"Муму" - одна из ранних работ Тургенева, которая, наряду с рассказом "Хорь и Калиныч", является одной из самых ярких в тот период, когда он еще не был автором романов, а писал лишь рассказы, пьесы, стихи.
Жанр - повесть (поскольку со временем происходит значительное изменение характера героя ), несмотря на то, что сам автор называл это свое произведение рассказом. Написанная в 1852 году, впервые опубликована в журнале «Современник» в 1854 году.
Основное место действия
Образ барского дома, в который барыня привезла Герасима, был списан писателем с московского здания на Остоженке, который снимала в 40-х годах мать писателя, жестокая помещица Варвара Петровна. Поэтому, несмотря на архитектурную привлекательность реального дома, в повести особняк предстает перед нами как неказистое, мрачное, полузапущенное здание без всякого очарования.
Интерьер
Описание жилища каждого героя характеризует его натуру. Каморка главного героя состоит из невероятно прочных, тяжелых, надежно сколоченных им самим предметов, которые ничем не сломить, что подчеркивает внутреннюю силу персонажа, его богатырскую, мощную суть, а также постоянство, неизменность, глубину его натуры. Однажды сделанная Герасимом вещь уже никогда не сломается. Также и однажды полюбив кого-то, Герасим уже не сможет никогда забыть, разлюбить, заменить в своей памяти любимое существо кем-то другим. Поэтому Герасим никогда и никем не заменит ни робкую Татьяну, ни бедную маленькую Муму.
Итак, вещи героя - такие же, как он сам, как его чувства, надежные и долговечные.
Портрет героя
Отдельные черты героя характеризуются по-разному в разных местах рассказа, потому что с помощью портрета писатель передает состояние героя. Ведь Герасим совершенно по-разному себя чувствует в каждом новом эпизоде повести.
Например, вначале он показан как могучий работник-богатырь, вполне счастливый на своем месте. Он счастлив потому, что имеет возможность работать на своей земле, он очень трудолюбив и не желает большего счастья, чем трудиться и приносить этим пользу всей деревне, то на пахоте, то на сенокосе, на любой работе.
Когда его перевезли в город, наоборот, он показан жалким и несчастным, даже глуповатым. Подчеркнуто его бесправное положение, как будто он не человек, а бессмысленное существо, которое долго стоит «разинув рот» и не понимает, что с ним вообще произошло.
Чуть позже показывает нам его Тургенев и по-настоящему влюбленным мужчиной, когда Герасим полюбил прачку Татьяну и проявил здесь всю щедрость, доброту своей чистой души, готовность не только всячески одаривать любимую женщину, но и крепко защищать ее от любых обидчиков.
И наконец, мы видим Герасима, который полюбил собачку Муму истинно материнской нежной любовью.
Видим мы Герасима и совершающим чудовищный акт убийства своей любимой собачки, своего лучшего друга, который был даже больше чем просто другом – Муму фактически была для него горячо и нежно любимым ребенком.
И наконец, Герасим предстает перед нами в конце повести совершенно изменившимся и преображенным. Его личная трагедия освободила его от всех условностей его жизни. Он ощутил себя человеком, которому теперь безразлично, что подумает барыня. Он исполнил свой долг послушания и исполнил то, что обещал дворецкому Гавриле, но ценой того, что вся его собственная душа была похоронена в момент утопления Муму. Его прежняя сущность умерла в тот самый момент, когда он умертвил Муму. Крепостной, безвольный и покорный, умер, а остался некий новый Герасим, который шагает по дороге в деревню.
Пейзаж и состояние души героя
Московский пейзаж в повести предельно скуп, обрисован отдельными мелкими и чаще всего непривлекательными деталями: так писатель передает настроение главного героя, потому что Герасим никогда не хотел жить в Москве и чувствовал там себя абсолютно подневольным существом.
Наоборот, финальный пейзаж в произведении, когда крестьянин возвращается без спроса и разрешения в родную деревню, наполнен живыми звуками, изобилует свежими природными запахами, красками, он просто излучает жизнь, всю ее радость, необузданную мощь и энергию.
Картина и музыка этого пейзажа передает новое состояние души героя. И это парадоксальный момент в произведении. С Герасимом только что произошла метаморфоза души, как после настоящей смерти. Убив Муму, герой совершил жестокое насилие прежде всего не над собакой, а над самим собой. Совершив такой поступок, он сам навсегда умер для этой жизни. Исполнение воли барыни означало для него словно согласиться на убийство самого себя. Не зря он совершил символичный жест, изображая, что затягивает петлю на собственной шее, когда обещал дворецкому Гавриле, что воля госпожи будет исполнена, что Муму будет уничтожена. Этот яркий жест затягивания петли на своей шее очень неоднозначный, он на самом деле означал не только то, что Герасим утопит собачку, а то, что такой поступок будет означать внутреннюю гибель для самого Герасима.
Но умерев навсегда для своей собственной жизни, герой, не ожидая сам того, обрел нового себя, свою новую ипостась. Он больше никогда не полюбит и не заведет ни одну собаку, также как и проживёт всю жизнь бобылем, с тех пор как потерял Татьяну. Герасим – редкий человек, очень глубокий, абсолютный однолюб. Потеряв Муму, он потерял самое дорогое в своей жизни навсегда, однако он обрел внутреннюю свободу и внутреннюю суть. И вся его оставшаяся жизнь пройдет теперь под знаком внутренней свободы, - то, что было абсолютно немыслимо для него раньше.
И это на самом деле почти фантастика, ведь в реальном событии, послужившем основой для рассказа, прототип Герасима никак не изменил своему крепостному состоянию и продолжил любить свою барыню несмотря ни на что, и также верно ей служить...
Почему Герасим послушался барыню и утопил Муму
Весь трагизм произведения как раз и заключается в том, что у героя нет и не может быть своей воли в этом поступке. Крепостной всегда исполнял барскую волю, барскую прихоть, малейший и глупейший барский каприз, даже если это стоило крепостному хоть собственной жизни. Писатель показывает: раб не имеет права ослушаться барыню. Раб (крепостной) не может иметь своей воли. У крепостного человека нет никакой своей ценности, единственная ценность – это господская воля (по устоям общества). Именно против этих устоев и направлено произведение.
Почему Герасим принял решение сам утопить Муму?
Во-первых, Герасим не мог никому доверить свою собачку. Расставание с ней было немыслимо, он хотел быть рядом до последней секунды ее жизни, так как он мыслил себя с ней как единое целое. Не случайно он и жест петли вокруг шеи показал двукратно не на самой собачке (хотя это было бы логично, да и Муму стояла рядом при этом). Но он показал петлю именно вокруг собственной шеи, потому что погубить бедную Муму для него было все равно что удавить самого себя. День ее гибели для него воспринимается и как день своих собственных душевных похорон, именно поэтому он одевается в праздничную рубаху - по старинному русскому обычаю, именно так шли на верную смерть.
Во-вторых, Герасим хотел быть уверенным, что собачка не будет страдать и погибнет максимально быстро и безболезненно, а также чтобы до конца своей жизни она с ним не разлучалась, потому что он не хотел, чтобы она тревожилась перед смертью, скулила и плакала без него. Поэтому он все это взял на себя. Перед смертью он ее долго тщательно вычесывает, потом покупает щи в трактире и всю тарелку ставит ей на пол. Собака досыта ела и на барском дворе, но Герасим именно желает потратить на нее свои деньги, особенно хорошо ее угостить, потому что он хочет, чтобы до самой последней секунды своей жизни она была счастлива и ощущала любовь и заботу.
Роль сравнений в рассказе и как они меняются в течение повествования
С кем сравнивается Герасим ? В начале произведения герой сравнивается с богатырем-исполином, а также с могучим деревом, который врос с корнями в свою родную землю. Эти сравнения показывают нам, кто есть герой на самом деле, кем он создан и задуман Создателем, какова его внутренняя суть.
Но, когда барыня взяла по своей прихоти и привезла этого могучего работника в свой московский дом, то Герасим здесь сравнивается с подневольным домашним животным, существующим на убой – Тургенев сравнивает героя то с быком, которого сняли со свежей травы и поставили на вагон поезда, то с «пойманным зверем» (драматические по тональности сравнения), то с гусем (юмористическое сравнение). Но в любом случае эти сравнения с подневольными животными подчеркивают и рабское положение Герасима, в котором у него нет ценности как человека, а его воспринимают как вещь, как животное, которое обязано лишь слушаться.
Наконец, когда Герасим заводит собачку и глубоко к ней привязывается, то автор сравнивает его с матерью, которая с бесконечной нежностью ухаживает за своим младенцем. Такое сравнение позволяет нам прочувствовать тот факт, что Герасим всю силу своей души, в том числе и всю нереализованную личную жизнь (неудавшуюся любовь к Татьяне) вложил в маленькую собачку.
Уход Герасима из города – победа или поражение?
Уход Герасима в родную деревню – это победа героя, поскольку это освобождение от положения, которое никогда ему не нравилось и не подходило его деревенской, мощной натуре. Но его убийство Муму - это, безусловно, поражение. Именно это поражение и потрясло героя настолько, что он осознал саму свою подневольность и решил отказаться от нее.
Основной конфликт произведения - между живым человеческим чувством Герасима (его нежная и глубокая привязанность к собачке) и барским произволом, барской прихотью (убрать собачку с глаз долой).
Что осуждает автор в рассказе? Автор осуждает не барыню прежде всего. Эта героиня, конечно, антипатична нам, но она вызывает скорее жалость. Ее образ комичен, он высмеивается, но на нем не ставится главный акцент. И важно понять, что не барыня требует смерти собачки, а это решение принимают сами Герасим и Гаврила, додумывая за барыню, как бы ей угодить, так чтоб уж наверняка. Недовольство барыни воспринимается ими как невесть что такое, что нужно избежать любой ценой.
Поэтому сама барыня высмеивается автором, но по-настоящему глубоко он возмущен не этим одним отрицательным персонажем, а крепостническим укладом жизни, при котором все крепостные трепещут и стремятся удволетворить малейший барский каприз. И вот состояние души этих крепостных уже не смешно, оно трагично.
Например, дворецкий Гаврила не посмел противоречить (хотя мог бы, его бы не убили за это), когда барыня предположила абсурдную вещь, что можно женить Татьяну на Капитоне.
И также Герасим не смог просто унести собачку с собой в деревню. По его мнению, он должен был послушаться, должен был исполнить барскую волю в том виде, в каком она была понята и передана усердным дворецким Гаврилой. Таково было рабское понимание долга обоих этих героев. Потому что именно Гаврила и Герасим так поняли своим умом, что надо именно уничтожить собачку. Чтобы уж точно никогда не вернулась беспокоить госпожу.
Итак, автор осуждает не конкретную барыню, а весь устрой, следствие которого - отсутствие внутренней свободы у крепостных, так что даже малейшее противоречие барскому слову становится немыслимым.
Таково было миропонимание бедных рабов, воспитанное многовековым крепостническим строем. Вот против этого рабского мироощущения крепостных (в котором они, конечно, не виноваты) направлена вся повесть.