основных причины, по которым утиль регулярно повышается:
1. Поддержка автопрома:
Высокие тарифы утиля делают импорт авто дороже, таким образом поддерживаются конкурентные преимущества отечественного и китайского автопрома.
2. Инфляция и перерасчет:
Власти регулярно пересматривают ставки с учетом инфляции и других экономических факторов. Считается, что это помогает поддерживать реальную стоимость утилизации автомобилей.
3. Экология или бюджет?
Изначально утильсбор задумывался как экологическая мера, но по факту он стал важной статьей пополнения бюджета. Вопрос о том, используются ли эти средства по назначению, остается открытым.
Как это влияет на рынок?
1. Удорожание автомобилей:
Импортные автомобили становятся менее доступными для россиян. Цена может вырасти на сотни тысяч или даже на несколько миллионов рублей, особенно для больших кроссоверов и премиальных моделей с внушительными объемами двигателей.
2. Популярность подержанных машин:
Покупатели все чаще выбирают подержанные автомобили, чтобы избежать дополнительных расходов. Это создает дефицит и поднимает цены даже на старые машины.
3. Снижение продаж новых авто:
Дилеры сталкиваются с падением продаж, что приводит к сокращению ассортимента и увеличению стоимости автомобилей на фоне повышения утиль сбора, и как следствие, снижению спроса.
Причины роста утилизационного сбора и то, на что он влияет – это основное, о чем нужно знать. Теперь рассмотрим, как изменились ставки утиля с 2012 года:
Первоначальный размер налога для легкового автомобиля составляет 20 тысяч рублей, а для грузового — 150 тысяч рублей, и со времени его установления не претерпел изменений. Окончательная сумма сбора определяется в зависимости от возраста автомобиля и объема его двигателя. Например, для нового легкового автомобиля с мотором объемом 2,5 литра в 2012 году ставка с учетом коэффициентов составила 51,2 тысячи рублей, в то время как для подержанного автомобиля (старше 3 лет) — 322,4 тысячи рублей.
26 декабря 2013 года правительство Российской Федерации утвердило новое постановление о размере утилизационного сбора, которое учитывало обновленные правила, однако ставка в целом осталась прежней и не подвергалась индексации по всем пунктам до 2016 года.
29 декабря 2015 года в результате новых поправок к закону "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор был введен также для прицепов с базовой ставкой в 150 тыс. рублей.
В 2016 году размер сбора был проиндексирован на 65%, в 2018 году - в среднем на 15%, но в некоторых категориях увеличение составило до 90%.
В редакции, действовавшей до 2020 года, утилизационный сбор, с учетом коэффициентов, для нового легкового автомобиля с объемом двигателя 2,5 литра составил 126 тыс. рублей, а для подержанного - 480 тыс. рублей.
Сколько коммерческий утильсбор составляет сейчас?
Ставки на ноябрь 2024 года:
На новые авто до 3 лет
до 2 л – 566200
до 3 л – 1562800
до 3,5 л – 1794600
более 3,5 л – 2285200
На авто 3-5 лет
до 2 л – 978200
до 3 л – 2366200
до 3,5 л – 2747200
более 3,5 л – 3004000
Сколько стоит авто с такими ставками?
Давайте рассмотрим стоимость авто с учетом коммерческого утиля и растаможкой его в Республике Беларусь на примере BMW X5 привезенного из Кореи.
К 8 533 700 мы прибавляем, актуальный на ноябрь 2024 год, комутиль на новые авто до 3 литров – 1562800 и получаем 10 096 500 рублей
Тут еще не учтена растаможка авто в РБ, доставка и другие расходы. Вместе с остальными расходами стоимость авто составит примерно 13 570 000 рублей
Что ждать в январе 2025 года?
Уже заявлено, что коммерческий утильсбор снова вырастет. Если в 2024 году повышение стало весьма ощутимым (утиль на объем 2-3 литра скакнул с 844 800 рублей до 1 562 800 рублей), то в начале 2025 повышение будет меньше, на тот же объем 2-3 литра утиль составит 1 875 000)
Информация с повышением утильсбора в январе 2025 года и до 2030 года включительно, представлена ниже.
Как это отразится на покупателях?
Если вы конечный покупатель, растамаживаете автомобиль в РФ и не планируете продавать его более 12 месяцев после ввоза, то в данный момент переживать не стоит, утильсбор будет рассчитываться по ставкам физ.лиц и будет составлять 3400 рублей на автомобили в возрасте до 3-х лет и 5200 рублей на автомобиле старше.
Все же если вы планируете покупку автомобиля в ближайшее время, то сейчас самое время задуматься, ведь правила игры постоянно меняются и новые правки и стандарты, как показывает практика, не за горами. В вопросе подбора и прогона автомобиля вам может помочь наша команда, контакты оставим под статьей.
Заключение:
Повышение утильсбора стало ежегодной традицией, которая сильно влияет на рынок автомобилей и делает покупку машины все менее доступной. Покупателям стоит внимательно следить за изменениями и планировать сделки заранее, чтобы избежать лишних затрат.
Контакты:
taplink.cc/auto_znakhar
Telegram: t.me/auto_znakhar
WhatsApp: +7 936 621-77-70
Instagram: www.instagram.com/auto_zn…igsh=MWphOWhkdmlhb3cweg==
YouTube: www.youtube.com/@auto_znakhar