Найти в Дзене
Кинопоиск

«Оземпик», Дориан Грей и куриная ножка: 10 ключей к пониманию фильма «Субстанция»

На Кинопоиске вышла «Субстанция» — один из самых обсуждаемых зарубежных фильмов этого года. Разговоры о ней не затихают аж с каннской премьеры, где фильм Корали Фаржа получил приз за лучший сценарий. Помогаем разобраться в хитросплетениях сюжета этого провокационного боди-хоррора. Элизабет Спаркл (Деми Мур) — позабытая голливудская звезда, которая ведет фитнес-шоу на ТВ. Ее противный босс Харви (Деннис Куэйд) увольняет Спаркл, потому что та стала «страшной и старой». Раздавленная женщина обращается в загадочную компанию, которая выпускает препарат «Субстанция». Благодаря ему Элизабет на две недели в месяц может превращаться в более совершенную и молодую Сью (Маргарет Куолли). Ключ к успеху — сохранение баланса, который женщины нарушают все чаще. Читайте также «Субстанция»: феминистский боди-хоррор с Деми Мур и Маргарет Куолли Француженка вдохновлялась собственным жизненным опытом. Всю жизнь ей казалось, что она недостаточно хороша. С годами требовательность и неприязнь к себе и своей в
Оглавление

На Кинопоиске вышла «Субстанция» — один из самых обсуждаемых зарубежных фильмов этого года. Разговоры о ней не затихают аж с каннской премьеры, где фильм Корали Фаржа получил приз за лучший сценарий. Помогаем разобраться в хитросплетениях сюжета этого провокационного боди-хоррора.

О чем это

Элизабет Спаркл (Деми Мур) — позабытая голливудская звезда, которая ведет фитнес-шоу на ТВ. Ее противный босс Харви (Деннис Куэйд) увольняет Спаркл, потому что та стала «страшной и старой». Раздавленная женщина обращается в загадочную компанию, которая выпускает препарат «Субстанция». Благодаря ему Элизабет на две недели в месяц может превращаться в более совершенную и молодую Сью (Маргарет Куолли). Ключ к успеху — сохранение баланса, который женщины нарушают все чаще.

  📷
📷

Читайте также

«Субстанция»: феминистский боди-хоррор с Деми Мур и Маргарет Куолли

Почему Фаржа решила это снять

Француженка вдохновлялась собственным жизненным опытом. Всю жизнь ей казалось, что она недостаточно хороша. С годами требовательность и неприязнь к себе и своей внешности только усиливались, а после 40 лет появилось ощущение, что жизнь вот-вот закончится. Все это заставило задуматься о стремлении женщин соответствовать нереалистичным стандартам красоты любой ценой и о том, как эти попытки приводят к разрушению личности.

О чем были ее прошлые фильмы

   «Выжившая»
«Выжившая»

В своей ранней короткометражке «Реальность+» Фаржа рассказывает о технологии, которая позволяет людям видеть себя и окружающих в идеализированном облике. Однако использовать эту возможность можно лишь в течение 12 часов в сутки. Когда вышел ее полный метр «Выжившая», поклонники боди-хорроров, особенно женского пола, почувствовали, что в жанре появился многообещающий новичок. По сюжету фильма главную героиню сталкивают со скалы. Ее тело пронзает дерево, но она выживает и с веткой, торчащей из живота, отправляется мстить обидчикам.

Для режиссера тема насилия имеет две стороны. С одной — женщины сталкиваются с внешним насилием, явной и легко распознаваемой агрессией. С другой — существует скрытое, внутреннее насилие, которое возникает под влиянием укоренившихся моделей поведения в обществе. Социум навязывает женщине, какой она должна быть, и если она не соответствует этим ожиданиям, то начинает ненавидеть себя. Появляется ощущение, что с ней что-то не так, хотя на самом деле проблема кроется в самих нормах.

До «Выжившей» Фаржа не считала себя феминисткой: «Вероятно, я всегда была ей, просто не придавала этому значения. Фильм помог мне осознать, кто я как режиссер. Именно после его выхода я почувствовала, что хочу глубже исследовать темы, связанные с насилием и ролью женщины в современном мире».

Правда ли, что это фильм про «Оземпик»

-4

Не совсем. Сценарий «Субстанции» был придуман еще пять лет назад, когда этот препарат не приобрел такой популярности среди худеющих знаменитостей. Фаржа объясняет это так: «Во Франции, как и во всем мире, существует множество медицинских препаратов для подавления аппетита и снижения веса. Раньше женщины могли даже принимать амфетамины, чтобы сохранять стройность. Сегодня ради худобы люди пьют непонятные порошки, таблетки и чаи. „Оземпик“ — лишь новая версия того, что существует с незапамятных времен. Тот факт, что мое кино вызвало такой резонанс, обнадеживает. Но и одновременно пугает тем, насколько проблема привлекательности остается болезненно актуальной».

Что значит определение феминистский боди-хоррор

-5

Боди-хоррор — поджанр фильмов ужасов. Он пробуждает у зрителей отвращение и страх, демонстрируя физические искажения, которые нарушают естественные формы и функции тела. Это могут быть мутации, разложения, захват паразитами или насильственные трансформации, подчеркивающие уязвимость человека и его тела.

Королем жанра считается Дэвид Кроненберг с культовыми «Мухой», «Видеодромом» и «Экзистенцией». Одним из знаковых фильмов является и «Нечто» Джона Карпентера о поглощающем все живое монстре, принимающем облик последней жертвы.

Феминистский боди-хоррор, в свою очередь, исследует женское тело, сексуальность и идентичность через призму телесности. Такие фильмы могут обращаться к специфическим женским процессам — менструации, беременности, родам — и раскрывать связанные с этим страхи и тревоги. Этот поджанр часто служит критикой патриархальных представлений о женском теле и исследует влияние общественных норм на него.

Одной из самых известных создательниц фильмов этого направления является Жюлия Дюкурно. Ее дебютный фильм «Сырое» рассказывает о молодой вегетарианке, которая, поступив в ветеринарную школу, начинает испытывать неконтролируемую тягу к человеческой плоти. Этот фильм исследует проблемы взросления и сексуальности через телесную перспективу. Вторая работа Дюкурно, «Титан», получила главный приз Каннского кинофестиваля в 2021 году. Этот фильм, шокирующий и одновременно нежный, рассказывает о травмированной девушке, жаждущей отцовской любви. Она испытывает сексуальное влечение к автомобилям и в итоге беременеет от машины.

   «Титан»
«Титан»

Есть и менее очевидные представители жанра, где явные физические трансформации отсутствуют, но история все равно рассказывается через женское тело. Например, в триллере «Глотай» героиня Хейли Беннетт узнает о своей беременности. На фоне стресса и отсутствия поддержки со стороны близких у нее развивается компульсивная тяга к глотанию несъедобных и опасных предметов.

Корали Фаржа идеально вписывается в жанр, поднимая его на новый уровень дискомфорта. Здесь все работает на создание ощущения физического и эмоционального ужаса: кровь, незаживающая рана, мутирующие зрачки, жуткие деформации. «Субстанция» болезненно и анатомически исследует, как женское тело, утратив упругость и молодость, становится невидимым, нежеланным и ненужным в глазах общества.

«Для женщин-режиссеров боди-хоррор может стать мощным инструментом самовыражения. С раннего возраста я чувствовала себя чужой в привычных для девочек мирах. Меня всегда привлекали „мальчишеские“ игрушки и фильмы, а не куклы или игры в готовку. Это сформировало мое понимание того, как я могу заявлять о себе в общественном пространстве и находить способы самовыражения. Однако добиться того, чтобы мой голос был услышан, особенно как жанровый режиссер во Франции, оказалось непросто», — объясняет Фаржа.

Какие визуальные отсылки к классике можно здесь заметить

-7

Ядовито-кислотный цвет препарата в фильме напоминает сыворотку из классического хоррора Стюарта Гордона «Реаниматор». В нем ученый с маниакальной одержимостью изобрел вещество, способное оживлять мертвых. Однако его эксперименты приводят к ужасающим последствиям.

Ковер с оранжевыми узорами в коридоре и красная уборная — очевидная отсылка к «Сиянию» Стэнли Кубрика. А в финале звучит симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», которую многие знают по другому фильму Кубрика — «2001 год: Космическая одиссея».

Сью можно рассматривать как внутренний голос Элизабет. Поскольку героиня Деми Мур испытывает глубокую ненависть, она хочет причинить боль не только себе, но и своей молодой версии. Элизабет пытается превратить ее жизнь в хаос, мусорит в квартире и поглощает огромное количество еды. В одной из самых запоминающихся сцен Спаркл съедает курицу, а позже Сью достает из своего пупка куриную ножку. Этот эпизод явно отсылает к «Видеодрому» Дэвида Кроненберга, где Макс Ренн достает пистолет из своего живота. Другая аллюзия к «Видеодрому» — крупный план экрана с губами героини Куолли; это явная параллель с образом Дебби Харри, чьи губы были показаны на таком же экране у Кроненберга.

Художник по протезам Пьер-Оливье Персен признался, что при создании финального образа мутанта черпал вдохновение из «Мухи». В культовом фильме герой Джеффа Голдблюма постепенно превращается в ужасное существо: сначала у него появляются странные волосы на спине, затем отваливается ноготь, а позже деформируется и все лицо. Постепенный процесс трансформации используется и в «Субстанции», где зрителю не сразу раскрываются масштабы финального преображения.

-8

К «Мухе» есть и более очевидная отсылка. Во время встречи Элизабет с боссом, жадно поглощающим креветки, в бокале тонет муха. Некоторые воспринимают это как предзнаменование скорой гибели Спаркл, но можно предложить и другое толкование. Корали Фаржа символически убивает насекомое, подчеркивая, что она рассказывает эту историю с женской точки зрения. Таким образом, «Субстанция», хоть и вдохновлена культовым хоррором, идет своим собственным путем, предлагая переосмысление жанра через женскую перспективу.

«Субстанция» вдохновлена и романом Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» о стремлении к вечной молодости и гедонизму. В книге портрет служит зеркалом для Дориана, отражая его моральное разложение, пока сам он сохраняет внешнюю красоту. Этот мотив перекликается с образом гигантской картины Элизабет в гостиной.

Связь становится очевидной, когда Спаркл в гневе разбивает стекло портрета. Это напоминает финал романа, где Дориан уничтожает картину, мгновенно превращается в старика и умирает. С этого момента начинается и физическое старение героини.

Кем еще вдохновлялась Корали Фаржа

Помимо Кроненберга, одним из главных источников вдохновения для Корали Фаржа стала Дженнифер Кент. Ее ключевые работы — «Бабадук» и «Соловей». Первый фильм — хоррор, исследующий подавленные эмоции и непрожитое горе, второй — суровый вестерн о торжестве женского начала над мужскими пороками.

Что символизирует такая белая ванная

-9

Каждая локация в фильме имеет символическое значение. Например, длинный оранжевый коридор на телеканале олицетворяет жизненный путь Элизабет: она начинает свое путешествие в одном конце и завершает в другом.

Фаржа лично продумывала дизайн квартиры Спаркл. Она стремилась сделать пространство вневременным, сочетая старомодные и футуристические элементы, чтобы зритель мог представить его в любой эпохе. Ей было важно подчеркнуть, что эта история могла произойти в любое время: и сегодня, и полвека назад, и в далеком будущем. Квартира наполнена символизмом, и ее центральным элементом стало большое окно, соединяющее внутренний и внешний миры Элизабет. С появлением Сью окно начинает отражать будущее, которое уже не принадлежит самой Спаркл.

Белая ванная комната — пространство всех трансформаций героини — превращается в своеобразный кокон, где Элизабет оказывается наедине с собой. Абстрактный интерьер напоминает экспериментальную камеру, полностью оторванную от реальности. Это усиливает чувство изоляции героини.

Похожи ли актрисы на своих героинь в реальной жизни

-10

Фаржа была шокирована тем, что Мур согласилась на эту роль. В интервью журналу People режиссер призналась: «Когда всплыло ее имя, я сказала: „Забудь. Она никогда не захочет делать что-то подобное. Давайте не будем терять время“». Но после раздумий отправила ей сценарий.

Для Мур эта роль оказалась почти автобиографичной. В своих мемуарах она рассказывала, как в начале карьеры сталкивалась с давлением со стороны продюсеров, что привело к расстройству пищевого поведения и глубокой неприязни к своему телу. Впоследствии актриса страдала от алкогольной и наркотической зависимостей. В 2021 году весь интернет бурно обсуждал неудачную пластическую операцию Мур на показе Fendi. Так что этот проект стал для нее возможностью переосмыслить свое отношение к внешности и исследовать темы, связанные с общественным восприятием красоты и возраста.

Имя для героини Мур Фаржа придумала не случайно. Фамилия «Спаркл» символизирует сияние, переживание того самого мгновения счастья, когда ты находишься в центре внимания. А имя «Элизабет» вызывает ассоциации с великими дивами прошлого, такими как Элизабет Тейлор, Бетт Дэвис (чье полное имя — Рут Элизабет Дэвис), Элизабет Монтгомери, а также с культовыми персонажами вроде Элизабет Беннетт из «Гордости и предубеждения».

Одной из самых сложных сцен для Деми Мур стал эпизод, в котором ее героиня готовится к свиданию и бесконечно поправляет макияж. В кульминации Элизабет, переполненная отвращением к своему отражению, начинает бить себя и размазывать косметику. На съемку этой сцены потребовалось 15 дублей, и к финалу актриса больше не могла продолжать: уже не героиня, а сама актриса начала испытывать к себе неприязнь. Вмешалась команда гримеров, остановив режиссера.

Пьер-Оливье Персен вспоминает: «Я переживал, что она может навредить себе, и сделал то, чего раньше никогда не позволял себе на съемках. Резко сказала Корали: „Хватит. Ты больше не можешь это снимать, иначе у нее пойдет сыпь по всему лицу“».

-11

Читайте также

Маргарет Куолли о «Субстанции»: «Хорроры отлично подходят для выражения женского гнева»

Для подготовки к роли Маргарет Куолли проводила много времени, изображая Сью дома, что не очень-то нравилось ее мужу Джеку Антоноффу. Одной из самых сложных сцен для нее стал урок аэробики, который в фильме изображен предельно сексуализированно. Несмотря на то, что в реальной жизни Маргарет профессионально занималась танцами, такая форма раскрепощенности оказалась для нее непростой. В интервью The Sunday Times она призналась, что плакала во время репетиций: «Такой тип сексуальности мне совершенно не был близок». Актриса также рассказала, что в день съемок этой сцены она чувствовала сильное напряжение, поэтому ей даже пришлось выпить текилы, чтобы расслабиться.

Как это понимать, что обе героини — единое целое

-12

Связь между Элизабет и Сью может показаться запутанной. Сью буквально происходит от Элизабет, которую называют «матрицей». Они едины в физическом смысле, но у них разные сознания. Некоторым зрителям кажется нелогичным, что Элизабет продолжает принимать «Субстанцию», ведь она не может пережить жизнь Сью. Однако для Спаркл это логично: ее цель — не быть кем-то другим, а выглядеть как кто-то другой.

Разделение сознания между Элизабет и Сью придает фильму дополнительной глубины. Их взаимоотношения отражают борьбу между внешним и внутренним «я». Эта динамика делает историю универсальной, показывая, как человек может быть себе худшим врагом. То, с какой неприязнью Элизабет и Сью смотрят друг на друга, символизирует не только внутренний конфликт, но и то, как сексизм и эйджизм глубоко укоренились среди женщин. Их взаимодействие можно рассмотреть и как сложные, порой токсичные отношения между матерями и дочерьми.

Эта динамика подчеркивает важный социальный месседж: женщины в обществе глубоко взаимосвязаны, но укорененная мизогиния усиливает их разобщенность и отчуждение.

-13

Как трактовать финал фильма

-14

Из-за нарушения правил использования «Субстанции» тело Сью начинает разрушаться: у нее выпадают зубы, отходят ногти, из нее выходит монстр — причудливая смесь черт Сью и Элизабет, которые наконец-то слились в единую сущность.

Финальная трансформация интуитивно ощущается как момент освобождения для героини. Иронично, что, когда Элизабет становится полностью деформированной и чудовищной, ей впервые безразлично, как она выглядит. Это единственный раз, когда она смотрится в зеркало и ей нравится отражение. Теперь героиня может уверенно появиться на сцене новогоднего шоу.

Жестокая реакция публики становится зеркалом общества. Мы осуждаем и отвергаем тех, кто осмеливается выходить за рамки установленных норм, даже если эти нормы несправедливы. Фаржа доводит идею до абсурда и в сцене на «Аллее славы» демонстрирует, что облегчение для героини наступает, когда ее тело, ставшее источником душевной боли, наконец-то исчезает.

«Я сказала все, что хотела, и счастлива, что меня никто не ограничивал. Этот фильм — о насилии и контроле, о том, как нас постоянно учат быть деликатнее, нежнее, утонченнее. Раньше девушки стягивали себя корсетами, сегодня символ женственности — обтягивающая одежда. Мне было важно выпустить наружу все сдавленное, расстегнуть это, снять, освободиться. Я хотела взорваться и разбить эту систему вдребезги — жестко и бескомпромиссно. Чтобы встряхнуть людей, нужны не косметические изменения, а землетрясения, цунами. Мы должны перестать ограничиваться точечным обсуждением проблем и сосредоточиться на коренном изменении основ нашего общества», — подводит итог Корали Фаржа.

Автор: Кира Голубева